6.
Социально-ролевое общение
Одним из ключевых в психологии человеческого общения является представление о личности. Человек - не хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от ситуации, и не попугай, в разных ситуациях повторяющий одни и те же заученные слова. Однако возможности конкретного индивида ограничены действиями других людей - и тех, с которыми он вступает в определенные отношения, и других, их предшественников, чей опыт, привычки и предрассудки усвоило нынешнее поколение. Личность живет и действует в определенной структуре, ее поведение обусловлено культурой (социальным опытом) определенного конкретно-исторического сообщества. Важными аналитическими единицами, позволяющими моделировать жизнедеятельность человека, являются социальная роль и его собственное "Я".
Социальная роль
В первом приближении социальную роль можно было бы определить как функцию элемента социальной системы (индивида или группы людей), обусловленную его объективным положением внутри данной системы. Составляющие общество индивиды приходят и уходят, но их определенные функции продолжают осуществляться сменяющими друг друга поколениями. Каждый год обновляется состав того или иного вуза, но всегда в нем есть ректор, профессора, доценты, ассистенты и вспомогательный состав. Некоторые полагают, что будто человек как актер просто получает роль извне и послушно ее исполняет. Однако в сложных, быстро меняющихся условиях реальной жизни жесткая регламентация и буквальное исполнение губительно сказались бы на результатах дела.
В отличие от робота, функционирующего по заложенной извне программе, человек всегда остается самоуправляющим существом - не столько объектом контроля, сколько субъектом деятельности. Он может ничего не подозревать о предписанной ему функции. Он действует исходя из собственных представлений о ситуации, о наилучшем для него способе разрешения возникающих проблем. Как поступит индивид в затруднительной обстановке, зависит от многих факторов. Несомненно, однако, что он не станет игнорировать опыт решения подобных
171
проблем другими людьми. Прошлые поколения отобрали и передали нынешнему образцы поведения в типичных социальных ситуациях. Образцы поведения усваиваются благодаря целенаправленному инструктированию, либо в результате случайного научения (дети копируют других детей и взрослых). Обе эти формы могут действовать совместно.
Мы живем в обществе. Это значит, что каждый из нас выполняет множество социальных функций. Например, служебные: начальник, подчиненный, рядовой сотрудник, специалист, ученик, ревизор. Или житейские функции: квартиросъемщик, клиент, покупатель, сосед. Или семейные функции: кормилец, иждивенец, муж, жена, сын, родственник и т.д. Выполнять некую социальную функцию означает делать то, что "положено" на данном месте при данных обстоятельствах. "Положено" - это, с одной стороны, законами, установлениями, с другой - нравами, обычаями, существующими там, где мы живем.
Всему, что "положено", нас учат с детства, а когда делаем "что не положено" - наказывают. В конце концов ребенок не только научится следовать образцам, но и узнает, что другие люди адресуют ему определенные ожидания, которым должно соответствовать его поведение, и сам научается ожидать и требовать от других определенных реакций. В основе формирования ожиданий лежит собственный опыт.
Поскольку тому, что "положено", учили не меня одну, всякий человек вправе ожидать от меня выполнения моих социальных функций, иными словами, общество возлагает на меня определенные "социальные роли". Действуя согласно этим ожиданиям, я исполняю свою социальную роль. Конечно, мое понимание того, что я обязана и что не обязана делать в данной социальной роли, может расходиться с пониманием других. Это обстоятельство вызывает постоянные дискуссии в обществе, а иногда приводит к конфликтам между людьми (негативные роли, криминальные). Роли безличны: они зависят не от личности исполнителя, а лишь от исполняемой им "партии". Это влечет за собой известные неудобства: хочет человек или не хочет, он должен (отсюда и слово "должность") поступать на "общих основаниях" - в соответствии с правами и обязанностями, приданными занимаемой им позицией. Если он стал мужем, ему придется теперь отказаться от многих молодецких забав. Человек становится тем, за кого его принимают окружающие. И. Кон, авторитетнейший специалист, замечает в своей работе "Открытие "Я ", что "казаться - это тоже "быть", но только не для себя, а для других. Трус, который сумеет достаточно долго "казаться" храбрым, может в конце концов стать им".
Не надо сводить роль к внешнему представлению. Поцелуй не всегда продиктован притворством. Роль содержит в себя чувства, мысли, стремления. Важно, что все они были определены еще до того, как появился конкретный исполнитель. Большую часть жизни индивид проводит в кооперации с другими людьми, и каждое его действие, строго говоря, есть лишь элемент более масштабной системы совместной
172
деятельности. Отсюда две важные для нашего рассуждения особенности человека: ощущение индивидом личной ответственности перед партнером и бдительное наблюдение за его поведением. Наблюдение неравнодушное, эмоционально окрашенное.
