2.
Основные исторические этапы развития психологической науки

Психологические знания в античности

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского "анима" - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427 - 347 гг. до н. а), душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Платон дает такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

Вершиной античной психологии явилось учение о душе Аристотеля (384 - 322 гг.). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей

13

силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума

Психология в средние века

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), анимистическая трактовка души Платоном и Аристотелем увязывается средневековыми авторами с христианским пониманием сущности человека. Душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Тем не менее в христианской аскетике были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственных абсолютов.

В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Особенно следует отметить деятельность арабских мыслителей IX - XII вв. Авиценны и Аверроэса. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин "психология" (1590).

Умозрительная психология XVII в.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуемся попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596 - 1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: "тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим". Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Он явился основателем интроспективной психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

14

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632 - 1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646 - 1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных "малых перцепций" (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим (физиологическим) в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости "предустановленной гармонии".

XVIII век: зарождение эмпирической психологии

Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпирической психологии, английского философа Дж. Локка (1632 - 1704). Душу человека Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Основателем ассоциативной психологии в XVIII веке стал английский врач и священник Д. Гартли (1705 - 1757). По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения "первичных элементов" (чувствований) посредством их ассоциации. Последующее развитие ассоцианизма связано с именами Дж.Ст. Милля и Г. Спенсера.

XIX век: психология становится самостоятельной наукой Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины

15

явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832 - 1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Последователь Вундта Э. Титченер (1861 - 1927), американский психолог, был основателем и лидером структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией - наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

Возникновение психологии в России

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829 - 1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку "вырвать" психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову (1862 - 1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев (1857 - 1927). Усилия И.П. Павлова( 1849 - 1936) были направлены на изучение условнорефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности, однако собственной психологической концепции И.П. Павлов не создал.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

  1. Назови три начала человеческой души в истолковании Платона. Как мыслит Платон связь души с телом?
  2. В чем состоит особенность понимания души Аристотеля (в сравнении с платоновским)?
  3. Почему в средние века изучение душевной жизни было подчинено задачам богословия? Кто и когда ввел термин "психология"?
  4. В чем состоит дуализм учения Р. Декарта о душе и теле?
  5. Как предполагал преодолеть дуализм души и тела Б. Спиноза?
  6. Кто первым ввел понятие о бессознательном для характеристики психики человека?
  7. Кто является автором положения о том, что все идеи происходят из опыта?
  8. Чем известен в истории психологии английский врач и священник Д. Гартли?
  9. В чем состоит основная идея ассоциативной психики?
  10. Раскрой принцип структурной психологии. Кто был ее основателем и лидером?

16

  1. В чем суть интроспекции как психологического метода?
  2. Назови и оцени заслуги русских исследователей конца XIX - начала XX веков в области психических явлений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Идан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М., 1990.
  2. Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1, разд. 4, гл. 24. - М., 1994.
  3. Психология. Словарь. - М., 1990.
  4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия; диалоги 1 - 6. - М., 1994.
  5. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985.

17



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved