ПРЕДИСЛОВИЕ |
5 |
Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ |
1.1. Физическая культура и спорт как социальные феномены |
1.1.1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры |
7 |
1.1.2. Спорт - явление культурной жизни |
8 |
1.1.3. Компоненты физической культуры |
8 |
1.2. Физическая культура в структуре профессионального образования |
1.2.1. Физическая культура студента |
11 |
1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования |
16 |
1.2.3. Профессиональная направленность физического воспитания |
17 |
1.2.4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта |
20 |
1.3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении |
1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры |
22 |
1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре |
23 |
1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе |
25 |
Контрольные вопросы |
32 |
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
Часть первая |
2.1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система |
34 |
2.2. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма |
35 |
2.3. Функциональные системы организма |
2.3.1. Костная система и ее функции |
36 |
2.3.2. Мышечная система и ее функции (строение, физиология и биохимия мышечных сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры) |
40 |
2.3.3. Физиологические системы организма |
53 |
2.4. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека |
64 |
2.5. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности |
66 |
2.6. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление |
69 |
2.7. Биологические ритмы и работоспособность |
72 |
2.8. Гипокинезия и гиподинамия |
74 |
2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности |
75 |
Контрольные вопросы |
79 |
Часть вторая |
2.10. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки |
2.10.1. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы |
80 |
2.10.2. Обмен веществ и энергии |
88 |
2.11. Органы пищеварения и выделения |
114 |
2.12. Железы внутренней секреции |
115 |
2.13. Сенсорные системы |
116 |
2.14. Регуляция деятельности организма в различных условиях |
2.14.1. Особенности функционирования центральной нервной системы |
119 |
2.14.2. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательного навыка |
119 |
2.14.3. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды |
120 |
2.14.4. Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом |
122 |
2.14.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов |
125 |
2.14.6. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение |
126 |
2.14.7. Работа в замкнутом пространстве |
127 |
2.14.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату |
127 |
2.14.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости |
128 |
2.14.10. Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации |
129 |
Контрольные вопросы |
129 |
Глава 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ |
3.1. Понятие "здоровье", его содержание и критерии |
131 |
3.2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности |
133 |
3.3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье |
134 |
3.4. Здоровый образ жизни студента |
136 |
3.5. Влияние окружающей среды на здоровье |
138 |
3.6. Наследственность и ее влияние на здоровье |
139 |
3.7. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека |
140 |
3.8. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка |
142 |
3.9. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности |
144 |
3.10. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни |
147 |
3.10.1. Режим труда и отдыха |
148 |
3.10.2. Организация сна |
149 |
3.10.3. Организация режима питания |
150 |
3.10.4. Организация двигательной активности |
152 |
3.10.5. Личная гигиена и закаливание |
155 |
3.10.6. Профилактика вредных привычек |
159 |
3.10.7. Культура межличностного общения |
164 |
3.10.8. Психофизическая регуляция организма |
165 |
3.10.9. Культура сексуального поведения |
168 |
3.10.10. Критерии эффективности использования здорового образа жизни |
170 |
3.11. Физическое самовоспитание и самосовершенствование - условие здорового образа жизни |
171 |
Контрольные вопросы |
174 |
Глава 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ |
4.1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов |
175 |
4.2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения |
178 |
4.3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов |
181 |
4.4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме |
183 |
4.5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения |
185 |
4.6. Типы изменений умственной работоспособности студентов |
188 |
4.7. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период |
189 |
4.8. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период |
192 |
4.9. Использование "малых форм" физической культуры в режиме учебного труда студентов |
196 |
4.10. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря |
198 |
4.11. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов |
199 |
Контрольные вопросы |
204 |
Глава 5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ |
Часть первая |
5.1. Методические принципы физического воспитания |
205 |
5.2. Средства и методы физического воспитания |
5.2.1. Средства физического воспитания |
211 |
5.2.2. Методы физического воспитания |
212 |
5.3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям |
215 |
5.4. Воспитание физических качеств |
218 |
5.5. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания |
231 |
Контрольные вопросы |
233 |
Часть вторая |
5.6. Общая физическая подготовка |
234 |
5.7. Специальная физическая подготовка |
5.7.1. Спортивная подготовка |
237 |
5.7.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки |
241 |
5.8. Интенсивность физических нагрузок |
241 |
5.9. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности |
243 |
5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления) |
247 |
5.11. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта |
250 |
5.12. Формы занятий физическими упражнениями |
257 |
5.13. Построение и структура учебно-тренировочного занятия |
259 |
5.14. Общая и моторная плотность занятия |
260 |
Контрольные вопросы |
260 |
Глава 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ |
6.1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий |
6.1.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность |
262 |
6.1.2. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями |
263 |
6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий |
6.2.1. Формы самостоятельных занятий |
265 |
6.2.2. Содержание самостоятельных занятий |
267 |
