При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует всегда помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с
388
общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины "Физическая культура" в вузе. Однако исследования показали, что только общая физическая подготовка будущих специалистов не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.
Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. На рис. 10.1 представлена теоретическая схема возможных вариантов такого различия. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовки почти достаточно, чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии (первый вариант на схеме). Хотя в последних исследованиях физиологов труда отмечается, что возможные головокружения, раннее проявление остеохондроза шейного отдела позвоночника у многих представителей умственного труда возникают от детрениро-ванности вестибулярного аппарата, от длительного неподвижного наклона головы вперед. Все это требует знаний и навыков самостоятельного применения специально подобранных физических упражнений для профилактики или лечения этих неблагоприятных явлений.
В других случаях (подготовка летного состава гражданской авиации, специалистов-"полевиков" и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня психофизической готовности
Рис. 10.1. Схема вероятных вариантов соотношений общей физической подготовки и ППФП в процессе физического воспитания студентов, обучающихся по различным специальностям
389
к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных учебных часов на дисциплину "Физическая культура". Подобные профессии всегда тяготеют к третьему теоретическому варианту, представленному на схеме.
Между первым и третьим вариантами в различных объемах прикладных знаний, умений, физических и специальных качеств располагаются проекции ППФП будущих специалистов по множеству профессий.
В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу ППФП контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в программе учебной дисциплины "Физическая культура". Обычно эти нормативы отличаются у студентов разных факультетов и имеют различия в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине "Физическая культура" наряду с оценками за теоретические знания и общую физическую подготовленность.
390