Знание смиряет великого,
удивляет обыкновенного
и раздувает маленького человека.
Л. Толстой, русский писатель
Вопросы для самоконтроля
| 1. Забытое искусство слушать |
Ответ на стр. |
| • Почему умение слушать лучше всего окупается? |
…* |
| • Почему слушать - это больше, чем просто понимать слова? |
… |
| • Каково значение умения слушать? |
6-9/... |
| • Какая потребность человека удовлетворяется, когда его умело слушают? |
7-9 |
| • Почему слушать и слышать собеседника - это не одно и то же? |
… |
| • Как происходит формирование умения слушать в детском возрасте? |
8-9 |
| • Каким способом психологи, врачи, психотерапевты добиваются особого расположения у пациентов? |
9 |
| • Какие причины чаще всего побуждают овладеть умением слушать? |
9 |
| • Почему понять собеседника и согласиться с ним - не одно и то же? |
9-10 |
| • Какие существуют стили профессионального слушания и чем они отличаются друг от друга? |
10-12 |
| • Каково содержание приёма слушания "Подача позитивного сигнала"? |
10-11 |
| • Раскройте содержание сигналов обратной связи приёма "Подача позитивного сигнала". |
10-11 |
| • В чём принципиальное различие приёмов слушания "Перефразирование" и "Резюмирование"? |
11-12 |
| • Что означает "слушать самого себя" и как это умение помогает в общении с другими? |
12-14 |
| • Какие отвлекающие факторы влияют на эффективность слушания? |
15 |
| • Что собой представляет "Слушание-сопереживание"? |
15 |
89
| • На какие вопросы целесообразно отвечать самому себе в процессе слушания? |
18 |
| • В какой мере необходимо быть искренним в общении с деловым партнёром? |
… |
| • Что означает "понять больше, чем сказано"? |
… |
| |
|
2. "Психотехнология эффективного воздействия на людей" |
Ответ на стр. |
| • Каково правило первого впечатления 90/90? |
22 |
| • Какие основные факторы влияют на формирование первого впечатления? |
22-23 |
| • Какова роль первых 10 секунд общения с собеседником? |
23-24 |
| • В чём суть приёма "Пудель-трюк"? |
24-25 |
| • Что означает управлять собственной мимикой? |
26-27/... |
| • Какие основные группы жестов вы знаете? |
28 |
| • Чем отличаются ложные (притворные) жесты от естественных? |
29 |
| • Как определить по рисункам, которые делает на бумаге собеседник, его отношение к обсуждаемой проблеме? |
29-30 |
| • Каковы приёмы психологического маневрирования? |
30-31 |
| • Почему, прежде чем вдохновить других, надо сначала вдохновиться самому? |
31-32 |
| • Каково содержание негативных языковых барьеров? |
33-34 |
| • К чему приводят категоричные высказывания типа "всегда" или "никогда"? |
33-34 |
| • Чем отличается удачная критика от неудачной? |
36 |
| • Каковы причины неудачной критики? |
35-36 |
| • Чем отличаются "критика-сопереживание" от "критики-надежды" и "критика-сожаление" от "критики-озабоченности" и т. д.? |
36-40 |
| • Чем принципиально отличается "я-утверждение" от "вы-утверждение"? В каких случаях они используются? |
40-43 |
| • Почему об уме человека чаще судят не по ответам, а по его вопросам? |
… |
| • Какие вы знаете, разновидности вопросов? |
44-46 |
| • В чём состоит искусство комплимента? |
47-49 |
| • Чем отличается лестная оценка от комплиментарной? |
48 |
| • Как сделать комплимент максимально искренним? |
48-49 |
90
| • Какие слова, используемые в общении, обычно вызывают психологическое сопротивление партнёра? |
43, 51-52 |
| • Чем отличается научный оборот речи от наукообразного? |
52-53 |
| • Что представляет собой культура внутреннего диалога? |
54 |
| • Почему "громче" ещё не означает "понятнее"? |
56 |
| • Что означает искусство беседы по Сократу? |
58-59 |
| • Как учитывать темперамент собеседника при выборе стратегии и тактики общения с ним? |
59-60 |
| • В каких случаях целесообразней использовать двухстороннюю и многостороннюю аргументацию? |
60 |
| • Что означает открытость для убедительных доводов оппонента? |
61 |
| • В чём суть приёма "Обращение за советом"? |
62 |
| • Какова психологическая ценность приёма "Вовлечение оппонента в совместную выработку решения"? |
62-63 |
| • Каково содержание основных нормативных требований к построению речи? |
63 |
| • Что понимается под психологическими уловками? |
65-66 |
• Дайте характеристику наиболее коварным психологическим уловкам: • "Использование непонятных слов и терминов" • "Карфаген должен быть разрушен" • "Ссылка на авторитет" • "Ложный стыд" • "Видимая поддержка" • "Троянский конь" • "Метод бумеранга" • "А что вы имеете против?" |
66 67 67 68-69 72 73 73-74 75 |
| • Каково содержание приёмов нейтрализации психологических уловок? |