6.2.3. Возрастные особенности содержания занятий. Особенности занятий для женщин |
282 |
6.2.4. Особенности самостоятельных занятий для женщин |
283 |
6.3. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности |
6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки. Расчет часов самостоятельных занятий |
285 |
6.3.2. Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей и проделанной работы. Корректировка тренировочных планов |
286 |
6.4. Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки |
288 |
6.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста. ЧСС/ПАНО (частота сердечных сокращений/порог анаэробного обмена) у лиц разного возраста |
290 |
6.6. Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности |
292 |
6.7. Гигиена самостоятельных занятий |
6.7.1. Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание |
293 |
6.7.2. Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь |
296 |
6.8. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Профилактика травматизма |
297 |
6.9. Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий |
298 |
Контрольные вопросы |
299 |
Глава 7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ |
7.1. Определение понятия "спорт". Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями |
300 |
7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений |
301 |
7.3. Единая спортивная классификация. Национальные виды спорта в спортивной классификации |
302 |
7.4. Студенческий спорт. Его организационные особенности |
304 |
7.4.1. Спорт в высшем учебном заведении |
305 |
7.4.2. Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа |
307 |
7.5. Студенческие спортивные соревнования |
7.5.1. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности |
308 |
7.5.2. Система студенческих спортивных соревнований |
308 |
7.6. Студенческие спортивные организации |
311 |
7.7. Нетрадиционные системы физических упражнений |
312 |
7.8. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений |
313 |
7.8.1. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов |
314 |
7.8.2. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений |
322 |
Контрольные вопросы |
331 |
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ |
8.1. Историческая справка |
333 |
8.2. Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества |
334 |
8.3. Модельные характеристики спортсмена высокого класса |
335 |
8.4. Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений |
338 |
8.4.1. Перспективное планирование многолетней подготовки |
339 |
8.4.2. Годичное планирование |
340 |
8.4.3. Текущее и оперативное планирование |
342 |
8.5. Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности |
343 |
8.6. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий |
348 |
8.7. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения студентов |
349 |
8.8. Календарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнований |
349 |
8.9. Требования спортивной классификации и правил соревнований по избранному виду спорта |
350 |
Контрольные вопросы |
351 |
Глава 9. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ |
9.1. Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом |
352 |
9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи |
355 |
9.3. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность |
355 |
9.4. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физического развития и физической подготовленности |
361 |
9.5. Педагогический контроль. Содержание, виды педагогического контроля |
366 |
9.6. Врачебно-педагогический контроль, его содержание |
367 |
9.7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования |
367 |
9.8. Дневник самоконтроля |
368 |
9.9. Субъективные и объективные показатели самоконтроля |
370 |
9.10. Методика определения нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания |
372 |
9.11. Методика определения тяжести нагрузки по изменениям массы тела и динамометрии |
373 |
9.12. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе и выдохе |
373 |
9.13. Методика оценки состояния центральной нервной системы но пульсу и кожно-сосудистой реакции |
373 |
9.14. Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу) |
374 |
9.15. Методика оценки быстроты и гибкости |
376 |
9.16. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям |
377 |
9.17. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам самоконтроля |
378 |
Контрольные вопросы |
379 |
Глава 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ |
Часть первая |
10.1. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки студентов |
10.1.1. Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду |
380 |
10.1.2. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях |
381 |
10.1.3. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи |
385 |
10.1.4. Место ППФП в системе физического воспитания студентов |
388 |
10.1.5. Основные факторы, определяющие содержание ППФП |
390 |
10.1.6. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП |
392 |
10.1.7. Методика подбора средств ППФП студентов |
393 |
10.1.8. Организация и формы ППФП в вузе |
396 |
10.1.9. Система контроля ППФП |
397 |
Часть вторая |
10.2. Методические указания по изложению лекционного материала по ППФП студентам отдельного факультета |
398 |
Контрольные вопросы |
404 |
Глава 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА |
11.1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи |
406 |
11.2. Методические основы производственной физической культуры |
407 |
11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК |
408 |
11.4. Производственная физическая культура в рабочее время |
11.4.1. Производственная гимнастика |
409 |
11.4.2. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня |
411 |
11.4.3. ППФП в режиме рабочего дня |
420 |
11.5. Физическая культура и спорт в свободное время |
11.5.1. Утренняя гигиеническая гимнастика |
421 |
11.5.2. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения |
423 |
11.5.3. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв |
424 |
11.5.4. Попутная тренировка |
424 |
11.5.5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей |
426 |
11.5.6. ППФП специалиста в свободное время |
428 |
11.6. Дополнительные средства повышения работоспособности |
428 |
11.7. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры |
429 |
11.8. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатичсских факторов на содержание производственной физической культуры специалистов |
430 |
11.9. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив |
431 |
Контрольные вопросы |
432 |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В УЧЕБНИКЕ |
433 |