2.
Упражнение и приучение

Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек.

Привычки, как отмечал К.Д. Ушинский, укореняются путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока "не установится наклонность к этому действию. Повторение одних и тех же действий есть, следовательно, необходимое условие становления привычки". А.С. Макаренко призывал "стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке".

Упражнение занимает большое место в обучении, так как лежит в основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико-теоретических этапах.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы. "Попробуйте, - говорил А.С. Макаренко, - серьезно, искренне, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточку, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Папани-на. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг только объект для глазения, развлекательный момент.

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда б он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости". В практике воспитательной работы применяются в основном три типа убеждений:

  • 1) упражнения в полезной деятельности;
  • 2) режимные упражнения;
  • 3) специальные упражнения.

206

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд.

Режимные упражнения - это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс - режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.

Всякие нарушения режима педагогического процесса - это не только видимый урон (например, сорванное или деформированное занятие, несостоявшаяся экскурсия, опоздания, вошедшие в привычку и т.д.), но это еще воспитание неуважения к учебному процессу, воспитание необязательности и расхлябанности. Все упражнения в учебном заведении должны быть режимными, а каждый случай нарушения режима должен рассматриваться как чрезвычайное происшествие.

Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.

В учебном процессе все упражнения - специальные, а в воспитательной работе - это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первоклассников "тренируют" вставать при входе учителя, молодых солдат тренируют правильно наматывать портянки, заправлять постель по установленным правилам, приветствовать старших по званию и т.п.

Специальные упражнения применяются и с целью преодоления недостатков. Так, нарушителя дисциплины делают ответственным за порядок, неопрятному поручают обязанности санитара, а самого эгоистичного просят от имени всех навестить больного товарища.

Таким образом, упражнения направлены прежде всего на организацию и руководство деятельностью и поведением воспитанников. Упражнение лишь на самых ранних стадиях можно рассматривать как простое повторение. В дальнейшем упражнение - это совершенствование, которое идет нарастающим итогом. Так же, как репетиция спектакля не есть его простое повторение, а этап все большего приближения к тому состоянию, которое материализирует режиссерский замысел, этап совершенствования на пути к эталону.

Вот почему нельзя признать удачным перевод латинской пословицы repetito est mater stadirum как повторенье - мать ученья. Латинское слово repetito - репетиция означает не повторения, а тренировку, упражнение. Поэтому известная всем пословица должна звучать

207

по-русски так: "Упражнение - мать учения". Хочешь научиться - упражняйся! Не бездумно повторяй, а именно упражняйся, тренируйся, стараясь в каждый раз сделать лучше, чем в предыдущий.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

  1. В чем сходство и различие упражнения и приучения?
  2. Какие типы упражнения ты знаешь?
  3. В каких случаях применяются специальные упражнения?
  4. Какие упражнения называются режимными?
  5. Какие цели реализует метод упражнения?
  6. Почему упражнения нельзя считать простым повторением?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабанский Ю.К. и др. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988. - С. 116 - 118.
  2. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. - М.: Просвещение, 1974. - С. 138 - 168.
  3. Гордин А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде. - М.: Просвещение, 1967.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990. - С. 329 - 334.

208



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved