|
|
|
|
|
Сюжет принадлежит не тому, кто его впервые нашёл, а тому, кто крепко запечатлел его в памяти людей. А. Франс, французский писатель
Упражнение-аутотренинг "Распрямим" проблемно-риторические вопросы"
В основе данного упражнения-аутотренинга заложена мудрость афористики.
Афористичность высказываний имеет свои особенности. Постараемся разобраться в том, во-первых, чем же отличается афоризм от простого изречения, и, во-вторых, почему бывает крайне полезно усомниться в так называемой истинности того или иного афористического высказывания.
Итак, чем же отличается афоризм от простого утверждения? Начнём с примера. Почему фраза "Пришёл, увидел, победил" - афоризм, а, скажем, фраза "Сел, съел, встал" - не афоризм?
Представляется, что афоризмом может быть не столько короткое высказывание типа "не много, но многое", построенное на своеобразной полифонии смысла, встречной парадоксальности слов и т. п., сколько на утверждении, оставляющем в памяти человека сильный, яркий и многозначный "след - образ". Смысл афоризма не только в изящно упакованной компактности высказанного, но и в исключительной "запоминательнос-ти" воздействия на человека. Это, во-первых. Во-вторых, именно афоризм, как яркий "след - образ", способен активизировать память человека, способствовать кристаллизации уже имеющегося знания, значительно стимулировать познавательную работу творчества.
Постараемся ответить и на второй вопрос: "С какой целью нужно, казалось бы, сомневаться в правоте и истинности афористических утверждений?" Начнем с того, что не всякое афористическое суждение истинно, и, чтобы усомниться в этом, мы предлагаем всякое утверждение в виде афоризма сформулировать с вопросительным знаком. В случае если читателю удастся "распрямить" данные вопросы, т. е. найти на них ответы, в этом случае, на наш взгляд, и будет достигнут максимальный эвристический,
117
познавательный эффект.
Итак, приглашаем читателя ответить на поставленные проблемно-риторические вопросы, почувствовав при этом особый аромат афористичной мудрости.
- С какой целью необходимо раскрывать себя для самого себя?
- Почему если афоризм нуждается в пояснении, значит, он не вполне удачен?
- Что необходимо знать, чтобы сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно?
- В каких случаях более предпочтительно, когда тебя просят, чем благодарят?
- Всегда ли усилия на ложном пути приводят к заблуждению?
- Почему порицание за неуспех обычно глушит похвалу за усердие?
- Почему некоторым людям более предпочтительно быть в мыслях с меньшинством, а в речах - с большинством?
- Почему не всякое продолжение бывает развитием?
- Всегда ли зрители видят больше, чем игрок?
- Почему всё-таки следует избегать побед над вышестоящими?
- В каких случаях несогласие в чём-либо может восприниматься как оскорбление?
- Почему от того, кто каждый день открывает новое, уже по привычке ждут многого?
- Почему добрые слова иногда способны заменить отсутствующие дела?
- Что означает то, что когда уже невозможно работать напряжённее, необходимо начать работать умнее?
- Почему, желая быть выше людей, необходимо порой ставить себя ниже их?
- Как часто привычка воспринимать просьбы начальника как приказы спасает от многих неприятностей?
- Умный человек найдёт выход из любого сложного положения, но почему мудрый в этом положении обычно не оказывается?
- Почему тот, кто не понимает ничего, кроме, скажем, психологии, тот и её понимает недостаточно?
- Согласны ли вы с тем, что счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а, видимо, в том, чтобы всегда хотеть то, что делаешь?
118
- В какой мере можно утверждать, что пессимист - это либо оптимист с большим жизненным опытом, либо хорошо проинформированный оптимист?
- Насколько негативным считается недостаток подмечать чужие недостатки?
- Почему мастер находить оправдания редко бывает мастером в чём-нибудь ещё?
- Почему того, кто хочет быть во всём правым, как правило, не слушают?
- В какой мере верно то, что культура общения - это своего рода общение культур?
- Почему в глупое положение обычно попадает умный человек?
- Почему пороком считается не употребление плохого, а чаще всего злоупотребление хорошим?
- Какой способ возвыситься более предпочтителен: с помощью собственной ловкости или же благодаря чужой глупости?
- Почему всё то, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать?
- Почему следует так обдумывать свои замыслы, чтобы даже неудача смогла приносить известные выгоды?
- Что предпочтительней и почему: дружба, основанная на бизнесе, или бизнес, основанный на дружбе?
- Почему, прежде чем советоваться с прихотью, следует посоветоваться со своим кошельком?
- Почему, когда вы говорите с человеком о нём самом, он готов слушать вас часами?
- Чему можно научиться у течения времени?
- Всегда ли выход из безвыходного положения там же, где и вход?
- Почему диплом позволяет ошибаться значительно увереннее?
- В какой мере верна мысль, что полюбить можно лишь то, что знаешь?
- Как часто подчинённый, не успевающий выполнить приказание, спасает репутацию руководителя?
- Что означает, что всякая потеря есть приобретение и всякое приобретение есть потеря?
119
- Почему тот, у кого бывают поражения, чаще и побеждает?
- Почему избыток положительных качеств иногда приводит к снижению привлекательности человека?
- Почему тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может?
- Почему понимание можно считать как бы началом согласия?
- Всегда ли прямолинейным людям нужно быть осторожными на поворотах?
- Видеть - легко, почему же предвидеть гораздо труднее?
- Почему, чтобы попасть в глупое положение, иногда достаточно сказать что-то умное?
- Почему тот, кто слишком быстро хочет стать начальником своих начальников, обычно кончает подчинённым своих подчинённых?
- Добро должно быть рентабельным не потому ли, чтобы выдержать конкуренцию со злом?
- Почему хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании?
- Кому свойственно утверждать, что заместитель - это не второй человек, а первый человек на втором месте?
- Почему чем ближе чужое мнение к собственному, тем симпатичнее кажется высказавший его человек?
- Почему чем привлекательнее человек, тем большего сходства взглядов от него ожидают?
- Почему вечные истины, несмотря на то, что они вечные, нуждаются в постоянном напоминании и утверждении?
- В какой мере необходимо спокойно воспринимать то, что неизбежно?
- Почему тот, кто борется, может проиграть, тот же, кто не борется, уже проиграл?
- Почему опережать время надо вовремя?
- Почему, чтобы быть интересным, нужно быть интересующимся?
- Почему не многие люди способны устоять перед лестью восхищённого внимания?
- Почему чаще всего люди жалуются на свою память, но редко кто жалуется на свой ум?
- Всегда ли уклонение от похвалы является как бы просьбой повторить её?
- Почему мы так легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним?
120
- Почему не может долго нравиться тот, кто умён всегда на один лад?
- Почему суждения наших недругов о нас бывают ближе к истине, чем наши собственные?
- Почему человеку так редко до конца Удаётся понять, чего же он в действительности хочет?
- Почему доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим?
- Почему лишь завершая какое-либо задуманное творение, мы чётко уясняем себе, с чего нам следовало бы начать?
- Всегда ли действия людей являются как бы переводчиками их мыслей?
- В какой мере привычка к окружающим вещам способна ослабить наше удивление?
- В каких ситуациях и как часто следует смотреть на всё с точки зрения вечности?
- Почему в разглашении тайны чаще всего повинен тот, кто доверил её другому?
- Почему доказанное лишь одними примерами не всегда можно считать полностью доказанным?
- Верно ли, что если люди терпят разговоры о своих пороках - это лучший признак того, что они исправляются?
- Почему так часто в общении недостающую глубину мысли обычно компенсируют её длиной?
- Почему тот, кто сам говорит о своих достоинствах, скорее всего, смешон, тотже, кто не осознаёт их, по всей видимости, глуп?
- Почему многим свойственно считать скромность, пожалуй, самым надёжным способом удовлетворить своё тщеславие?
- В какой мере хорошее воспитание способно защитить человека от тех, кто плохо воспитан?
- Всякое ли творение способно в полной мере свидетельствовать о творце?
- Почему то, что становится обыденным, перестаёт привлекать?
- Почему мастер находить оправдание редко бывает мастером в чём-либо ещё?
- Почему многие склонны похвалу давать в долг, а лесть - дарить?
- Почему ненависть слабых бывает менее опасной, нежели их дружба?
121
- Почему многим людям нравятся подчас даже те похвалы, в правдивость которых они сами не верят?
- Почему разуму человека так редко удаётся отгадать язык собственных чувств?
- Почему иногда так бывает, что когда мы шутим, одни смеются вместе с нами, другие же - над нами?
- Сколько же необходимо человеку ума, чтобы не казаться смешным?
- Почему многим людям свойственно больше раскаиваться в собственных ошибках, нежели их избегать?
- Почему, видя себя в других, человек более склонен не столько любить себя, сколько ненавидеть?
- Почему так много могут навредить правила, если навести в них порядок?
- Почему не всё, что делает превосходный мастер, бывает превосходным?
- Почему радугу, которая держится уже более четверти часа, перестают замечать?
- Чем можно объяснить характерное свойство человека - желать непременно всё начинать с начала?
- Как часто чрезмерная скромность бывает проявлением скрытой гордости?
- Как часто действительное бывает разумным и, наоборот, разумное - действительным?
- Почему так трудно порой бывает хвалить того, кто действительно заслуживает похвалы?
- Почему умный человек не только не скажет ничего глупого, но даже и не услышит ничего глупого?
- Почему более предпочтительно обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговоре?
- Почему ничто так не научает, как осознание собственной ошибки?
- Почему когда начинаешь говорить с человеком о нём, он склонен слушать вас часами?
- Почему у людей, не имеющих недостатков, столь же мало и достоинств?
- Почему так часто одна крайность способна вызвать такую же крайность с противоположной стороны?
- Почему "условная дверь" к счастью как бы "открывается наружу"?
- Верно ли, что смех человека есть своего рода физиономия его ума?
122
- Почему если кто-либо не отличает вас от других, он как бы наносит вам оскорбление?
- Почему у того, кто мало что делает, часто бывает много помощников?
- Как часто и в каких ситуациях разумное не совпадает с нравственным?
- Почему притворство доброты, бывает, отталкивает больше, чем откровенная злоба?
- Почему, как это ни странно, самыми твёрдыми, казалось бы, непоколебимыми убеждениями бывают поверхностные, глубокие же убеждения - более подвижными?
- Почему всё-таки жизнь более эффективно учит тех, кто её изучает?
- Почему чаще всего тот, кто умеет, тот делает, а кто не умеет - старается учить?
- Почему ложь развращает того, кто ею пользуется, гораздо раньше, чем губит того, против кого она направлена?
- Почему верить и быть уверенным не есть одно и то же?
- Никто не раздаёт всех своих денег другим, однако почему же так часто мы раздаём другим своё время и жизнь?
- Почему люди больше привязываются к тем, кому сделали добро сами, нежели к тем, кто сделал добро им?
- Почему привлекая к себе достойных, мы невольно повышаем свою безопасность?
- Почему человек, как правило, огорчается, теряя своё богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни?
- Почему по-настоящему богат тот, кто вполне удовлетворён тем, что имеет?
- Как часто человеку свойственно раскаиваться в том, что говорил, и редко сожалеть о том, что молчал?
- Почему для многих самым большим несчастьем является воображение счастливого прошлого?
- Что важнее и почему: знать то, что делаешь, или делать то, что знаешь?
- Почему люди склонны испытывать страдания ровно настолько, насколько поддаются им?
- В какой мере можно утверждать, что совершенство есть знание человека о своём несовершенстве?
- Почему всё сложное чаще бывает менее совершенным, чем простое?
123
- Почему глупец обычно жалуется, что люди плохо знают его, мудрец же, наоборот, что он не знает людей?
- Всегда ли достаточно того, чтобы слова выражали только смысл?
- Каким образом по себе можно познать других?
- Стоит ли вступать в бой, если победа от тебя не зависит?
- Почему осуждают чаще всего то, чего не понимают?
- Почему тот, кто борется с непреодолимыми обстоятельствами, поневоле становится их рабом?
- Почему тому, кто многого добивается, бывает многого и недостает?
- В каких случаях молчание бывает красноречивым?
- Почему люди хвалят, как правило, то, чему в состоянии подражать?
- Почему для многих трудности, доставляющие им славу, переносятся с достаточной лёгкостью?
- Почему не рекомендуется откладывать радость на завтра?
- Почему жизнь, образно говоря, как бы гибнет в откладывании?
- Каким образом можно свою речь украсить умом?
- Почему равным обычно не прощают превосходства?
- Почему учить разуму и быть разумным - совсем разные вещи?
- Почему о человеке, который на пути не встретил препятствий, говорят, что он не состоялся?
- Почему чрезмерная учтивость, как правило, влечёт за собой просьбу?
- Почему повторять чужие слова ещё не значит понимать их смысл?
- Почему несчастлив, как правило, бывает тот, кто никогда не был несчастлив?
- Почему счастье чаще всего бывает на стороне того, кто доволен?
- Почему хорошо рассуждать о добродетели ещё не значит быть добродетельным?
- Почему осторожность иногда бывает лишней?
- Почему человек редко ощущает, как уходит молодость, и всегда чувствует, когда она уже ушла?
- Как нужно пользоваться настоящими удовольствиями, чтобы не повредить будущим удовольствиям?
124
- Почему многим так свойственно желание нравиться всем?
- Почему мы охотнее признаём свои ошибки в поведении, чем в мышлении?
- Насколько верно утверждение: чего мы не понимаем, тем, как правило, и не владеем?
- В какой мере степень правдивости человека соответствует степени его нравственного совершенства?
- Почему ложное знание порой бывает опасней невежества?
- Можно ли считать излишнюю категоричность одной из форм лжи?
- Что означает быть вовремя умным человеком?
- В какой мере сильные, коротко выраженные мысли могут содействовать улучшению жизни?
В завершение невольно напрашивается несколько пожеланий:
• Если вы слишком быстро находили ответы на поставленные вопросы, постарайтесь вернуться к тексту ещё раз, пожалуйста, не обкрадывайте себя в получении истинного удовольствия от новых мыслей и неожиданных для себя выводов.
• Пусть мысли, изложенные в этом упражнении, станут вашим капиталом, а мысли, которые возникнут у вас - процентами на него в виде дивидендов успеха.
125
|
|
|
|
|
|