ПРЕДИСЛОВИЕ

В требованиях государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемых к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, указано, что в области физической культуры будущий бакалавр должен:

  • понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
  • знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
  • владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
  • приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта утверждена примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре. Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.

Учебник включает 11 глав соответственно предусмотренным программой обязательным темам лекционных занятий. В конце каждой главы даны контрольные вопросы.

Отдельные главы настоящего учебника полностью отражают тематику теоретического раздела программы и распределены соответственно по годам обучения. Вопросы социального, биологического, физиологического и психологического характера требуют некоторого смыcлового

5

повторения отдельных положений теоретического раздела при изложении конкретных вопросов физической культуры и спорта. Авторы и редакторы сознательно допускают такие повторения, чтобы акцентировать внимание студентов на наиболее важных положениях теории физической культуры и спорта. В связи с тем что лекционный курс осваивается в течение нескольких семестров, эти смысловые повторения в тексте сделаны и для того, чтобы не отсылать студентов к ранее прослушанным темам. В оглавлении подробно представлена рубрикация каждой главы, что позволяет оперативно найти в учебнике интересующую тему, ее разделы и подразделы.

Перед авторским коллективом стояла задача: с одной стороны, не усложнять текст, адресованный студентам нефизкультурных вузов, с другой - не впасть в упрощенчество. Полностью решить эту проблему не удалось: например, студентам медико-биологических или педагогических факультетов некоторые разделы покажутся облегченными, а студентам инженерных вузов излишне сложными. Задача лекторов - сгладить этот недостаток, оптимизируя содержание в зависимости от конкретной аудитории.

Обращаем внимание читателей-студентов на понятийный аппарат учебника - физкультурно-спортивные термины. Они широко используются в системе современных знаний о человеке. Знание терминов по теории и методике физической культуры и спорта, по смежным научным и учебным дисциплинам (педагогике, психологии, гигиене, биологии, биохимии, спортивной медицине и др.) необходимо ныне каждому образованному человеку. Кроме того, правильное их употребление упрощает процесс обучения и спортивной тренировки на всех уровнях, так как облегчает двустороннюю связь преподаватель-студент, тренер-спортсмен. Основные понятия и определения представлены в заключительной части учебника.

Авторы настоящего учебника выражают благодарность ведущим ученым в области физического воспитания, спортивной тренировки, физиологии и медицины, чьи работы активно использовались при создании учебника. Это труды В.М. Выдрина, Л.З. Когана, А.В. Коробкова, В.Д. Мазниченко, Л.П. Матвеева, М.Е. Маршака, Л.Н. Нифонтовой, Н.Г. Озолина, В.М. Платонова, В.А. Соколова, Г.Е. Туманяна. Выражаем благодарность всему авторскому коллективу учебника "Физическое воспитание", изданному "Высшей школой" в 1983 г.

6



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved