ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Знание смиряет великого,
удивляет обыкновенного
и раздувает маленького человека.
Л. Толстой, русский писатель

Вопросы для самоконтроля

1. Забытое искусство слушать Ответ на стр.
• Почему умение слушать лучше всего окупается? *
• Почему слушать - это больше, чем просто понимать слова?
• Каково значение умения слушать? 6-9/...
• Какая потребность человека удовлетворяется, когда его умело слушают? 7-9
• Почему слушать и слышать собеседника - это не одно и то же?
• Как происходит формирование умения слушать в детском возрасте? 8-9
• Каким способом психологи, врачи, психотерапевты добиваются особого расположения у пациентов? 9
• Какие причины чаще всего побуждают овладеть умением слушать? 9
• Почему понять собеседника и согласиться с ним - не одно и то же? 9-10
• Какие существуют стили профессионального слушания и чем они отличаются друг от друга? 10-12
• Каково содержание приёма слушания "Подача позитивного сигнала"? 10-11
• Раскройте содержание сигналов обратной связи приёма "Подача позитивного сигнала". 10-11
• В чём принципиальное различие приёмов слушания "Перефразирование" и "Резюмирование"? 11-12
• Что означает "слушать самого себя" и как это умение помогает в общении с другими? 12-14
• Какие отвлекающие факторы влияют на эффективность слушания? 15
• Что собой представляет "Слушание-сопереживание"? 15

89

• На какие вопросы целесообразно отвечать самому себе в процессе слушания? 18
• В какой мере необходимо быть искренним в общении с деловым партнёром?
• Что означает "понять больше, чем сказано"?
   
2. "Психотехнология эффективного воздействия
на людей"
Ответ на стр.
• Каково правило первого впечатления 90/90? 22
• Какие основные факторы влияют на формирование первого впечатления? 22-23
• Какова роль первых 10 секунд общения с собеседником? 23-24
• В чём суть приёма "Пудель-трюк"? 24-25
• Что означает управлять собственной мимикой? 26-27/...
• Какие основные группы жестов вы знаете? 28
• Чем отличаются ложные (притворные) жесты от естественных? 29
• Как определить по рисункам, которые делает на бумаге собеседник, его отношение к обсуждаемой проблеме? 29-30
• Каковы приёмы психологического маневрирования? 30-31
• Почему, прежде чем вдохновить других, надо сначала вдохновиться самому? 31-32
• Каково содержание негативных языковых барьеров? 33-34
• К чему приводят категоричные высказывания типа "всегда" или "никогда"? 33-34
• Чем отличается удачная критика от неудачной? 36
• Каковы причины неудачной критики? 35-36
• Чем отличаются "критика-сопереживание" от "критики-надежды" и "критика-сожаление" от "критики-озабоченности" и т. д.? 36-40
• Чем принципиально отличается "я-утверждение" от "вы-утверждение"? В каких случаях они используются? 40-43
• Почему об уме человека чаще судят не по ответам, а по его вопросам?
• Какие вы знаете, разновидности вопросов? 44-46
• В чём состоит искусство комплимента? 47-49
• Чем отличается лестная оценка от комплиментарной? 48
• Как сделать комплимент максимально искренним? 48-49

90

• Какие слова, используемые в общении, обычно вызывают психологическое сопротивление партнёра? 43,
51-52
• Чем отличается научный оборот речи от наукообразного? 52-53
• Что представляет собой культура внутреннего диалога? 54
• Почему "громче" ещё не означает "понятнее"? 56
• Что означает искусство беседы по Сократу? 58-59
• Как учитывать темперамент собеседника при выборе стратегии и тактики общения с ним? 59-60
• В каких случаях целесообразней использовать двухстороннюю и многостороннюю аргументацию? 60
• Что означает открытость для убедительных доводов оппонента? 61
• В чём суть приёма "Обращение за советом"? 62
• Какова психологическая ценность приёма "Вовлечение оппонента в совместную выработку решения"? 62-63
• Каково содержание основных нормативных требований к построению речи? 63
• Что понимается под психологическими уловками? 65-66
   • Дайте характеристику наиболее коварным психологическим уловкам:
   • "Использование непонятных слов и терминов"
   • "Карфаген должен быть разрушен"
   • "Ссылка на авторитет"
   • "Ложный стыд"
   • "Видимая поддержка"
   • "Троянский конь"
   • "Метод бумеранга"
   • "А что вы имеете против?"
66
67
67
68-69
72
73
73-74
75
• Каково содержание приёмов нейтрализации психологических уловок? 76-77
• Как определить предмет тщеславия собеседника? 77-78
• Как нужно поступить, если вы хотите убедить в чём-либо своего собеседника? 78
• Из какого заблуждения нецелесообразно выводить делового партнёра? 78-79
• Как необходимо демонстрировать обходительность по отношению к окружающим? 80
• Почему люди более склонны интересоваться собой и говорить о себе, а не о других? 80-81

