4.
Методы психологического исследования

Общие положения

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных данных - обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и прожективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т.е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т.п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.); к приемам обработки данных - количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам - различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов. Рассмотрим подробнее ряд организационных и эмпирических способов добывания научных данных.

22

Организационные методы

Сравнительный метод - (метод "поперечного среза") заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод "продольного среза") состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы

Обсервационные методы

Наблюдение (внешнее) - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

Психодиагностические методы

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.

Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

23

Тесты интеллекта - методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности - совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные - методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты прожективные (проективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.

Анкета - методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью - метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.

Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

  1. На какие группы можно разделить методы психологического исследования?
  2. Чем сравнительный метод отличается от лонгитюдного?
  3. В чем особенности комплексного метода?
  4. Чем отличается внешнее наблюдение от самонаблюдения?
  5. В чем различие между наблюдением и естественным экспериментом, лабораторным и формирующим экспериментом?
  6. Какие психодиагностические методы ты знаешь?
  7. Что такое праксиометрические методы, моделирование и биографические методы в психологическом исследовании?
  8. Каковы приемы обработки данных и интерпретационные методы психологии?
  9. Определи, какие методы обозначены римскими цифрами (I), (II), (III).
    - Отличием метода (I) от иных методов выступает невмешательство исследователя в протекание изучаемых психических явлений.
    - Использование метода (II) предполагает такое, хотя и незаметное для испытуемых, вмешательство ради создания условий, в которых изучаемые психические явления и механизмы предстали бы в наиболее чистом виде.
    - В основном метод (III) аналогичен методу (II), однако при его использовании испытуемые знают, что являются таковыми.

24

  1. Определи, к какому из ниженазванных методов психологии относится положение:
    - Испытуемому предъявляется специально подобранное кратковременное задание, выполнение которого зависит от наличия у испытуемого определенных качеств - 1) анкета; 2) тест; 3) интервью; 4) социометрия; 5) беседа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. - Педагогика-Пресс, 1992.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С. 289 - 302.
  3. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1989. - С. 9 - 31.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
  5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. материалы к курсу "Общ. психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов". - М., 1986. - С. 24 - 42.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1988.
  7. Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск, 1992.
  8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб, заведений. В 2-х кн. Кн. 1. - М., 1994. - С. 15 - 24.
  9. Общая психология. - М., 1986. - С. 30 - 62.
  10. Предчувствие портрета: Сб. тестов. - Екатеринбург, 1992.
  11. Психологические тесты для деловых людей. - М., 1994.
  12. Психология. Словарь / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 22, 28, 37, 40, 55, 77, 89, 145, 146, 149, 160, 166, 184, 197, 210 - 212, 214, 216, 227, 259, 275, 285, 295, 302, 309, 338, 340, 351, 352, 375, 378, 396, 449, 457, 458.
  13. Сборник тестов по отбору кандидатов при приеме на работу (методика США). - Воронеж, 1992.
  14. Тесты для делового человека и для всех. - Пермь, 1995.
  15. Тесты, тесты, тесты. - М., 1990.

СЛОВАРЬ К ТЕМЕ

  • Аналитическая психология - одна из разновидностей глубинной психологии, созданная швейцарским психологом К. Юнгом, учеником З. Фрейда. Целью психического развития человека Юнг считал индивидуацию - творческую реализацию индивидом коллективного бессознательного, в котором запечатлен опыт предшествующих поколений.
  • Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, создатель первой психологической системы, изложенной им в трактате "О душе".
  • Ассоциативная психология - одно из направлений психологической мысли, согласно которому сложные психические образования (представления, мысли) возникают из простых (ощущений) посредством ассоциаций.
  • Ассоциация - связь между психическими явлениями, при которой наличие одного из них влечет за собой появление другого.
  • Бессознательное - совокупность психических процессов, неосознаваемых и неконтролируемых самим человеком (субъектом).
  • Бихевиоризм - направление в психологии XX века, пытающееся объяснить поведение человека в обход его сознания, психики, принимающее во внимание лишь связь реакций организма на стимулы внешней среды.
  • Вытеснение (в психоанализе) - один из видов психологической защиты, когда неприемлемые для индивида мысли, переживания "изгоняются" из сознания в сферу бессознательного.