76-77 |
| • Как определить предмет тщеславия собеседника? |
77-78 |
| • Как нужно поступить, если вы хотите убедить в чём-либо своего собеседника? |
78 |
| • Из какого заблуждения нецелесообразно выводить делового партнёра? |
78-79 |
| • Как необходимо демонстрировать обходительность по отношению к окружающим? |
80 |
| • Почему люди более склонны интересоваться собой и говорить о себе, а не о других? |
80-81 |
91
| • Почему нужно придерживаться людей с позитивным складом ума? |
81 |
| • Что означает "ориентироваться в общении лишь на позитивные разговоры"? |
81-82 |
| • Почему не следует показывать на людях свою учёность? |
82 |
| • Как необходимо вести себя, чтобы быть внимательным? |
84 |
| • Как можно избавиться от агрессивности в общении? |
84-85 |
| • Что необходимо знать, чтобы избавиться от излишней пассивности в диалоге? |
85 |
| • Что означает "привлечь внимание собеседника позитивными жестами"? |
85/... |
| • Как понять то, что язык дан человеку ещё и для того, чтобы скрывать свои мысли? |
85/... |
| • Почему незаслуженная похвала чаще всего является насмешкой? |
86/... |
| • В какой мере необходимо избегать дружбы с болтливыми людьми? |
86/... |
| • Для чего необходимо давать собеседнику почувствовать своё превосходство над вами? |
86/... |
| • Почему внимание так льстит собеседнику? |
86/... |
| • Верно ли, что человек правдив ровно настолько, насколько умён? |
… |
| • Для чего необходимо выработать умение благовоспитанно ненавидеть и осмотрительно любить? |
… |
| • Что означает видеть собеседника не только глазами, но и разумом? |
… |
Тестовые задания для самоконтроля
1. Техника слушания приёма "Подача позитивного сигнала" включает следующие элементы:
- а) "нейтральную" позу слушания
- повышенное внимание к собеседнику
- полную сосредоточенность
- б) "оборонительную" позу слушания
- отвлечённое внимание к собеседнику
- готовность отвечать партнёру
- в) "активную" позу слушания
- искреннее внимание к партнёру
- целенаправленное и внимательное молчание
92
2. Сигналами обратной связи приёма слушания "Подача позитивного сигнала" являются:
- а) завершение мысли собеседника
- краткое повторение сказанного
- концентрация внимания на собеседнике
- б) минимальные словесные реакции
- зеркальное отражение чувств партнёра
- уточнения
- в) резюмирование всего сказанного
- подчёркивание главного в разговоре
- доминирование в диалоге
3. Главные различия приёмов слушания "Перефразирование" и "Резюмирование":
- а) искренность и полнота сказанного
- б) краткость и полнота сказанного
- в) доступность и правдивость сказанного
4. Сущность приёма "Пудель-трюк" состоит в том, чтобы, общаясь с партнёром на его территории:
- а) не обращая внимания на хозяев дома, восхититься их домашними животными
- б) высказать комплимент хозяевам по поводу особого великолепия и красоты их домашних животных
- в) взять домашних животных на руки и приласкать их
5. К основным группам жестов относятся:
- а) регуляторы, эмблемы, катализаторы, фиксаторы
- б) иллюстраторы, регуляторы, эмблемы, адаптеры, аффекторы
- в) аффекторы, куртизаторы, обрамляторы, иллюстраторы
6. Особенности ложных жестов заключаются в том, что они:
- а) фиксируются на лице собеседника
- преувеличивают сильное волнение
- подавляют слабые переживания
93
- б) отражаются во взгляде партнёра
- начинаются с конечностей и заканчиваются на лице собеседника
- подавляют сильные волнения партнёра
- в) преувеличивают слабые волнения собеседника
- подавляют сильные его переживания
- начинаются с конечностей и заканчиваются на лице
7. Основными причинами неудачной критики являются:
- а) фатальность, назидательность, эмоциональность и др.
- б) контактность, назидательность, эмпатичность и др.
- в) эмоциональность, флегматичность, каузальность и др.
8. Двухсторонняя аргументация более эффективна в общении:
- а) со слабо разбирающимся в обсуждаемой проблеме собеседником
- б) с образованным, профессионально подготовленным оппонентом
9. Основными требованиями к нормативному построению речи являются:
- а) доходчивость, атрибутивность, категориальность, доказательность, убедительность и др.
- б) разборчивость, доходчивость, содержательность, определённость, упорядоченность и др.
- в) ясность, пунктуальность, соматичность, тривиальность, акцептуальность и др.
10. Большинство людей в общении более склонны интересоваться:
- а) друзьями
- б) подругами
- в) собой
Правильные ответы на тестовые задания:
1-в: 2-б; 3-б: 4-б; 5-б; 6-в; 7-а: 8-б; 10-в
94
* Знак (...) означает, что ответ следует искать между строк предлагаемого пособия.