4.
Общение как восприятие людьми друг друга
Понятие перцепции
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком-партнером по общению также как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полно становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения.
Идентификация
Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия должна быть противопоставлена
158
пониманию в строгом смысле этого слова: эмпатия есть аффективное "понимание". Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько "продумывается", сколько " прочу вствуется".
Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот "другой". Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить по-иному. И в том, и в другом случаях на лицо будет "принятие в расчет" поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело - понять партнера по общению, встав на его позицию, другое дело - принять в расчет его точку зрения, но действовать по-своему.
Рефлексия
С точки зрения характеристики общения оба рассмотренных варианта требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, "другой", т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
- Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как:
- а) цели и задачи общения людей в данной ситуации;
- б) их намерения и мотивы;
- в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей;
- г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.
- Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа "Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...".
159
- Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: "Все мальчишки грубы", "Все девчонки неискренни".
- Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
- Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
- Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
Каузальная атрибуция
- Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:
- Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
- Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
- Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
На первых порах исследований каузальной атрибуции речь шла лишь об истолковании (приписываний) причин поведения другого человека. Позже стали изучаться способы объяснения более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда человек оказывается в условиях дефицита информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания. Этот процесс зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной "желательности" или "нежелательности". В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами и поэтому оно
160
легче поддается интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно также и во втором случае под социально "желательным" понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально "нежелательное" поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.
- 1. Что такое перцепция?
- 2. Как можно объяснить идентификацию, т.е. механизм взаимопонимания?
- 3. Что определяет эмпатия?
- 4. Объясни явление каузальной атрибуции, заполни пробелы:
- "каузальная атрибуция состоит в том, что поведение других людей объясняют либо свойственными им... либо..., в которых эти люди оказались (поведение, склонности, ситуация)".
- 5. Заполни пробелы:
- "из-за стереотипов мы часто имеем о других людях ..., сравнительно... представление (расхожее, упрощенное)".
- 6. Установи свой тип общения по тесту.
- Этот тест поможет взглянуть на себя "со стороны", узнать достаточно ли вы корректны в отношениях со своими сотрудниками, коллегами, членами семьи.
- Для сравнения "портрета", который мы получили, попросите того, чье мнение для вас значимо, ответить вместо вас.
- 1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
- а. всегда
- б. иногда
- в. никогда
- 2. Как вы ведете себя в критической ситуации?
- а. внутренне киплю
- б. сохраняю полное спокойствие
- в. теряю самообладание
- 3. Каким считают вас коллеги?
- а. самоуверенным и завистливым
- б. дружелюбным
- в. спокойным и завистливым
- 4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
- а. приму ее с некоторыми опасениями
- б. соглашусь без колебаний
- в. откажусь от нее ради собственного спокойствия
- 5. Как вы прореагируете, если кто-либо из коллег без разрешения возьмет с вашего стола какой-то документ?
- а. выдам ему по первое число
- 6. заставлю вернуть
- в. спрошу, нужно ли ему что-нибудь
- б. Какими словами вы встретите жену (мужа), если она (он) вернулась (вернулся) с работы позже обычного?
- а. что тебя так задержало?
- б. где ты торчишь допоздна?
- в. я уже начал (а) волноваться!
- 7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
161
- а. стараюсь обогнать машину, которая показала мне хвост
- б. мне безразлично, сколько автомобилей обошло меня
- в. увеличу скорость, чтобы никто не опередил меня
- 8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
- а. сбалансированными
- б. легкомысленными
- в. крайне жесткими
- 9. Что вы предпринимаете, если не все удается?
- а. пытаюсь свалить вину на другого
- б. смиряюсь
- в. становлюсь осторожнее
- 10. Как вы отреагируете на мнения, суждения о современной молодежи?
- а. "пора бы уже запретить молодежи такие развлечения"
- б. "надо дать им возможность организованно и культурно отдыхать"
- в. "не следует с ней возиться"
- 11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?
- а. "и зачем я только на это нервы тратил (а)?"
- б. "видно этот человек начальнику приятнее"
- в. "может все это удастся в другой раз"
- 12. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм? а. страх
- б.скуку
- в. искреннее удовольствие
- 13. Как вы будете себя вести, если в результате дорожной пробки вы опоздали на важные деловые переговоры?
- а. буду нервничать во время переговоров
- б. попытаюсь вызвать снисходительность партнеров
- в. просто огорчусь
- 14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
- а. победе - моя цель
- б. чувствую себя вновь молодым и это ощущение ценю
- в. если проигрываю, очень сержусь
- 15. Как вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане?
- а. терплю, избегаю скандала
- б. вызываю метрдотеля и делаю ему замечание
- в. отправлюсь с жалобой к директору ресторана
- 16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?
- а. поговорю с учителем
- б. устрою скандал родителям обидчика
- в. посоветую своему ребенку дать сдачи обидчику
- 17. Какой вы человек?
- а. средний
- б. самоуверенный
- в. пробивной
- 18. Что вы скажете подчиненному, если столкнулись с ним в дверях?
- а. "простите, это моя вина"
- б. "ничего, пустяки"
- в. "а повнимательнее Вы не могли бы? "
- 19. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи?
- а. "когда же будут, наконец, приняты конкретные меры?"
- б. "надо бы ввести суровые наказания!"
- в. "нельзя же все валить на молодежь - виноваты и воспитатели"
- 20. Какое животное вы любите?
- а. тигра
- б. домашнюю кошку
- в. медведя
162
Ключ к ответам на вопросы
Варианты ответов |
Оценки ответов на вопросы (в баллах) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
а |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
б |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
в |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
Оценки результатов.
35 - 44 балла. Вам сопутствует успех в жизни. В вас достаточно "здорового честолюбия" , вы умеренно агрессивны, к критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.
45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестокими по отношению к другим. Надеетесь дойти до управленческих "верхов", рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику "сверху" принимаете, а критику "снизу" воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критику "снизу".
34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Побольше решительности вам не помешает. К критике "снизу" относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики "сверху".
- Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе. - М., 1981. - С. 101, 104 - 106, 108, 110, 116.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. - С. 5 - 10, 118.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987. - С. 51 - 60.
- Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978. - С. 110, 111.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989. - С. 75 - 100.
- Психология эмоций: Тексты. Эмпатия. - С. 87.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1960. - С. 180, 181.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М., 1992. - С. 10 - 12.
- Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация социальной деятельности. - М., 1987. - С. 249, 250.
163