9.5. Педагогический контроль. Содержание, виды
педагогического контроля
Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.
Задачи педагогического контроля:
- оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;
- выполнить план тренировки;
- установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;
- выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;
- отобрать талантливых спортсменов.
Содержание педагогического контроля:
- контроль за посещаемостью занятий;
- контроль за тренировочными нагрузками;
- контроль за состоянием занимающихся;
- контроль за техникой упражнений;
- учет спортивных результатов;
- контроль за поведением во время соревнований.
Виды педагогического контроля:
- Поэтапный - оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.
- Текущий - определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.
- Оперативный - экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.
Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Специалисты различают три типа состояний:
- Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).
- Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).
- Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки и т.п.).
366
К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.
367