Раздел III
ВОСПИТАНИЕ
Глава 1
Теоретические вопросы воспитания:
эволюция взглядов
Теория воспитания как самостоятельная часть педагогической науки оформилась в XIX веке, в начале которого немецкий педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт выделил теорию воспитания как вторую, равноценную обучению часть педагогики. В 1806 году вышел его основной труд со знаменательным названием "Общая педагогика, выведенная из цели воспитания". Эту книгу можно рассматривать как первый опыт научного построения теории воспитания. Главную цель воспитания Гербарт определял как гармонию воли с этическими идеями, в этом плане интересно его высказывание о подавлении "дикой резвости" ребенка.
В качестве методологии достижения целей воспитания Гербарт выдвигал тезис о "воспитывающем обучении", в процессе которого должен развиваться многосторонний интерес ребенка к окружающему миру. В качестве основных выделялись шесть форм интереса: эмпирический интерес к реальным событиям и явлениям, умозрительный (или спекулятивный) интерес к причинам вещей и явлений, эстетический интерес к прекрасному, симпатический - к близким людям, социальный - к людям вообще и религиозный. В свою очередь, основой интереса Гербарт считал внимание, рассматривал его как инструмент интереса и, как следствие этого, считал возбуждение произвольного и непроизвольного внимания важнейшей дидактической задачей воспитания.
293
Решение проблемы нравственного воспитания строилось на пяти базовых нравственных идеях (или принципах) этики Гербарта. Это, во-первых, идея внутренней свободы, реализация которой развивает в человеке качества цельности и независимости в делах и суждениях. Во-вторых, идея совершенства, дающая человеку непротиворечивость и "внутреннюю гармонию". Третья идея этики и нравственного воспитания - идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли человека с потребностями, желаниями других людей. Четвертая идея - идея права, которая лежит в основе урегулирования конфликтного поведения людей. И наконец, идея справедливости, которая должна служить руководящим началом в отношениях между людьми и в отношениях между человеком и обществом. На основании принципа справедливости должна присуждаться награда человеку, принесшему пользу обществу, или должно применяться наказание к человеку, нарушающему закон.
С точки зрения современной педагогики под воспитанием подразумевается целенаправленная деятельность по формированию у детей (и не только у детей) системы социально приветствуемых качеств личности, моральных и этических норм и убеждений. В рамках такого определения могут быть выделены два аспекта. Первый аспект - рассмотрение воспитания в широком смысле как процесса социализации личности под воздействием на нее общества в целом, что происходит в ходе формирования взаимоотношений личности с различными общественными институтами, такими, как семья, школа, рабочие коллективы, средства массовой информации, явления и средства культуры, общественные организации и т.д. Во втором аспекте воспитание рассматривается в более узком, педагогическом смысле как специальным образом организованный, управляемый процесс формирования личности, целенаправленно осуществляемый педагогами и родителями.
Исходя из сказанного цели процесса воспитания заключаются в формировании гармоничной, духовно богатой, всесторонне развитой личности. В результате воспитания человек должен обладать творческой и интеллектуальной индивидуальностью, высоким уровнем культуры, моральных и нравственных норм, должен быть социально компетентным и востребованным, способным к совершенствованию себя и внешнего мира.
Таким образом, любые формы воспитания осуществляются непосредственно в ходе процессов социализации личности, т.е. в процессе усвоения человеком норм, установок, ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу, данному общественному слою, группе
294
людей. Процессы социализации и воспитания могут проходить стихийно и целенаправленно, причем в первом варианте на человека воздействуют многие, часто противоречивые факторы общественной жизни. В частности, часто противоречащими являются нормы общества и нормы определенного общественного слоя или группы людей. Сложность процесса воспитания во многом определяется сложностью установления приоритетов, упорядочения в сознании человека моральных и этических норм общества в целом, семьи, социальной группы, к которой он принадлежит, социальной группы, к вхождению в которую он стремится.
В качестве примера можно рассмотреть различие норм поведения школьника в отношении списывания результатов самостоятельных работ, принятых среди сверстников, и норм, приветствуемых воспитателями, преподавателями и родителями. В качестве другого типичного примера можно привести различия в нормах справедливости и возможности покрывать проступки друзей. Эти нормы часто бывают разными и противоречащими друг другу, например, с точки зрения закона и с точки зрения правил определенного социального слоя, являющегося значимым для данного конкретного человека. Спрашивается, как должен в подобных случаях вести себя воспитатель, чтобы привить воспитуемому правильный взгляд на вещи, тем более что во многих случаях вопрос, что представляет собой правильный взгляд, остается весьма спорным?
Именно такие принципиальные сложности, возникающие практически на каждом шагу процесса воспитания, делают обоснованным отношение к воспитанию скорее как к искусству, чем как к науке или ремеслу.
Классификация видов воспитания может проводиться по нескольким принципам. Наиболее обобщенная классификация по содержательному основанию разделяет воспитание на умственное, нравственное, физическое и трудовое. Более подробная классификация этого типа может включать в себя такие виды воспитания, как разные типы патриотического воспитания, интернациональное, правовое, экологическое, экономическое, гражданское и другие виды. Другим типом является классификация по институциональному принципу, когда воспитание разделяется на семейное, школьное, внешкольное, религиозное, воспитание в детских и юношеских организациях дополнительного образования (таких, как кружки по интересам, спортивные секции) и т.д.
295