Итак, социальная роль - это выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное социальное положение.
Межличностная роль
Помимо социальных ролей, мы играем роли "межличностные". У каждого есть круг людей, с которым он сталкивается изо дня в день. В отношении одного человека я выступаю в роли Друга, в отношении другого - в роли Недоброжелателя. Кто-то для меня Подопечный, кто-то Покровитель, кто-то Враг или Мучитель, кто-то Партнер, а кто-то предмет обожания. Распределение межличностных ролей между мной и кем-то другим связано с нашими чувствами друг к другу и с "предысторией" нашего взаимодействия. Но коль скоро роли распределены, у меня есть ожидания к Ивану Ивановичу, а у него - ко мне. Межличностная роль - это то поведение, которое ожидается от меня другим человеком согласно установившимся между нами отношениям. Если я пренебрегаю ролевыми ожиданиями партнера, наши отношения меняются и межличностные роли распределяются по-новому.
Вступая в общение с кем бы то ни было, мы должны исполнять одновременно и свою социальную роль, и межличностную. Причем на первом плане - роль социальная. И нередко они расходятся. Такое расхождение между социальной и межличностной ролью делает нас "актерами поневоле". Неспроста социологи так любят ссылаться на Шекспира: "Весь мир - театр":
Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Поистине - "не одну"! Ведь, кроме социальных и межличностных ролей, мы играем еще "внутригрупповые". Например, роль Лидера, роль Соперника и Союзника, роль Иванушки-дурачка.
Внутригрупповые и индивидуальные роли. Собственное"Я"
Внутригрупповая роль - это поведение, которое ожидается от меня членами группы, куда я вхожу, в соответствии с репутацией, приобретенной мною в этой группе. Человек входит одновременно и последовательно во многие группы. И в каждой из них его внутригрупповая роль может оказаться разной. Лидер в одной среде может считаться Чудаком в другой и т.д.
Внутригрупповые роли, исполняемые нами с детства, решающим образом формируют наш характер. Согласно "теории зеркального "Я" Чарльза Кули, мнение группы о субъекте формирует у него соответствующее
173
представление о себе, или "Я-образ". Но мы, как уже говорилось, принадлежим на каждом этапе жизни многим группам сразу. И поэтому в нашей памяти откладывается целый набор "Я-образов". Вести себя в соответствии с каким-либо из "Я-образов" - значит проявлять себя, или играть индивидуальную роль. Это то поведение, которое я ожидаю от самого себя (согласно своему авторитету) при определенных обстоятельствах, воспроизводящих прошлый опыт приспособления к социальной среде (группе).
Множество "Я-образов" отнесены в нашей голове к единому пункту: самосознанию. Они как бы нанизаны на одну ось. С детства у нас формируется особая психологическая инстанция, задача которой - интегрировать разные "Я-образы", нанизывать их на эту ось. Эту инстанцию можно назвать "Психологический автопортрет" - под таким именем она фигурирует в работах грузинских психологов школы Узнадзе.
"Психологический автопортрет" использует два весьма любопытных механизма для своей интегративной деятельности. Первый из них "вытеснение", второй "компенсация".
Вытеснение заключается в том, что из моих "Я-образов" изымается все, что противоречит друг другу или наносит травму моему самолюбию.
Компенсация состоит в том, что противоречивые и травмирующие черты моих "Я-Образов" становятся непротиворечивыми и лестными благодаря моей фантазии.
В отношениях помимо социальной и межличностной роли я играю также внутригрупповую. При всем этом я играю и какую-то из своих индивидуальных ролей, следуя определенному "Я-образу", хранящемуся в памяти. Более того, вы угадываете другие мои "Я-образы" по интонациям, по манере двигаться, по костюму и т.д. И все роли, которые я одновременно исполняю перед вами, складываются в мою актуальную роль, т.е. роль, избранную мною для данного коммуникативного акта.
- 1. Что такое "социальная роль"?
- 2. Верно или неверно?
- "В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно".
- 3. Выбрать правильный ответ:
- - Социальные роли связаны:
- а) с социальным положением;
- б) с поведением, которого ждут от человека другие члены группы;
- в) с фактическим поведением человека;
- г) все ответы верны.
- Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. - М., 1970.
- Берн Э.Я. Концепция и воспитание. - М., 1968. - С. 53, 71 - 77.
- Кон И.С. Открытие Я. - М., 1978. - С. 133-166.
- Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1984. - С. 34 - 47.
- Тилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Человек и общество. Вып. 9. - Л., 1971. - С. 20, 21.
174