|
|
|
|
|
4. Методы психологического исследования
Общие положения
В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) исследования.
Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.
К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных данных - обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и прожективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т.е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т.п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.); к приемам обработки данных - количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам - различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов. Рассмотрим подробнее ряд организационных и эмпирических способов добывания научных данных.
22
Организационные методы
Сравнительный метод - (метод "поперечного среза") заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.
Лонгитюдный метод (метод "продольного среза") состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.
Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.
Эмпирические методы
Обсервационные методы
Наблюдение (внешнее) - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.
Самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение человека за собственными психическими явлениями.
Экспериментальные методы
Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.
Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.
Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.
Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.
Психодиагностические методы
Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.
Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.
23
Тесты интеллекта - методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.
Тесты креативности - совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.
Тесты личностные - методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.
Тесты прожективные (проективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.
Анкета - методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Интервью - метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.
Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.
Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).
- На какие группы можно разделить методы психологического исследования?
- Чем сравнительный метод отличается от лонгитюдного?
- В чем особенности комплексного метода?
- Чем отличается внешнее наблюдение от самонаблюдения?
- В чем различие между наблюдением и естественным экспериментом, лабораторным и формирующим экспериментом?
- Какие психодиагностические методы ты знаешь?
- Что такое праксиометрические методы, моделирование и биографические методы в психологическом исследовании?
- Каковы приемы обработки данных и интерпретационные методы психологии?
- Определи, какие методы обозначены римскими цифрами (I), (II), (III).
- Отличием метода (I) от иных методов выступает невмешательство исследователя в протекание изучаемых психических явлений. - Использование метода (II) предполагает такое, хотя и незаметное для испытуемых, вмешательство ради создания условий, в которых изучаемые психические явления и механизмы предстали бы в наиболее чистом виде. - В основном метод (III) аналогичен методу (II), однако при его использовании испытуемые знают, что являются таковыми.
24
- Определи, к какому из ниженазванных методов психологии относится положение:
- Испытуемому предъявляется специально подобранное кратковременное задание, выполнение которого зависит от наличия у испытуемого определенных качеств - 1) анкета; 2) тест; 3) интервью; 4) социометрия; 5) беседа.
- Айзенк Г. Проверьте свои способности. - Педагогика-Пресс, 1992.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С. 289 - 302.
- Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1989. - С. 9 - 31.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. материалы к курсу "Общ. психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов". - М., 1986. - С. 24 - 42.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1988.
- Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск, 1992.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб, заведений. В 2-х кн. Кн. 1. - М., 1994. - С. 15 - 24.
- Общая психология. - М., 1986. - С. 30 - 62.
- Предчувствие портрета: Сб. тестов. - Екатеринбург, 1992.
- Психологические тесты для деловых людей. - М., 1994.
- Психология. Словарь / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 22, 28, 37, 40, 55, 77, 89, 145, 146, 149, 160, 166, 184, 197, 210 - 212, 214, 216, 227, 259, 275, 285, 295, 302, 309, 338, 340, 351, 352, 375, 378, 396, 449, 457, 458.
- Сборник тестов по отбору кандидатов при приеме на работу (методика США). - Воронеж, 1992.
- Тесты для делового человека и для всех. - Пермь, 1995.
- Тесты, тесты, тесты. - М., 1990.
- Аналитическая психология - одна из разновидностей глубинной психологии, созданная швейцарским психологом К. Юнгом, учеником З. Фрейда. Целью психического развития человека Юнг считал индивидуацию - творческую реализацию индивидом коллективного бессознательного, в котором запечатлен опыт предшествующих поколений.
- Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, создатель первой психологической системы, изложенной им в трактате "О душе".
- Ассоциативная психология - одно из направлений психологической мысли, согласно которому сложные психические образования (представления, мысли) возникают из простых (ощущений) посредством ассоциаций.
- Ассоциация - связь между психическими явлениями, при которой наличие одного из них влечет за собой появление другого.
- Бессознательное - совокупность психических процессов, неосознаваемых и неконтролируемых самим человеком (субъектом).
- Бихевиоризм - направление в психологии XX века, пытающееся объяснить поведение человека в обход его сознания, психики, принимающее во внимание лишь связь реакций организма на стимулы внешней среды.
- Вытеснение (в психоанализе) - один из видов психологической защиты, когда неприемлемые для индивида мысли, переживания "изгоняются" из сознания в сферу бессознательного.
25
- Гештальт - устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей.
- Гештальтпсихология - направление в психологии, согласно которому структурная (системная) организация сложных психических образований определяет свойства и функции образующих его частей.
- Глубинная психология -- ряд направлений психологии, придающий решающее значение в поведении глубинным, неосознаваемым самим человеком побуждениям и установкам.
- Гомеостаз - подвижное равновесное состояние какой-либо системы.
- Гуманистическая психология-направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, открытое возможностям, ищущее смыслов и ценностей, творческое духовное начало.
- Духовность-индивидуальная способность к миро- и самопознанию, ориентированность личности действовать "для других", поиск ею нравственных абсолютов.
- Душа - нематериальное, глубоко личностное начало в человеке, его внутренний мир как уникальное целое, остающееся относительно равным себе на протяжении всей жизни человека.
- Защита психологическая (в психоанализе) - устранение травм, напряжений, возникших из-за столкновения бессознательных побуждений с внутренней "цензурой" индивида, его сознанием.
- Индивидуальная психология - одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, учеником З. Фрейда. Психическое развитие определяется, согласно Адлеру, чувством неполноценности, которое формируется в детском возрасте и затем может быть преодолено через самоутверждение, в творческих актах, в борьбе за власть, превосходство над другими.
- Инсайт - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
- Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
- Интроспекция - самонаблюдение, наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни.
- Когнитивная психология - направление в психологии XX в., задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.
- Коллективное бессознательное - термин, введенный К. Юнгом для обозначения бессознательных психических явлений (архетипов), в которых запечатлен исторический опыт человечества.
- Либидо (в психоанализе) - сексуальное влечение, в более широком смысле - влечение к жизни (Эрос).
- Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Логотерапия - разновидность психологической теории и клинической практики, разработанной В. Франклом. Согласно логотерапии, основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является поиск человеком смысла своей жизни.
- Нейропсихология - отрасль психологической науки, изучающая мозговые процессы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.
- Неофрейдизм - направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм психоанализа 3. Фрейда и ввести основные его положения в социальный контекст.
- Общая психология - теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие и фундаментальные психологические закономерности, принципы и методы психологии.
- Оно (Ид) - один из компонентов структуры личности в психоанализе. Представляет собой неосознаваемое человеком средоточие в нем инстинктивных побуждений (сексуальных либо агрессивных).
26
- Онтогенез - процесс развития индивидуального организма, формирование психики индивида.
- Ориентировочная основа действия - система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия.
- Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.
- Психика - субъективный образ ("картина") внешней и внутренней среды, ориентация в этой среде, совокупность всех психических состояний и процессов, сознательных и бессознательных.
- Психоанализ - 1) направление в психологии, разработанное З. Фрейдом; 2) совокупность способов выявления (в лечебных целях) особенностей переживания и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
- Психология - наука о явлениях душевной жизни, о закономерностях развития и функционирования психики.
- Психофизический параллелизм - одно из истолкований соотношения психического и физического (физиологического), согласно которому они неотделимы друг от друга, но не связаны причинностно.
- Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
- Сверх-Я (Супер-Эго) (в психоанализе) - один из компонентов структуры личности, система моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям, предъявляемым к "Я" (Эго) субъекта.
- Сознание - процесс вникания субъекта во внутренний психический опыт, обдумывание и запоминание его, оценивание его значения для своей жизни.
- Социальная психология - отрасль психологии, изучающая психические характеристики поведения и деятельности людей, включенных в социальные общности (группы).
- Структура - совокупность устойчивых связей между частями (компонентами) объекта, обеспечивающих его целостность.
- Сублимация (в психоанализе) - один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем переключения энергии на процесс творчества, "уход" в шутку, остроумие и т.п.
- Эго (Я) - один из компонентов структуры личности по 3. Фрейду. Являясь посредником между Оно и реальностью, Эго призвано наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ.
- Экспериментальная психология - общее обозначение различных исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.
27
|
|
|
|
|
|