Часть вторая

10.2. Методические указания по изложению лекционного
материала по ППФП студентам отдельного
факультета

Разработка этой части лекции, учитывающей специфику будущего профессионального труда выпускников каждого факультета, - задача лектора. Будет ли этот материал опираться на отдельные разделы про-фессиограммы, тематических публикаций в специальной литературе, достаточно широко представленных по отдельным направлениям профессиональной подготовки и специальностям, или на материалы самостоятельных исследований кафедры физического воспитания данного вуза - решает сам лектор. Им же определяется и размещение этого материала в тексте устного и письменного изложения лекции.

Опыт показывает, что в устной лекции целесообразнее совмещать ее первую и вторую часть (например, в разделе "Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП" на лекции уместно будет сразу же изложить фактический материал для студентов данного факультета). В письменном же варианте, чтобы не повторять положения, общие для студентов всех факультетов, лучше изложить первую часть лекции отдельно, а затем различные варианты второй части, которая, как правило, специфична для разных факультетов.

1) Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника факультета

Основная трудность изложения конкретного материала по этому разделу - полное или частичное отсутствие необходимого научно-методического

398

Рис. 10.4. Схема определения содержания ППФП студента
Рис. 10.4. Схема определения содержания ППФП студента

материала по ППФП студентов данного факультета на кафедрах физического воспитания. Этот пробел можно восполнить. Схема определения содержания ППФП студентов давно разработана и апробирована на кафедрах физического воспитания многих вузов (рис. 10.4).

Материалы, необходимые для разработки содержания ППФП, можно найти в литературе по теории и методике физического воспитания, по физическому воспитанию студентов специальных учебных заведений, в работах по физиологии и психологии труда, эргономике, "технике безопасности", организации производства.

К примеру, работы по эргономике имеют ту же научную базу, что и исследования по ППФП. Разница лишь в том, что эргономика

399

использует материалы по изучению условий и характера труда специалистов для того, чтобы орудия производства и рабочие места соответствовали психофизическим возможностям человека, а ППФП - для психофизической подготовки человека к эффективному труду в этих конкретных условиях.

Разработать содержание ППФП студентов могут и должны сами преподаватели кафедры физического воспитания. К этой работе можно привлечь и студентов, особенно в период учебных и производственных практик. В любом случае должны быть освещены следующие вопросы.

Влияние форм и видов труда бакалавра или специалиста на содержание ППФП. Для изложения этого вопроса используются материалы профессиограммы будущих специалистов, а также требований общегосударственного стандарта подготовки бакалавра и специалиста данного профиля.

Необходимо иметь в виду большое внутрипрофессиональное разнообразие видов труда - специализаций представителей одной и той же профессиональной группы. Эти различия образуют систему "возраст - стаж - должность". В лекции следует раскрыть возможную возрастную динамику внутрипрофессиональных видов труда специалистов на протяжении 30-35-летнего периода профессиональной деятельности. Должностному уровню зачастую также соответствуют и формы, и виды профессионального труда. Все это оказывает влияние на общее содержание ППФП студентов.

Влияние условий труда выпускников факультета на содержание ППФП. Косвенные указания по этому подразделу имеются в профес-сиограмме специалиста, фактические данные по ряду профессиональных направлений и специальностей - в профильных публикациях по организации производства, эргономике и отчасти физиологии и психологии труда. По ряду професиональных групп и профессий имеются специальные исследования специалистов физического воспитания. Для новых профессий и специальностей необходимо дополнительно изучать условия труда будущих выпускников.

Характер труда специалистов и его влияние на содержание ППФП. Характер труда профессионала во многом определяет содержание ППФП студентов. Большое значение имеют не только размеры рабочей зоны, но и сам характер трудовой деятельности. Для разработки содержания этой части лекции необходимо использовать профессиограммы и стандарты подготовки.

Использование лектором специальной литературы, особенно работ по физиологии и психологии труда, профессиональным заболеваниям и травматизму, поможет определить перечень необходимых специалисту

400

прикладных умений и навыков, которые могут быть сформированы на занятиях по учебной дисциплине "Физическая культура" и в процессе самостоятельных тренировок, а также характер и особенность физической и психической профессиональной нагрузки для того, чтобы заблаговременно акцентированно развивать прикладные психофизические и специальные качества.

Ныне уже имеются исследования, характеризующие особенности труда представителей многих профессий. Они разработаны специалистами физической культуры, чтобы определить содержание специальной психофизической подготовки к конкретной профессиональной деятельности. В этих материалах представлены характеристики труда с большими физическими нагрузками (экспедиционные работники, служащие морского транспорта) и малоподвижного умственного труда с высоким нервно-эмоциональным напряжением. В них можно найти данные о предельных нагрузках на сердечно-сосудистую систему специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ:

  • выход космонавта в открытый космос - пульс до 200 удар/мин;
  • выполнение геодезических работ в условиях среднегорья - до 180 (неоднократно в течение рабочего дня);
  • работа переводчика (синхронный перевод) - до 160;
  • работа юриста-следователя с подследственным (допрос) - 100-110 удар/мин в течение нескольких часов.

Другой пример. При проведении конкретного социологического исследования (более 10 000 респондентов) в области сельского хозяйства были выявлены наиболее важные прикладные умения и навыки и проведено их ранжирование для всех специалистов и для представителей отдельных профессий. Исследование позволяет определить прикладные умения и навыки как в общеотраслевом масштабе, так и для конкретного содержания ППФП студентов отдельного факультета (рис. 10.5).

