Темы и вопросы для семинаров и самопроверки

  1. Рассмотрите разницу между сенсорными (например, зрительными) и мыслительными понятиями.
  2. Проанализируйте простейшие схемы ассоциации на примере схемы условного рефлекса.
  3. Рассмотрите принципы перехода к более сложным типам ассоциаций на примерах цепей условных рефлексов разной степени сложности.
  4. Проанализируйте свои представления о происхождении неврозов человека, исходя из данных о механизмах возникновения экспериментальных неврозов у животных.
  5. Коротко сформулируйте и представьте в виде схемы свои представления о молекулярных механизмах формирования ассоциативных следов памяти.
  6. Каковы нейрофизиологические механизмы запоминания информации и их связь с процессами синаптической передачи нейромедиаторов?
  7. Какова природа пластичности инстинктивного поведения?
  8. Рассмотрите на конкретных примерах соотношения элементов обучения и "жестких" запаянных схем в рамках инстинктивного поведения.
  9. Проанализируйте "корни" появления ритуалов, суеверий, исходя из ограниченности знаний и способностей к обучению.
  10. Критически проанализируйте примеры, рассматриваемые этологами (специалистами по изучению поведения животных) в качестве примеров наличия у животных элементов (или "проэлементов") ритуального поведения.
  11. Приведите классические примеры моделей инструментального поведения животных. Сравните схемы инструментального и условно-рефлекторного поведения животных. Рассмотрите вопрос, насколько велики сходства и различия этих типов поведения.
  12. Опишите принципы инструментального поведения с точки зрения теории перебора действий.
  13. К каким последствиям в теоретическом и практическом плане ведет переход механизмов мышления от процедур, связанных с перебором действий, и к процедурам, связанным с перебором символов действий? Рассмотрите примеры.
  14. Проведите сравнительный анализ таких видов мыслительной деятельности, как наглядно-образное, действенное, понятийное мышление. Насколько эти виды исчерпывают мыслительную деятельность? Можете ли Вы рассмотреть другие типы классификации видов мышления?
  15. Охарактеризуйте основные операции и процедуры мышления.

94

  1. Приведите примеры и критически рассмотрите теоретические основы и принципы осуществления дедуктивных и индуктивных мыслительных процедур.
  2. Опишите роль семантических сетей в моделировании процессов мышления и творчества. Можете ли Вы привести примеры, не укладывающиеся в модель мышления как работы системы семантических сетей?
  3. В чем разница модельных представлений о поверхностных и глубинных структурах языка? Рассмотрите примеры этих типов структур.
  4. Рассмотрите примеры развития языка животных разных уровней развития. Попробуйте составить схемы (модели) мыслительных процедур, способных реализовать чти примеры.
  5. Перечислите и критически проанализируйте последовательность и содержание фаз творческого процесса. Можете ли Вы, используя собственный опыт, знания и интуицию, в чем-то добавить или уточнить данную схему 7?
  6. Критически проанализируйте схему, описывающую основные черты, сходство и различия между "человеком творческим" и "человеком понимающим".

95



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved