ВВЕДЕНИЕ
Цель и сущность предмета. Взаимодействие
психологии и педагогики

Душа (psyche) и наука (logos) - так еще в XVI в. на основании греческих слов определялась сущность психологии. В современном понимании следует говорить о психологии как науке, изучающей доступные измерению проявления души. Исходя из такого определения психология включает в свое поле множество отдельных, часто имеющих самостоятельный статус, областей. Современная педагогика изучает различные вопросы, проблемы и аспекты процессов и методов

Рис. 1. Основные области, изучающие разные аспекты психологии как "науки о душе". Данную схему следует рассматривать как некую сеть, в которой различные области имеют в той или иной степени выраженные связи
Рис. 1. Основные области, изучающие разные аспекты психологии как "науки о душе". Данную схему следует рассматривать как некую сеть, в которой различные области имеют в той или иной степени выраженные связи

5

обучения, воспитания, образования и развития человека. Таким образом, можно говорить о тесном переплетении целей и задач обеих наук.

Рассмотрим краткие характеристики некоторых областей психологии (рис. 1). В процессе рассмотрения специфику отдельных областей будем анализировать как с позиций психологической, так и с позиций педагогической проблематики. При изложении психологических аспектов в качестве основного стержня будем рассматривать проблемы когнитивной психологии (от англ, cognition - знание) и психологии личности. Такая ориентация является естественной для наших целей, ввиду того, что именно вопросы формирования личности, воспитания и обучения представляют собой основу и психологической педагогики, и педагогической психологии.

С времени своего возникновения в начале 60-х годов в основе когнитивной психологии лежит информационный подход к психологическим аспектам деятельности, в рамках которого рассматриваются вопросы закономерностей и характеристик познавательной деятельности, приобретения и оперирования знаниями.

Таким образом, специфика различных областей психологии с точки зрения развития и протекания когнитивных процессов заключается в изучении закономерностей приема и переработки информации, представления, структурирования и оперирования знаниями. В прикладном смысле изучение и использование знаний о когнитивных процессах направлено на практическое применение, в том числе и в педагогическом процессе, знаний о закономерностях восприятия, мышления, распознавания образов, внимания, запоминания, хранения информации, воображения, формирования целей и подцелей деятельности.

В более широком плане знания, касающиеся когнитивных процессов и процессов формирования личности, активно используются специалистами разных отраслей для решения проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта и робототехники. Причем следует заметить, что продвижение в решении практически всех перечисленных вопросов в той или иной степени может и должно быть использовано при решении педагогической проблематики.

6

Например, при разработке современных систем компьютеризации образовательного процесса важнейшее значение приобретают вопросы правильной, адекватной характеристикам восприятия человека, организации систем представления данных, правильной, адекватной закономерностям мышления человека, организации систем структурирования учебного материала.

С учетом сказанного перейдем к описанию характеристик отдельных областей психологии, в первую очередь обращая при этом внимание на связь с вопросами приобретения знаний и формирования личности.

Возрастная психология - область, изучающая становление психических функций человека в процессе его развития. Основные направления возрастной психологии связаны с исследованием периодов развития человеческой личности: стабильных и кризисных участков жизни, степени индивидуализации отдельных периодов развития личности, определением эмоциональных, личностных, интеллектуальных, социальных критериев и нормативов для каждого возрастного этапа.

С точки зрения возрастной психологии нормальным является эффект возрастных кризисов, часто возникающих при смене статических периодов развития личности. В частности, подростковый и юношеский кризисы объективно связаны с неравномерностью развития и созревания различных структур мозга, функций психики и обменных процессов. Проявление кризисов обычно связано с такими явлениями как негативизм, упрямство, эмоциональная неустойчивость, частая смена интересов и мотиваций, депрессия, завышенная или заниженная самооценка.

Зоопсихология (психология животных) - раздел психологии, изучающий проявления и закономерности возрастного развития психики животных, развитие и изменение поведения животных в процессе эволюции. Сравнительный аспект изучения психики животных разного уровня развития особенно интересен в связи с попытками выяснения "качественных" скачков в развитии отдельных функций (восприятия, памяти, интеллекта, навыков, инстинктов, способности к обучению и пр.). В работе такого рода исследователь должен избегать опасности отождествления действий животного с осознанным поведением человека, с одной стороны, и не представлять животных как систему с чисто автоматическим поведением.

7

Дифференциальная психология - раздел, изучающий как психологические различия между отдельными конкретными личностями, так и различия психологических проявлений у представителей разных социальных, этнических, национально-культурных и других групп людей. В частности, кросскультурные различия в моральных, нравственных нормативах, в нормах поведения, обычаях, способах общения, восприятия внешнего мира. Характерный пример особенностей восприятия у людей разных национально-культурных групп: дети эскимосов знают до 92 разновидностей снега и льда, африканские племена до сотни разновидностей съедобных кореньев.

Психогенетика - раздел, исследующий различные аспекты взаимоотношений наследственных (генетических) факторов и факторов среды при формировании человеческой личности. Измерению подвергаются различные характеристики восприятия, мышления, темперамента и т.д. Специфическими для психогенетики являются методы сравнения психики однозиготных близнецов (имеющих идентичный набор генов) при их воспитании в одних или разных социальных условиях; методы сравнения психики приемных детей, воспитываемых в одной семье, но имеющих разных биологических родителей.

Общая психология - раздел психологии, изучающий вопросы методологии, теории и истории психологической науки, общие закономерности формирования и функционирования психики, формулирующий задачи отдельных областей психологии.

Психология труда - раздел, изучающий формирование и проявление характеристик психики в процессе трудовой деятельности, в частности динамику работоспособности человека в зависимости от различных условий, пути формирования профпригодности и профориентации, оптимизацию личностных отношений в коллективе.

Космическая психология - изучает закономерности психики в условиях "пространственной напряженности": (перемещение в пространстве при отсутствии силы тяжести, площади опоры), "сенсорного дефицита" (длительное пребывание в замкнутых пространствах ограниченного объема, в условиях ограничения сенсорной информации), малого фиксированного коллектива (психологическая совместимость членов экипажа, распределение ролевых функций в процессе

8

групповой деятельности, предсказание и локализация конфликтных ситуаций на основе изучения личностных характеристик членов экипажа и т.д.).

Патопсихология - отрасль, изучающая отклонения в психической деятельности и состоянии личности при патологических состояниях мозга, связанных с различными психическими или соматическими заболеваниями.

Психотерапия - оказание психологической помощи здоровым людям при возникновении у них психологических затруднений, с одной стороны, и лечение пациентов с помощью средств психологического воздействия при наличии у них измененных состояний сознания и подсознания, с другой стороны. Основные методы психотерапии связаны с процессами выявления, осознания и многократного анализа скрытых и явных переживаний, эмоциональных конфликтов и затруднений.

Социальная психология - изучает закономерности взаимодействия больших и малых групп людей: проблемы отношений внутри и между различными социальными слоями населения, проблемы отношений лидера и коллектива, проблемы межкультурных влияний, проблемы формирования группового сознания при использовании средств массовой информации, авторитета формального и неформального лидера.

Психология менеджмента - изучает психологические аспекты организации работы коллективов людей с максимальным учетом их интересов, индивидуальных склонностей, мотиваций, интеллектуальных и творческих способностей. В этом смысле психологическая основа менеджмента это правильная расстановка и подбор кадров, установление правильной системы вознаграждений и заинтересованности в результатах работы, что ведет в конечном счете к резкому повышению качества продукции и ее спроса.

Психология творчества - изучает закономерности создания новых оригинальных идей и устройств в науке, технике, искусстве, особенности психической деятельности людей, проявляющиеся в ходе творчества.

Педагогическая психология - исследует закономерности формирования дидактических процессов (методов и приемов обучения и воспитания), основанных на максимальном использовании педагогом

9

всей суммы знаний о специфике восприятия, переработки информации, структуре мотивационной и эмоциональной сферы учащихся, их интеллектуальных и творческих способностях.

Психологическая педагогика - представляет собой направление, призванное соединить творческие усилия педагога, психолога и ученика, сделать их партнерами в процессах обучения, воспитания и формирования личности. Целью психологической педагогики является достижение "равновесия души и глагола" в ходе непрерывного образовательного процесса.

10



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved