Предисловие |
3 |
ВВЕДЕНИЕ. Цель и сущность предмета. Взаимодействие психологии и педагогики |
5 |
ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ |
Р а з д е л I. Восприятие и узнавание |
Глава 1. Основной феномен узнавания: мир из хаоса |
12 |
Глава 2. Что ощущает человек, впервые увидевший мир в 52 года |
14 |
Глава 3. Восприятие - бессознательное умозаключение |
18 |
Глава 4. Подходы к изучению зрения слепорожденных. Эксперименты с животными |
19 |
Глава 5. Может ли взрослый человек увидеть "все заново"? |
21 |
Глава 6. Увидеть - значит понять |
6.1. Теща или жена |
24 |
6.2. Неоднозначная геометрия |
26 |
6.3. "Ваза или два профиля?" |
28 |
Глава 7. Картины |
30 |
Глава 8. Невозможные фигуры |
34 |
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки |
36 |
Р а з д е л 2. Мышление |
Глава 1. Основные подходы к формулированию понятия мышления |
37 |
Глава 2. Зачаточные формы обучения и интеллектуально-приспособительной деятельности животных |
2.1. Условно-рефлекторное поведение |
39 |
2.2. Механизмы образования ассоциативных связей |
42 |
2.3. Инстинктивное поведение и обучение |
а) Обучение у одноклеточных организмов |
46 |
б) Пластичность инстинктивного поведения насекомых |
47 |
в) Ограниченность обучения, ритуалы и суеверия |
53 |
Глава 3. Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными |
3.1. Перебор действий |
56 |
3.2. Перебор символов действий. "Ага-реакция" |
58 |
Глава 4. Моделирование процессов мышления и творчества |
4.1. Виды мышления |
61 |
4.2. Основные операции и процедуры мышления |
63 |
4.3. Модели механизмов мыслительных процессов |
64 |
4.4. Семантические сети |
71 |
4.5. Построение, анализ и оценки мысленных планов деятельности |
73 |
Глава 5. Язык и мышление |
5.1. Синтаксис и грамматика. Продукции |
77 |
5.2. Поверхностные и глубинные структуры языка |
80 |
5.3. Языковые характеристики высших животных |
83 |
Глава 6. Особенности творческого мышления |
6.1. Фазы творческого процесса |
85 |
6.2. Характерные особенности творческого процесса |
87 |
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки |
95 |
Р а з д е л 3. Психология человеческой личности |
Глава 1. Понятие личности и структура личности |
96 |
Глава 2. Интеллектуальные и творческие способности |
98 |
Глава 3. Тестирование интеллектуальных способностей |
101 |
Глава 4. Тестирование творческих способностей |
104 |
Глава 5. Вопросы теории выявления и измерения способностей |
106 |
Глава 6. Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления базисных способностей |
108 |
Глава 7. Тестирование личности |
115 |
Глава 8. Характер |
118 |
Глава 9. Темперамент |
121 |
Глава 10. Пример практического самоопределения своего типа характера |
124 |
Глава 11. Психофизиологические корреляты личностных факторов |
129 |
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки |
131 |
Глава 12. Мотивации |
12.1. Мотивации как система целеполагания |
132 |
12.2. Типы мотиваций |
134 |
12.3. Новые мотивации, планирование деятельности и корни духовных ценностей |
137 |
Глава 13. Эмоции |
13.1. Эмоции как механизм регуляции мотивационной деятельности |
141 |
13.2. Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения |
146 |
13.3. Эмоции и язык социально значимых жестов и поз |
149 |
13.4. Роль полушарий мозга в осуществлении различных сторон эмоционального поведения |
151 |
Глава 14. Основные чувства человека |
153 |
14.1. Дружба и любовь |
157 |
14.2. Межличностное общение и истоки чувств |
163 |
Глава 15. Волевое поведение |
170 |
Глава 16. Настроения, стрессы, аффекты |
173 |
Глава 17. Личностные факторы и психоанализ |
177 |
Глава 18. Переключение энергии и механизмы сублимации: церемонии, ритуалы, истоки культурных традиций |
180 |
Глава 19. Неврозы как следствия дефектов функции защиты |
184 |
Глава 20. Нервные механизмы мотиваций и эмоций |
186 |
Глава 21. Нервные механизмы стрессов и аффектов |
190 |
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки |
192 |
Ч А С Т Ь II. ПЕДАГОГИКА |
Р а з д е л 1. Общие основы педагогики |
Глава 1. Педагогика: предмет и его место в системе современного антропологического знания |
196 |
Глава 2. Педагогика как одна из древнейших наук: основные этапы развития |
202 |
Глава 3. Отражение педагогических принципов в структуре системы современного образования |
207 |
Глава 4. Теоретические основы специфики обучения учащихся разных возрастов |
213 |
Глава 5. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности |
216 |
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки |
216 |
Р а з д е л 2. Дидактика |
Глава 1. Общее понятие о дидактике, ее предмет и задачи |
223 |
Глава 2. Развитие системы дидактических принципов |
224 |
Глава 3. Основные задачи и направления современной дидактики |
228 |
Глава 4. Комплексная система принципов современной дидактики |
234 |
Глава 5. Развитие способов и методов обучения |
239 |
Глава 6. Проблема классификации методов обучения |
242 |
Глава 7. Формы организации современного школьного обучения |
244 |
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки |
246 |
Р а з д е л 3. Современные методы, среды и системы обучения |
Глава 1. Дидактические основы современных технологий и методов обучения |
247 |
Глава 2. Педагогические технологии общения |
251 |
Глава 3. Индивидуальный диалог - фундаментальная проблема обучения |
255 |
Глава 4. Дидактические игры |
257 |
Глава 5. Эвристическая методы в педагогике и обучении |
262 |
Глава 6. Методы и средства проблемного обучения. Системы дополнительного образования |
267 |
Глава 7. Методы программированного обучения |
270 |
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки |
271 |
Р а з д е л 4. Компьютерные методы в системе образования |
Глава 1. Автоматизированные обучающие системы |
273 |
Глава 2. Проблемы использования современных компьютерных технологий |
275 |
Глава 3. Проблема человеко-компьютерного интерфейса в автоматизированных обучающих системах |
277 |
Глава 4. Проблемы обучения в гипертекстовой среде |
284 |
Глава 5. Концепция развития системы педагогического и психологического обеспечения автоматизированных обучающих систем |
289 |
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки |
292 |
Р а з д е л III. Воспитание |
Глава 1. Теоретические вопросы воспитания: эволюция взглядов |
293 |
Глава 2. Основы теории возрастного развития личности. Адекватность процессов развития, воспитания и обучения |
296 |
Глава 3. Основы теории воспитания |
300 |
Глава 4. Взаимоотношения теории воспитания и родственных областей науки |
303 |
Глава 5. Системы и методы воспитания |
306 |
Глава 6. Специфика развивающего воспитания в условиях современного информационного общества |
310 |
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки |
314 |