1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С. 677.
2 Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967. - С. 181.
3 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. - С. 455.
В связи с этим следует упомянуть о работах американского профессора Г. Гэллапа, обнаружившего у высших обезьян необычайно высокий уровень способностей к развитию новых для них способов самоузнавания (зеркало, телевизоры).
4 См. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1979. - С. 11 - 13.
5 Сеченов И.М. Избранные произведения. - М., 1953. - С. 306.
6 По мнению большинства психологов различение экстероцептивных и интероцептивных ощущений начинается уже на третьем месяце жизни.
7 З. Фрейд еще 80 лет назад доказал, что наши сокровенные мысли рождаются не из других мыслей, а из мотивационной сферы сознания: наших влечений, потребностей, интересов, эмоций и т.п.
8 Пациенты с расщепленным мозгом полностью утрачивают способность осознавать процессы правополушарного мышления, так как для осознания необходима фиксация осознаваемой информации в пространственных и, главное, временных координатах, на что само правополушарное мышление не способно. Это функции левого полушария.
9 Любая попытка отделить индивидуальное самосознание индивида от его "внутреннего Я" приводит к так называемому парадоксу "гомункулуса", то есть к представлению о сидящем в нашем мозге маленьком человечке, в мозге которого также должен сидеть "совсем маленький человечек", и так до бесконечности.
10 "Даже часть Я (один Бог ведает, насколько важная), может быть бессознательной... иначе... само осознание не представляло бы столько трудностей". З. Фрейд. Я и Оно. - М., 1980. - С. 188.
254
11 Любая форма психической деятельности в какой-то степени телесно обусловлена, психикой могут обладать только организмы. Наше тело является самым важным фактором, который позволяет другим узнавать, идентифицировать нас. С другой стороны, в случаях комы или под влиянием гипноза мы утрачиваем идентичность собственной психики, даже если тело остается неизменным. И потеряв значительные части своего тела, многие сохраняют единство самосознания, ощущение собственной идентичности.
12 Расстройство взаимосвязи между аффективным и рефлексивным уровнями является, по мнению некоторых психиатров, одной из основных причин деперсонализации многих других нарушений нормального функционирования самосознания.
13 Узнадзе Д.Н. Формы поведения человека. // Психологические исследования. - М., 1966. - С. 334.
14 Логическая аргументация не является единственной. В последние годы все настойчивее (и на большом клиническом материале) отстаиваются представления о том, что при поражении правого полушария нарушается восприятие схемы тела, что именно правое, эволюционно "базовое" полушарие мозга более связано с интеграцией личностно-смыслового аспекта психики человека, чем речевое (следовательно, ответственное за рефлексивные функции) левое.
255