3.
Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения

"Интерактивная сторона общения" - это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Для ее участников чрезвычайно важно не

154

только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, "по поводу" ее.

Типы взаимодействий

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции говорят также о согласии к конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Важным показателем "тесноты" кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касается другого типа взаимодействия - конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Конфликты обычно возникают непредвиденно, стихийно, ситуативно. Чаще всего "пищу" им дают отрицательные оценки, носящие критический характер. Поэтому такие оценки лучше не делать, а если и делать, то очень осторожно. Американский психолог Дейл Карнеги считает, что критика является той "опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости". Далее он советует: "Вместо того, чтобы осуждать людей, давайте попытаемся понять их. Попытаемся представить себе, почему они поступают так, а не иначе".

В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой действий собеседника, главное - не потерять внутреннего самообладания, сразу же прекратить критику, постараться объективно разобраться в причинах, вызывавших недовольство и любым способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника. От того, насколько собеседнику представлена возможность высказаться, во многом зависит его

155

расположение и доверительность. Между тем, по данным психологических исследований лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возникших разногласий.

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия, поскольку оно может быть весьма различным. Кооперативную форму взаимодействия можно констатировать не только в условиях производства, но и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков - совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности - не та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

  1. Какое место занимают взаимоотношения в структуре общения?
  2. Каковы типы взаимодействий? Охарактеризуйте их.
  3. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов.
  • Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 - весьма типично, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - совсем нетипично. Внесите свои оценки в таблицу и подсчитайте общую сумму баллов.
I II III IV V
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
Итого: Итого: Итого: Итого: Итого:
  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
  3. Мягко стелет, да жестко спать.
  4. Рука руку моет (Почеши мне спинку, а я тебе почешу).
  5. Ум хорошо, а два лучше.
  6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
  7. Кто сильнее, тот и прав.
  8. Не подмажешь - не поедешь.
  9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок.
  10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
  11. Кто ударит и убежит, то сможет драться и на следующий день.
  12. Слово "победа" четко написано только на спинах врагов.
  13. Убивай врагов своей добротой.
  14. Честная сделка не вызывает ссоры.

156

  1. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
  2. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
  3. Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу.
  4. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
  5. Ты - мне, я - тебе.
  6. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
  7. Кто спорит - ни гроша не стоит.
  8. Кто не отступает, тот обращает в бегство.
  9. Ласковое дитятко двух маток сосет, а упрямое - ни одной.
  10. Кто дарит - друзей наживает.
  11. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  12. Лучший способ решать конфликты - избегать их.
  13. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
  14. Кротость торжествует над гневом.
  15. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
  16. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
  17. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
  18. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
  19. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
  20. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
  21. Копай и копай без устали - и докопаешься до истины.
  • Оценки результатов:
  • У каждого человека есть две жизненные заботы - достижение личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) - сохранение хороших взаимоотношений с людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.
  • ТИП I. "Черепаха" - стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа как от достижений личных целей, так и участия во взаимоотношениях с окружающими.
  • ТИП II. "Акула" - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им не важно, любят ли их, считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
  • ТИП III. "Медвежонок" - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
  • ТИП IV. "Лиса" - стратегия компромисса. Умеренно - и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
  • ТИП V. "Сова" - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994. - С. 86 - 93.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1980. - С. 37 - 42, 111 - 119.
  3. Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание, конфликт! - Новосибирск, 1983. - С. 10 - 31.
  4. Кричанская Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. - Л., 1987. - С. 50 - 55.
  5. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979. - С. 37.

157



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved