СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 5
Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
1.1. Физическая культура и спорт как социальные феномены
1.1.1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры 7
1.1.2. Спорт - явление культурной жизни 8
1.1.3. Компоненты физической культуры 8
1.2. Физическая культура в структуре профессионального образования
1.2.1. Физическая культура студента 11
1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования 16
1.2.3. Профессиональная направленность физического воспитания 17
1.2.4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта 20
1.3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении
1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры 22
1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре 23
1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе 25
Контрольные вопросы 32
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Часть первая
2.1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система 34
2.2. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма 35
2.3. Функциональные системы организма
2.3.1. Костная система и ее функции 36
2.3.2. Мышечная система и ее функции (строение, физиология и биохимия мышечных сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры) 40
2.3.3. Физиологические системы организма 53
2.4. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека 64
2.5. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности 66
2.6. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление 69
2.7. Биологические ритмы и работоспособность 72
2.8. Гипокинезия и гиподинамия 74
2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности 75
Контрольные вопросы 79
Часть вторая
2.10. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки
2.10.1. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы 80
2.10.2. Обмен веществ и энергии 88
2.11. Органы пищеварения и выделения 114
2.12. Железы внутренней секреции 115
2.13. Сенсорные системы 116
2.14. Регуляция деятельности организма в различных условиях
2.14.1. Особенности функционирования центральной нервной системы 119
2.14.2. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательного навыка 119
2.14.3. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды 120
2.14.4. Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом 122
2.14.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов 125
2.14.6. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение 126
2.14.7. Работа в замкнутом пространстве 127
2.14.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату 127
2.14.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости 128
2.14.10. Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации 129
Контрольные вопросы 129
Глава 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ
3.1. Понятие "здоровье", его содержание и критерии 131
3.2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности 133
3.3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье 134
3.4. Здоровый образ жизни студента 136
3.5. Влияние окружающей среды на здоровье 138
3.6. Наследственность и ее влияние на здоровье 139
3.7. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека 140
3.8. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка 142
3.9. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности 144
3.10. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни 147
3.10.1. Режим труда и отдыха 148
3.10.2. Организация сна 149
3.10.3. Организация режима питания 150
3.10.4. Организация двигательной активности 152
3.10.5. Личная гигиена и закаливание 155
3.10.6. Профилактика вредных привычек 159
3.10.7. Культура межличностного общения 164
3.10.8. Психофизическая регуляция организма 165
3.10.9. Культура сексуального поведения 168
3.10.10. Критерии эффективности использования здорового образа жизни 170
3.11. Физическое самовоспитание и самосовершенствование - условие здорового образа жизни 171
Контрольные вопросы 174
Глава 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
4.1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов 175
4.2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения 178
4.3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов 181
4.4. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме 183
4.5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 185
4.6. Типы изменений умственной работоспособности студентов 188
4.7. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период 189
4.8. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период 192
4.9. Использование "малых форм" физической культуры в режиме учебного труда студентов 196
4.10. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря 198
4.11. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов 199
Контрольные вопросы 204
Глава 5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Часть первая
5.1. Методические принципы физического воспитания 205
5.2. Средства и методы физического воспитания
5.2.1. Средства физического воспитания 211
5.2.2. Методы физического воспитания 212
5.3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям 215
5.4. Воспитание физических качеств 218
5.5. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания 231
Контрольные вопросы 233
Часть вторая
5.6. Общая физическая подготовка 234
5.7. Специальная физическая подготовка
5.7.1. Спортивная подготовка 237
5.7.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки 241
5.8. Интенсивность физических нагрузок 241
5.9. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности 243
5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления) 247
5.11. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта 250
5.12. Формы занятий физическими упражнениями 257
5.13. Построение и структура учебно-тренировочного занятия 259
5.14. Общая и моторная плотность занятия 260
Контрольные вопросы 260
Глава 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
6.1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий
6.1.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность 262
6.1.2. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями 263
6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий
6.2.1. Формы самостоятельных занятий 265
6.2.2. Содержание самостоятельных занятий 267