Иногда результаты исследования и направленного совершенствования психофизических возможностей студентов напрямую способствуют обучению профессионально необходимому навыку. Интересен пример одного из последних исследований взаимосвязи между вестибулярной устойчивостью студентод и результативностью обучения стрельбе, проведенного в Московском юридическом институте МВД РФ, где огневая подготовка является профилирующей учебной дисциплиной (рис. 10.6). Оказалось, что абитуриенты и студенты, имеющие лучшую вестибулярную устойчивость (контроль по методу Ромберга), показывают более высокие результаты в стрельбе. Но главное

401

Рис. 10.5. Умения и навыки, необходимые специалистам сельского хозяйства в процессе работы (в % к числу ответов): 1 - агрохимия и почвоведение, 2 - агрономия, 3 - плодоовощеводство и виноградарство, 4 - защита растений, 5 - зоотехника, 6 - ветеринария, 7 - землеустройство, 8 - механизация, 9 - электрификация, 10 - гидромелиорация, 11 - лесное хозяйство, 12 - механизация гидромелиоративных работ.
Рис. 10.5. Умения и навыки, необходимые специалистам сельского хозяйства в процессе работы
(в % к числу ответов):
1 - агрохимия и почвоведение, 2 - агрономия, 3 - плодоовощеводство и виноградарство, 4 - защита растений, 5 - зоотехника, 6 - ветеринария, 7 - землеустройство, 8 - механизация, 9 - электрификация, 10 - гидромелиорация, 11 - лесное хозяйство, 12 - механизация гидромелиоративных работ.

в том, что лица, которые прошли дополнительную подготовку, направленную на улучшение вестибулярной устойчивости (гимнастические и акробатические упражнения), значительно повысили свои результаты в стрельбе по сравнению со студентами, не прошедшими такой подготовки.

Фактические данные важно использовать в лекциях для того, чтобы обосновать выбор и применение тех или иных прикладных физических упражнений, прикладных видов спорта. Такие материалы показывают логику определения профессионально-прикладных зачетных требований и нормативов по разделу ППФП, а также необходимый уровень этих требований.

Влияние особенностей динамики утомления и работоспособности специалистов на содержание ППФП студентов данного факультета. Известно, что психофизиологические основы утомления, работоспособности в профессиональном труде и спортивной деятельности аналогичны, а значит, закономерности повышения тренированности, достижения пика спортивной формы, ее поддержания, а также снижения уровня спортивной подготовленности, активного отдыха те же, что и в профессиональном труде. В материалах по психофизиологии труда представителей конкретной профессиональной группы можно найти необходимые сведения о динамике и особенностях утомления и работоспособности в течение трудового дня, недельного, месячного и годового циклов. Эти данные позволяют на научной основе рекомендовать физические упражнения, чтобы обеспечить высокую профессиональную работоспособность и поддерживать ее на протяжении всей

402

Рис. 10.6. Взаимосвязь между вестибулярной устойчивостью и результатами первоначальной стрельбы (по материалам И.А. Золотницкого, 1997 г.)
Рис. 10.6. Взаимосвязь между вестибулярной устойчивостью и результатами первоначальной стрельбы (по материалам И.А. Золотницкого, 1997 г.)

трудовой деятельности специалиста. Например, у работников сельского хозяйства, у специалистов, связанных с выполнением сезонных видов работ, отмечается снижение общей тренированности в период межсезонья, тогда как в весенне-летний и осенний периоды психофизические нагрузки велики. Для поддержания высокой работоспособности (тренированности) этим людям необходимы регулярные занятия специально подобранными упражнениями и прикладными видами спорта в период межсезонья и отдыха.

Подобные наработки имеются в специальной литературе по профессионально-прикладной физической подготовке. Между тем кафедры физического воспитания могут проводить аналогичные исследования, чтобы иметь соответствующие материалы к лекционному и практическому разделу ППФП студентов на конкретном факультете. Подобный материал необходим, чтобы обновить результаты ранее проведенных исследований в связи с возможным существенным изменением содержания труда при "старом" названии специальности.

2) Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП выпускников

Пол, возраст, состояние здоровья, типичные профессиональные заболевания, географо-климатические условия, национальные традиции в регионе обучения и месте работы выпускников факультета оказывают влияние на содержание ППФП студентов. Нужно использовать в лекции материалы о половых особенностях организма, возрастной

403

физиологии, медицинской географии и профессиональных заболеваниях. Однако же, чтобы использовать этот материал в соответствующей части лекции, его придется в любом случае находить, изучать и обобщать самому лектору. В настоящее время подобные сведения носят фрагментарный характер и в специальной литературе представлены весьма ограниченно, особенно по конкретным специальностям.

3) Основное содержание ППФП студентов и его реализация на данном факультете

В этом подразделе лекции важно изложить, как и в какой форме реализуется необходимое содержание ППФП студентов, данного факультета:

  • указать общий объем теоретических занятий и его специфическое содержание на данном факультете;
  • определить общий объем и принципиальное содержание практического раздела (включая и методико-практические занятия) ППФП на факультете;
  • довести до сведения студентов и объяснить суть контрольных упражнений по отдельным разделам ППФП, а также зачетные нормативы и требования к каждому семестру или учебному году, разработанные кафедрой физического воспитания для студентов данного факультета.

404



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved