5.3. Языковые характеристики высших животных

Рассмотренные характеристики моделей языковых структур, непосредственно связанных с процессами мышления, интересно сопоставить с характеристиками языка таких высокоразвитых животных, как высшие обезьяны. Изучение языковых возможностей обезьян дало интересные результаты при использовании языков жестов. Еще в середине этого века исследователи поняли, что бессмысленно пытаться учить обезьян говорить, так как их речевой аппарат не приспособлен для этих целей. Зато в силу своей биологии обезьяны хорошо приспособлены для использования жестов при общении. Многочисленные эксперименты, проведенные в Сухумском питомнике, показали, что даже низшие обезьяны, например макаки, способны обучаться разным жестам (13, 290-293). Например, сигнальным знаком при просьбе ореха было соприкосновение большого и указательного пальцев руки (знак "О"), при просьбе земляники - полураскрытая кисть руки (условный знак "С"), при просьбе хлеба - сжатый кулак, яблока - раскрытая ладонь и т.д. (рис. 33, А).

Впечатляющие результаты получены в работах, когда исследователь и обезьяна общались между собой, составляя сообщения при помощи жетонов, раскладываемых в определенном порядке на специальной доске.

Психолог Дэвид Примак обучал шимпанзе общаться с собой при помощи жетонов, располагаемых в нужном порядке на магнитной доске. Использовались пластиковые жетоны, покрытые тонкой магнитной пленкой. Жетоны имели разную форму и разный цвет, что ставилось в соответствие с разной смысловой нагрузкой, придаваемой этим жетонам. Так, например, жетон, имеющий форму буквы Ж, обозначал "шоколад", жетон, имеющий форму квадрата, - "банан", треугольника - "яблоко" и т.д. Отдельные группы жетонов обозначали такие действия, как "дать", "брать", такие понятия, как "различный", "одинаковый", "да", "нет", "если... то".

83

Рис. 33. Языковые и мыслительные способности высших обезьян выясняются при использовании языка жестов и действий. А. Условные жесты обезьян, выражающие потребность в пище: знак "О" - орех, знак "С" - земляника, знак "А" - хлеб, знак "В" - яблоко, знак "Ф" - редис. Б. Использование жетонов различной формы и цвета, имеющих после обучения обезьян различные смысловые нагрузки, позволяет им строить фразы типа "Сара брать яблоко", "Мери дать шоколад Сара". В. Наличие принципиальных способностей к построению новых слов, значение которых являются осмысленными комбинациями уже известных понятий
Рис. 33. Языковые и мыслительные способности высших обезьян выясняются при использовании языка жестов и действий. А. Условные жесты обезьян, выражающие потребность в пище: знак "О" - орех, знак "С" - земляника, знак "А" - хлеб, знак "В" - яблоко, знак "Ф" - редис. Б. Использование жетонов различной формы и цвета, имеющих после обучения обезьян различные смысловые нагрузки, позволяет им строить фразы типа "Сара брать яблоко", "Мери дать шоколад Сара". В. Наличие принципиальных способностей к построению новых слов, значение которых являются осмысленными комбинациями уже известных понятий

В этих экспериментах обезьяна по имени Сара обучалась строить различные предложения, по-разному комбинируя, т.е. располагая в разной последовательности, слова-жетоны. В качестве примеров таких предложений в (28, 156-163) приводятся комбинации: "Сара

84

брать яблоко", "Мери дать шоколад Сара" и т.д. Не менее интересными в плане комбинационных возможностей являются примеры, в которых шимпанзе образуют названия для новых объектов, например, называя редис как "плакать боль еда", арбуз как "конфета пить" или в других случаях как "фрукт пить". Ю. Линден (28, 156-163) пишет, что в случае создания названия для арбуза обезьяна "угрожающе близко подошла к той созидающей символизации, которая вызвала к жизни английское слово watermelon" (водяная дыня) (рис. 33, Б, В). Особый интерес вызывает то, что по некоторым данным высшие обезьяны могут использовать вполне определенный порядок слов, что свидетельствует о наличии у них определенных зачатков синтаксических и грамматических правил. В частности, Линден пишет о способности шимпанзе различать и использовать различные предикатные структуры, такие, как, например, щекотать (х,у), где "щекотать" - предикат, х, у - аргументы, обозначающие имена субъекта и объекта действия. Другими словами, шимпанзе различает и использует фразы типа "Ты щекотать меня" и "Я щекотать тебя".

85



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved