Глава 5
Вопросы теории выявления и измерения способностей
Основы факторной теории интеллекта были разработаны в 20-х годах XX века Чарльзом Спирменом. В основе теории, с одной стороны, лежал статистический анализ практических тестов, а с другой - постулат о существовании некоторого универсального интеллектуального фактора С, названного генеральным, а также наборов специфических S(n) и групповых Н(n) факторов. Строго говоря, каждый S(i) специфический фактор из набора S(n) определяется наличием i-той тестовой методики измерения интеллектуальных способностей, что может быть представлено в виде матрицы (табл. 3).
Существующая положительная корреляция между группами тестов определяется, таким образом, степенью их "насыщенности" некоторым количеством общих факторов. Интерпретация содержательного смысла понятия генерального фактора состоит в том, что этот фактор присущ всем вариантам (методам) измерения интеллекта и являет собой проявление некоторых общеинтеллектуальных, универсальных мыслительных способностей.
Таблица 3. Соотношение генерального, специфических и групповых факторов интеллекта
Основанием для таких предположений, по-видимому, можно считать большое количество примеров, свидетельствующих о "щедрости таланта". Способный, талантливый человек проявляет свою незаурядность во многих (если не в большинстве) областях человеческой деятельности. Имеющиеся во множестве примеры такого рода носят качественный, описательный характер и не могут дать точных статистических оценок. Тем не менее интуитивно ясно, что иметь дело с "толковым" человеком предпочтительно в любой работе.
В дальнейшем в качестве "первичных умственных способностей" разные авторы выделяли различные групповые факторы. Тем не менее можно говорить о ряде наиболее "устоявшихся" факторов, являющихся, таким образом, кандидатами на роль гипотетических базисных
106
интеллектуальных способностей. Перечислим и охарактеризуем некоторые из них (рис. 43).
Фактор словесного (вербального) понимания. Этот фактор связан с наличием способностей к пониманию смысла слов, определению сходства и различий, классификации понятий и т.д. Фактор беглости речи, являющийся одним из определяющих в тестах на установление способностей к скорости и точности ответов на вопрос, на измерение ассоциативной силы, на ориентацию в словарном запасе. Числовой фактор, связанный со способностями к выполнению различных простых арифметических операций, запоминанию числовых рядов, общими возможностями оперирования числовым материалом. Фактор пространственной ориентации, связанный с легкостью и точностью определения взаимоотношений фрагментов конкретных фигур, ориентацией в схематических изображениях и планах, способностями к манипулированию образами. Фактор ассоциативной памяти, связанный с возможностями осуществления ассоциаций в различных перцептивных модальностях (зрение, слух и др.) и способностью к вербальным ассоциациям.
Факторы индуктивного и дедуктивного мышления. Под индуктивными способностями, в частности, предлагается выделять способности, связанные с решением задач на нахождение правил по завершению или заполнению пробелов в числовых рядах, а также с решением тестов на завершение рядов фигур. Заметим, что подобное понимание индукции, вообще говоря, соответствует определению индукции, связанному с введением квантора всеобщности в математической логике (см. раздел "Модели механизмов мыслительных процессов" - 1.4.3).
В контексте анализа механизмов процесса мышления индукция обеспечивает, таким образом, введение в ходе решения задач новых понятий. В простейшем случае это происходит как результат обобщения нескольких примеров. Другими словами, фактор индуктивности связан с осуществлением обобщения, перехода от частного к общему.
Рис. 43. Гипотетический набор факторов, составляющих базис построения интеллектуальных способностей
107
И очень важно отметить, что этот фактор во многом определяет аксио-матичность мышления.
Фактор дедуктивного мышления, в противоположность фактору индукции, представляет собой способность к процедурам логического вывода, проводимым на основании имеющихся аксиом и правил вывода.
108