25

  • Гештальт - устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей.
  • Гештальтпсихология - направление в психологии, согласно которому структурная (системная) организация сложных психических образований определяет свойства и функции образующих его частей.
  • Глубинная психология -- ряд направлений психологии, придающий решающее значение в поведении глубинным, неосознаваемым самим человеком побуждениям и установкам.
  • Гомеостаз - подвижное равновесное состояние какой-либо системы.
  • Гуманистическая психология-направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, открытое возможностям, ищущее смыслов и ценностей, творческое духовное начало.
  • Духовность-индивидуальная способность к миро- и самопознанию, ориентированность личности действовать "для других", поиск ею нравственных абсолютов.
  • Душа - нематериальное, глубоко личностное начало в человеке, его внутренний мир как уникальное целое, остающееся относительно равным себе на протяжении всей жизни человека.
  • Защита психологическая (в психоанализе) - устранение травм, напряжений, возникших из-за столкновения бессознательных побуждений с внутренней "цензурой" индивида, его сознанием.
  • Индивидуальная психология - одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, учеником З. Фрейда. Психическое развитие определяется, согласно Адлеру, чувством неполноценности, которое формируется в детском возрасте и затем может быть преодолено через самоутверждение, в творческих актах, в борьбе за власть, превосходство над другими.
  • Инсайт - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
  • Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
  • Интроспекция - самонаблюдение, наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни.
  • Когнитивная психология - направление в психологии XX в., задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.
  • Коллективное бессознательное - термин, введенный К. Юнгом для обозначения бессознательных психических явлений (архетипов), в которых запечатлен исторический опыт человечества.
  • Либидо (в психоанализе) - сексуальное влечение, в более широком смысле - влечение к жизни (Эрос).
  • Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
  • Логотерапия - разновидность психологической теории и клинической практики, разработанной В. Франклом. Согласно логотерапии, основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является поиск человеком смысла своей жизни.
  • Нейропсихология - отрасль психологической науки, изучающая мозговые процессы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.
  • Неофрейдизм - направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм психоанализа 3. Фрейда и ввести основные его положения в социальный контекст.
  • Общая психология - теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие и фундаментальные психологические закономерности, принципы и методы психологии.
  • Оно (Ид) - один из компонентов структуры личности в психоанализе. Представляет собой неосознаваемое человеком средоточие в нем инстинктивных побуждений (сексуальных либо агрессивных).

26

  • Онтогенез - процесс развития индивидуального организма, формирование психики индивида.
  • Ориентировочная основа действия - система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия.
  • Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.
  • Психика - субъективный образ ("картина") внешней и внутренней среды, ориентация в этой среде, совокупность всех психических состояний и процессов, сознательных и бессознательных.
  • Психоанализ - 1) направление в психологии, разработанное З. Фрейдом; 2) совокупность способов выявления (в лечебных целях) особенностей переживания и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
  • Психология - наука о явлениях душевной жизни, о закономерностях развития и функционирования психики.
  • Психофизический параллелизм - одно из истолкований соотношения психического и физического (физиологического), согласно которому они неотделимы друг от друга, но не связаны причинностно.
  • Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
  • Сверх-Я (Супер-Эго) (в психоанализе) - один из компонентов структуры личности, система моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям, предъявляемым к "Я" (Эго) субъекта.
  • Сознание - процесс вникания субъекта во внутренний психический опыт, обдумывание и запоминание его, оценивание его значения для своей жизни.
  • Социальная психология - отрасль психологии, изучающая психические характеристики поведения и деятельности людей, включенных в социальные общности (группы).
  • Структура - совокупность устойчивых связей между частями (компонентами) объекта, обеспечивающих его целостность.
  • Сублимация (в психоанализе) - один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем переключения энергии на процесс творчества, "уход" в шутку, остроумие и т.п.
  • Эго (Я) - один из компонентов структуры личности по 3. Фрейду. Являясь посредником между Оно и реальностью, Эго призвано наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ.
  • Экспериментальная психология - общее обозначение различных исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

27



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved