Необходимым дополнением схемы Маслоу является включение в систему мотиваций, связанных с самоактуализацией, группы потребностей, направленных на реализацию духовных, моральных и интеллектуальных целей, норм и ценностей, приобретаемых человеком в процессе жизни. Эти мотивации, естественно, занимают высшие места в иерархии мотивационных стимулов, управляющих деятельностью человека. Особенностью именно этих мотивов является то, что они становятся потребностями, т.е. переходят из категории целей, связанных с "надо", в категорию целей типа "хочу" в результате длительных и многотрудных процессов воспитания, саморазвития и самоорганизации личности. Но в результате их формирования удовлетворение от совершения нравственных поступков (и соответственно потребность в их совершении) становятся вполне сравнимыми (приобретают один порядок важности) со всеми остальными типами потребностей.
Совершенно особый способ появления новых мотиваций связан с тем, что любой человек активно участвует в процессе культурного развития. Другими словами, человеческая личность неразрывно связана с
137
культурной средой общества, немыслима в отрыве от тех или иных культурных традиций, направлений и проявлений. Причины такой неразрывной связи и корни зарождения этой связи более подробно рассмотрены далее в разделе "Переключение энергии и механизмы сублимации"; здесь же важно подчеркнуть сам факт того, что самые разные проявления искусства и культуры становятся новыми мотивациями человека. Человек посещает театр, кино, читает книги, смотрит телевидение или слушает музыку не в плане надо, но исключительно в плане хочу, потому что любит эти занятия, получает от них удовольствие. Появление новых мотиваций, таким образом, представляет собой появление новых целей, новых глубинных, насущных потребностей личности.
Сформированная на некоторый данный момент времени система мотиваций определяет основные цели деятельности организма. Как следствие сопоставления иерархии потребностей и конкретных условий внешней среды, у человека формируется определенный когнитивный план - граф (дерево) целей и подцелей, корни которого определяются мотивациями. Построение таких планов означает, что на каждом шагу поведения осуществляется просмотр, основанный на использовании правил типа:
ПП = f (ОЦ, З),
где ПП - поведенческий потенциал, т.е. сила, определяющая стремление к цели (подцели), ОЦ - ожидание или прогноз достижения цели при использовании данного шага, З - значимость достижения данной цели. В результате деревья, или графы, направленные на достижение одной и той же цели, могут быть разными не только у разных людей, но и у одного человека в зависимости от ситуации, настроения, борьбы мотивов, значимости (веса) той или иной подцели (рис. 50).
Например, при построении плана переезда из города в город человек должен учитывать такие факторы, как цена билета на разные виды транспорта, время в пути, моральные затраты на приобретение билета (типа просьбы об услугах) и т.д. На каждом шаге формирования плана приходится так или иначе просчитывать многие варианты
Рис. 50. Когнитивный план дерева деятельности имеет своими корнями неудовлетворенные мотивации. Когнитивный план представляет собой принципиально динамическую, меняющуюся в зависимости от условий конструкцию
138
(ветви графа целей) и оценивать их предпочтительность. В итоге такой деятельности формируются различные стратегии планирования поведения, например, стратегия избегания неудач, стратегия стремления к успеху, в том числе стремления к успеху любой ценой, стремления к успеху без применения некорректных с точки зрения социальных норм средств, стремление к успеху в любой области вне зависимости от собственных склонностей, стремление к успеху только в области своих интересов и т.д.
Таким образом, деятельность по построению планов, проводимая в рамках морально-этической сферы, непосредственно связана и прямо определяется структурой мотиваций человека. Причем только наличие мотиваций высшего порядка, определяемых потребностью к осуществлению действий, соответствующих духовным нормам и ценностям, способно обеспечить нормальное поведение человека.
В итоге рассмотрения всего комплекса мотиваций и потребностей человека мы можем заключить, что известное выражение "любовь правит миром" в более точном и более общем смысле должно звучать как "миром правят мотивации". Именно так может быть коротко определено место мотиваций в общей системе человеческих ценностей, как материальных, так и духовных.
Потенциальная множественность формирования графов целей показывает, что поведение человека с неизбежностью включает в себя творческие моменты, т.е. моменты выбора средств, целей, условий. Это значит, что поведение не является цепью автоматических, однозначно влекущих друг друга актов. Человек в ходе планирования и реализации своих действий способен на совершение поступка, т.е. на личностно осмысленное, сознательно сконструированное поведение. Это не всегда действие, иногда поступком является только попытка достичь цели. Тем не менее осуществление внутреннего выбора в соответствии с критериями и требованиями высших мотиваций составляет значительную часть работы по подготовке поступка.
Основанием, базой поступка являются не технические и технологические возможности, а морально-этические, нравственные решения. Именно поэтому человек в процессе совершения поступка часто вступает в противоречие с установленными в данном социальном слое привычными нормами и критериями, конфликтует с заведенным порядком. В качестве классических примеров поступка может быть приведено поведение человека при защите слабого, поведение при отстаивании собственных принципов и убеждений, поведение, связанное с преодолением страха или действий, связанных с явными неприятностями. Причем важно, что во всех этих случаях человек, совершающий поступок, обязательно, с неизбежностью должен преодолевать в процессе
139
планирования поступка целый комплекс четко предвидимых им неприятных, зачастую вредящих ему лично последствий.
В этой связи интересно отметить, что совершение поступка имеет, как минимум, два плана: внешний и внутренний. В социальном плане поступок проявляется как действие, в индивидуальном, личностном плане - как сложный, длительный процесс внутреннего выбора, творческий акт, проходящий в сфере интеллектуальных, моральных и нравственных категорий и понятий. Но не имеет ли место определенное противоречие между длительностью "созревания" поступка, его оформлением в процессе внутренних сомнений и борьбы человека с самим собой и теми многочисленными фактами, когда человек совершает поступок мгновенно, без раздумий и колебаний?
Очевидно, нет. Образно говоря, поступок совершается мгновенно, подготовка поступка может длиться всю жизнь. Мгновенность свершения свидетельствует об уровне "укоренения" социально значимых, моральных и этических норм в структуре личности, или, как можно сказать, используя точную и образную формулировку педагогической психологии, в "тексте, называемом личностью". Кстати сказать, в данном выражении просматриваются определенные ассоциации и с модельными представлениями о структуре процессов мышления и памяти, в которых сложные комплексы понятий записываются и читаются на основе текстов, реализованных на языке семантических сетей, их узлов и связей.
В социальном плане личностные поступки, получившие общественное признание, ставшие значительными в сознании большинства людей, получают особое положение. Такие поступки приобретают название подвигов, деяний, становятся целью воспитания, примером для подражания. На основании таких поступков происходит формирование идеалов целых поколений людей. Причем важно отметить, что сам процесс создания определенных идеалов, примеров для подражания представляет собой одно из фундаментальных свойств человеческой личности, качество, которое абсолютно неотделимо от человека.
Человек без идеалов невозможен, но, к сожалению, очень даже возможен человек с ложными, социально вредными, преступными идеалами. В частности, с неправильно сформированными и неправильно понимаемыми идеалами, с идеалами, являющимися результатом неполного понимания и, как следствие этого, добросовестного заблуждения. Классическими примерами таких событий являются различные ложные ценности, лежащие в основе жизненных правил криминальных социальных групп, маргинальных слоев общества.
140