3.
Реализация дидактических принципов
в предметных методиках
В своей системной совокупности принципы обучения являют собой одну из теоретических опор предметных методик. Травиально говоря, дидактика (общая теория обучения и образования) - одна, предметных
221
же методик столько, сколько существует самих предметов (преподаваемых дисциплин). А их в системе образования многие десятки.
Реализация дидактических принципов в предметных методиках - это, по существу, частный случай связи теории с практикой. И важно понять механизм этой связи.
Целями изучения предмета являются общеобразовательное, интеллектуальное развитие учащихся, создание профессиональных установок, формирование личности.Чтобы эти цели были реализованы в предметных методиках, необходимо использовать потенциал принципов обучения. Такая реализация тесно связана с содержанием учебного предмета, деятельностью учителя - преподаванием, деятельностью учащихся - учением. При этом принципы обучения ориентируют учителя на то, каким образом - в зависимости от специфики учебного предмета - избрать формы, методы, приемы средств обучения. И здесь каждый принцип обучения становится дидактическим "вектором" по отношению к методическому мышлению педагога-практика. Общее знание дидактики и, в частности, принципов обучения является основой методической культуры учителя, преподавания им того или иного конкретного предмета.
Следует отметить, что реализация дидактических принципов в предметных методиках является одновременно и наукой, и искусством. Когда учитель осмысливает природу дидактических принципов, его мышление сродни научному. Когда же он продумывает практическую реализацию принципа в процессе преподавания того или иного предмета (научной дисциплины), он работает в сфере искусства. Дидактические принципы - это система научных установок, а не набор готовых рецептов. Преобразование теоретической предпосылки в практику преподавания есть профессиональное искусство. Поэтому успешность реализации дидактических принципов в предметных методиках определяется общей педагогической культурой учителя.
Такая культура включает в себя, в частности, организационные, коммуникативные, проектировочные и предметные умения. Последние включают в себя специфические умения, связанные с преподаванием того или иного конкретного предмета. Например, преподавание химии требует от учителя владения такими умениями, как проведение химического эксперимента, его оснащение и анализ при соблюдении правил техники безопасности, а это, в свою очередь, требует от педагога грамотной реализации принципов доступности, системности, связи теории с практикой, прочности усвоения.
Связь дидактических принципов с предметными методиками не является односторонней. Здесь следует иметь в виду общую диалектику связи теории и практики. Дидактические принципы, являясь одной из теоретических предпосылок предметных методик, сами обогащаются за счет последней. В этом и проявляется творческая взаимосвязь дидактических принципов и предметных методик.
222
В заключении остановимся на некоторых моментах самостоятельного изучения данной темы. По ней имеется четыре группы основных источников. Первая из них - справочная литература характера энциклопедий, педагогических словарей, справочников. В них дается разъяснение терминов "педагогика", "дидактика", "принцип", "методика". Вторая - вузовские учебные пособия по педагогике. В них обычно имеется раздел "Теория обучения и образования (дидактика)". В этом разделе характеризуются содержание образования, процесс обучения, включая принципы обучения, организационные формы процесса обучения, его методы и средства. Третья группа - пособия, излагающие методику преподавания конкретных предметов. Обычно такие пособия включают в себя два раздела: общетеоретический (дидактический) и методический. Четвертая группа источников посвящена методике и технике проведения конкретных форм занятий - уроков, лекций, семинаров, практических, лабораторных занятий.
Пользуясь этими источниками, а также данной главой настоящего учебника, студенту важно осмыслить общее содержание дидактики как теории обучения, сущность таких понятий как закономерность, принцип, форма, метод, прием обучения в их связи, механизм реализации дидактических принципов в предметных методиках.
На первый взгляд может показаться, что все эти задачи и проблемы носят узкопрофессиональный характер. Однако очень важно осмыслить их с позиции общепрофессиональной подготовки специалиста, которому предстоит просветительская деятельность, обучение профессиональному мастерству своих менее опытных, менее квалифицированных коллег, профессиональное общение.
- Каково общее содержание дидактики как теории обучения и образования?
- Как соотносятся между собой понятия "обучение" и "образование"?
- Каков смысл дидактических принципов?
- Как соотносятся в дидактике закономерности и принципы обучения?
- Каковы основы реализации дидактических принципов в предметных методиках?
- Почему дидактические принципы являются открытыми для творчества гипотезами, а не стандартными рецептами?
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). Главы "Структура процесса обучения", "Принципы обучения", "Теоретические основы оптимизации процесса обучения", "Методика выбора оптимальной структуры процесса обучения". - М., 1977.
- Кулисевич Ч. Основы общей дидактики (Пер. с польс.). - М., 1986.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Ч.П. Теория обучения (Дидактика). - М, 1992. - С. 364 - 469.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 1988.
- Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии. - М, 1987.
223