6.2.3. Возрастные особенности содержания занятий. Особенности занятий для женщин 282
6.2.4. Особенности самостоятельных занятий для женщин 283
6.3. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки. Расчет часов самостоятельных занятий 285
6.3.2. Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей и проделанной работы. Корректировка тренировочных планов 286
6.4. Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки 288
6.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста. ЧСС/ПАНО (частота сердечных сокращений/порог анаэробного обмена) у лиц разного возраста 290
6.6. Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности 292
6.7. Гигиена самостоятельных занятий
6.7.1. Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание 293
6.7.2. Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь 296
6.8. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Профилактика травматизма 297
6.9. Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий 298
Контрольные вопросы 299
Глава 7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
7.1. Определение понятия "спорт". Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями 300
7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений 301
7.3. Единая спортивная классификация. Национальные виды спорта в спортивной классификации 302
7.4. Студенческий спорт. Его организационные особенности 304
7.4.1. Спорт в высшем учебном заведении 305
7.4.2. Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа 307
7.5. Студенческие спортивные соревнования
7.5.1. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности 308
7.5.2. Система студенческих спортивных соревнований 308
7.6. Студенческие спортивные организации 311
7.7. Нетрадиционные системы физических упражнений 312
7.8. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений 313
7.8.1. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов 314
7.8.2. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений 322
Контрольные вопросы 331
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
8.1. Историческая справка 333
8.2. Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества 334
8.3. Модельные характеристики спортсмена высокого класса 335
8.4. Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений 338
8.4.1. Перспективное планирование многолетней подготовки 339
8.4.2. Годичное планирование 340
8.4.3. Текущее и оперативное планирование 342
8.5. Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности 343
8.6. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий 348
8.7. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения студентов 349
8.8. Календарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнований 349
8.9. Требования спортивной классификации и правил соревнований по избранному виду спорта 350
Контрольные вопросы 351
Глава 9. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ
9.1. Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом 352
9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи 355
9.3. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность 355
9.4. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физического развития и физической подготовленности 361
9.5. Педагогический контроль. Содержание, виды педагогического контроля 366
9.6. Врачебно-педагогический контроль, его содержание 367
9.7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования 367
9.8. Дневник самоконтроля 368
9.9. Субъективные и объективные показатели самоконтроля 370
9.10. Методика определения нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания 372
9.11. Методика определения тяжести нагрузки по изменениям массы тела и динамометрии 373
9.12. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе и выдохе 373
9.13. Методика оценки состояния центральной нервной системы но пульсу и кожно-сосудистой реакции 373
9.14. Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу) 374
9.15. Методика оценки быстроты и гибкости 376
9.16. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям 377
9.17. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам самоконтроля 378
Контрольные вопросы 379
Глава 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
Часть первая
10.1. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки студентов
10.1.1. Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду 380
10.1.2. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях 381
10.1.3. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи 385
10.1.4. Место ППФП в системе физического воспитания студентов 388
10.1.5. Основные факторы, определяющие содержание ППФП 390
10.1.6. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП 392
10.1.7. Методика подбора средств ППФП студентов 393
10.1.8. Организация и формы ППФП в вузе 396
10.1.9. Система контроля ППФП 397
Часть вторая
10.2. Методические указания по изложению лекционного материала по ППФП студентам отдельного факультета 398
Контрольные вопросы 404
Глава 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА
11.1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи 406
11.2. Методические основы производственной физической культуры 407
11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК 408
11.4. Производственная физическая культура в рабочее время
11.4.1. Производственная гимнастика 409
11.4.2. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня 411
11.4.3. ППФП в режиме рабочего дня 420
11.5. Физическая культура и спорт в свободное время
11.5.1. Утренняя гигиеническая гимнастика 421
11.5.2. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения 423
11.5.3. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв 424
11.5.4. Попутная тренировка 424
11.5.5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей 426
11.5.6. ППФП специалиста в свободное время 428
11.6. Дополнительные средства повышения работоспособности 428
11.7. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры 429
11.8. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатичсских факторов на содержание производственной физической культуры специалистов 430
11.9. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив 431
Контрольные вопросы 432
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В УЧЕБНИКЕ 433


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved