3.
Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения
"Интерактивная сторона общения" - это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Для ее участников чрезвычайно важно не
154
только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, "по поводу" ее.
Типы взаимодействий
Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции говорят также о согласии к конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Важным показателем "тесноты" кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.
Что касается другого типа взаимодействия - конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Конфликты обычно возникают непредвиденно, стихийно, ситуативно. Чаще всего "пищу" им дают отрицательные оценки, носящие критический характер. Поэтому такие оценки лучше не делать, а если и делать, то очень осторожно. Американский психолог Дейл Карнеги считает, что критика является той "опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости". Далее он советует: "Вместо того, чтобы осуждать людей, давайте попытаемся понять их. Попытаемся представить себе, почему они поступают так, а не иначе".
В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой действий собеседника, главное - не потерять внутреннего самообладания, сразу же прекратить критику, постараться объективно разобраться в причинах, вызывавших недовольство и любым способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника. От того, насколько собеседнику представлена возможность высказаться, во многом зависит его
155
расположение и доверительность. Между тем, по данным психологических исследований лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возникших разногласий.
При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия, поскольку оно может быть весьма различным. Кооперативную форму взаимодействия можно констатировать не только в условиях производства, но и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков - совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности - не та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно.
- Какое место занимают взаимоотношения в структуре общения?
- Каковы типы взаимодействий? Охарактеризуйте их.
- Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов.
- Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 - весьма типично, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - совсем нетипично. Внесите свои оценки в таблицу и подсчитайте общую сумму баллов.
I |
II |
III |
IV |
V |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
Итого: |
Итого: |
Итого: |
Итого: |
Итого: |
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- Рука руку моет (Почеши мне спинку, а я тебе почешу).
- Ум хорошо, а два лучше.
- Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
- Кто сильнее, тот и прав.
- Не подмажешь - не поедешь.
- С паршивой овцы - хоть шерсти клок.
- Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
- Кто ударит и убежит, то сможет драться и на следующий день.
- Слово "победа" четко написано только на спинах врагов.
- Убивай врагов своей добротой.
- Честная сделка не вызывает ссоры.
156
- Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
- Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
- Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу.
- Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
- Ты - мне, я - тебе.
- Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
- Кто спорит - ни гроша не стоит.
- Кто не отступает, тот обращает в бегство.
- Ласковое дитятко двух маток сосет, а упрямое - ни одной.
- Кто дарит - друзей наживает.
- Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
- Лучший способ решать конфликты - избегать их.
- Семь раз отмерь - один раз отрежь.
- Кротость торжествует над гневом.
- Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
- Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
- На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
- В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
- Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
- Взаимные уступки прекрасно решают дела.
- Копай и копай без устали - и докопаешься до истины.
- Оценки результатов:
- У каждого человека есть две жизненные заботы - достижение личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) - сохранение хороших взаимоотношений с людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.
- ТИП I. "Черепаха" - стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа как от достижений личных целей, так и участия во взаимоотношениях с окружающими.
- ТИП II. "Акула" - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им не важно, любят ли их, считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
- ТИП III. "Медвежонок" - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
- ТИП IV. "Лиса" - стратегия компромисса. Умеренно - и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
- ТИП V. "Сова" - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.
- Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994. - С. 86 - 93.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1980. - С. 37 - 42, 111 - 119.
- Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание, конфликт! - Новосибирск, 1983. - С. 10 - 31.
- Кричанская Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. - Л., 1987. - С. 50 - 55.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979. - С. 37.
157