91

• Почему нужно придерживаться людей с позитивным складом ума? 81
• Что означает "ориентироваться в общении лишь на позитивные разговоры"? 81-82
• Почему не следует показывать на людях свою учёность? 82
• Как необходимо вести себя, чтобы быть внимательным? 84
• Как можно избавиться от агрессивности в общении? 84-85
• Что необходимо знать, чтобы избавиться от излишней пассивности в диалоге? 85
• Что означает "привлечь внимание собеседника позитивными жестами"? 85/...
• Как понять то, что язык дан человеку ещё и для того, чтобы скрывать свои мысли? 85/...
• Почему незаслуженная похвала чаще всего является насмешкой? 86/...
• В какой мере необходимо избегать дружбы с болтливыми людьми? 86/...
• Для чего необходимо давать собеседнику почувствовать своё превосходство над вами? 86/...
• Почему внимание так льстит собеседнику? 86/...
• Верно ли, что человек правдив ровно настолько, насколько умён?
• Для чего необходимо выработать умение благовоспитанно ненавидеть и осмотрительно любить?
• Что означает видеть собеседника не только глазами, но и разумом?

Тестовые задания для самоконтроля

1. Техника слушания приёма "Подача позитивного сигнала" включает следующие элементы:

  • а) "нейтральную" позу слушания
    • повышенное внимание к собеседнику
    • полную сосредоточенность
  • б) "оборонительную" позу слушания
    • отвлечённое внимание к собеседнику
    • готовность отвечать партнёру
  • в) "активную" позу слушания
    • искреннее внимание к партнёру
    • целенаправленное и внимательное молчание

92

2. Сигналами обратной связи приёма слушания "Подача позитивного сигнала" являются:

  • а) завершение мысли собеседника
    • краткое повторение сказанного
    • концентрация внимания на собеседнике
  • б) минимальные словесные реакции
    • зеркальное отражение чувств партнёра
    • уточнения
  • в) резюмирование всего сказанного
    • подчёркивание главного в разговоре
    • доминирование в диалоге

3. Главные различия приёмов слушания "Перефразирование" и "Резюмирование":

  • а) искренность и полнота сказанного
  • б) краткость и полнота сказанного
  • в) доступность и правдивость сказанного

4. Сущность приёма "Пудель-трюк" состоит в том, чтобы, общаясь с партнёром на его территории:

  • а) не обращая внимания на хозяев дома, восхититься их домашними животными
  • б) высказать комплимент хозяевам по поводу особого великолепия и красоты их домашних животных
  • в) взять домашних животных на руки и приласкать их

5. К основным группам жестов относятся:

  • а) регуляторы, эмблемы, катализаторы, фиксаторы
  • б) иллюстраторы, регуляторы, эмблемы, адаптеры, аффекторы
  • в) аффекторы, куртизаторы, обрамляторы, иллюстраторы

6. Особенности ложных жестов заключаются в том, что они:

  • а) фиксируются на лице собеседника
    • преувеличивают сильное волнение
    • подавляют слабые переживания

93

  • б) отражаются во взгляде партнёра
    • начинаются с конечностей и заканчиваются на лице собеседника
    • подавляют сильные волнения партнёра
  • в) преувеличивают слабые волнения собеседника
    • подавляют сильные его переживания
    • начинаются с конечностей и заканчиваются на лице

7. Основными причинами неудачной критики являются:

  • а) фатальность, назидательность, эмоциональность и др.
  • б) контактность, назидательность, эмпатичность и др.
  • в) эмоциональность, флегматичность, каузальность и др.

8. Двухсторонняя аргументация более эффективна в общении:

  • а) со слабо разбирающимся в обсуждаемой проблеме собеседником
  • б) с образованным, профессионально подготовленным оппонентом

9. Основными требованиями к нормативному построению речи являются:

  • а) доходчивость, атрибутивность, категориальность, доказательность, убедительность и др.
  • б) разборчивость, доходчивость, содержательность, определённость, упорядоченность и др.
  • в) ясность, пунктуальность, соматичность, тривиальность, акцептуальность и др.

10. Большинство людей в общении более склонны интересоваться:

  • а) друзьями
  • б) подругами
  • в) собой

Правильные ответы на тестовые задания:

1-в: 2-б; 3-б: 4-б; 5-б; 6-в; 7-а: 8-б; 10-в

94


* Знак (...) означает, что ответ следует искать между строк предлагаемого пособия.



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved