4.
Специфические состояния психики человека

В этом разделе будут рассмотрены психические состояния человека, обладающие определенной спецификой. С одной стороны, это нормальные состояния, например, в целом "сон-бодрствование", а с другой - состояния, находящиеся между психической нормой и патологией, например, состояние дисфории. Однако, следует учитывать, что само понятие психической нормы ("психика в норме") весьма условно и не имеет четко обозначенных критериев.

Бодрствование - сон

Традиционно современные психологи выделяют два периодических состояния психики (прежде всего сознания), присущих всем людям: бодрствование - состояние, характеризующееся активным взаимодействием человека с внешним миром, и сон - состояние, рассматриваемое прежде всего как период отдыха.

В зависимости от комплекса вегетативных, моторных и электроэнцефалографических показателей выделяют уровни бодрствования: крайний уровень напряжения, активное бодрствование, спокойное бодрствование.

Сон относится к так называемым измененным состояниям сознания, полностью отрезающим человека от физического и социального окружения. Различают две основные чередующиеся фазы сна: "медленный" ("медленноволновый") сон и "быстрый" ("парадоксальный") сон. В фазе "медленного" сна на последней его стадии (глубокого сна) возможно возникновение сомнамбулизма (снохождения, "лунатизма") - состояния, связанного с неосознаваемым поведением, осуществляемым при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию, а также сноговорения и ночных кошмаров у детей, о которых они не помнят после пробуждения. После "быстрого" сна индивид, как правило, вспоминает о сновидениях (субъективно переживаемых представлениях, прежде всего зрительных, возникающих на данной фазе сна), содержащих компоненты фантастичности, нереальности. На "быстрый" сон приходится 20% всего периода сна.

Медитации и гипноз

Под медитацией в современной психологии понимаются два явления: во-первых, измененное, по желанию индивида, особое состояние сознания, связанное с замедлением деятельности мозга путем концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли, а, во-вторых, техника

121

достижения такого состояния. В состоянии медитации субъект получает реальное удовлетворение, прежде всего из-за наступления релаксации (уменьшения напряжения, расслабления, снятия стресса). Возможно наступление и того, что у буддистов называется нирваной - состояния высшей безмятежности, спокойствия, слияния души со Вселенной.

Существует несколько техник (приемов) медитации, а) Йога - древнеиндийская техника, состоящая в полном отключении от внешней реальности благодаря целому ряду приемов (восьмичленная йога), во многом связанных с владением телесными позами (84 позы или "асаны") и контролем дыхания (пранаяма). б) Зазен - японская техника, состоящая в отвлечении от предметов, пассивно концентрируя внимание на них ("смотрю, но не вижу"). Йога, зазен, как и даосизм в Китае, с точки зрения восточных религий предполагают при медитации растворение сознания индивида в безличном океане абсолюта ("соляная кукла, растворяющаяся в воде моря"). В христианстве медитация трактуется как слияние человеческой и божественной личностей.

Близок к состоянию медитации в данном плане и экстаз - вызываемое проповедью и молитвами состояние, в котором находится верующий, как бы вышедший из себя. При этом чрезмерная активация мозга явно находится в контрасте с неподвижностью тела и выражением возвышенного счастья, в) Техника дервиш-турнеров заключается в том, что дервиш-турнеры (мусульмане-проповедники, как правило, персы и сирийцы, принадлежащие к этому братству) пением псалмов и ритмическими танцами вызывают у себя наступление измененного состояния медитации. Близка к этому и техника камлания шаманов, а также приемы, применяемые в некоторых христианских сектах ("пятидесятники", "хлысты" и др.). г) Техника трансцендентальной медитации основывается на использовании мантры - социального слова выбираемого обычно "учителем" ("гуру") для ученика и состоящего из звуков О, М, Н, легко вступающих в резонанс с электрической активностью мозга. Ученик повторяет свою мантру сперва вслух, а потом про себя, пока не достигнет полной релаксации и состояния "чистого сознания". Из этого состояния, по мнению некоторых приверженцев данной техники, исключены все восприятия внешнего мира, и оно граничит с "чувством вечности", д) Специфическими, несвязанными с какими-либо религиозными идеями, техниками медитации являются системы психофизической тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект (аутогенный тренинг Г. Шульца, "системы биологической обратной связи" и т.д.).

Термин "гипноз", как и термин "медитация", имеет два значения: а) временное состояние сознания, связанное с сужением его объема и резким сосредоточением на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания; б) техника воздействия на индивидуума с целью сузить поле сознания и подчинить его контролю гипнотизера, внушения которого он будет выполнять.

122

Возможен и аутогипноз как психическое состояние, вызванное самовнушением. Под гипнотизацией понимается возбуждение гипнотического состояния путем внушения или самовнушения. Внушение - процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием активного и целенаправленного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Внушение может быть прямым (императивным) и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии.

В гипнотическом состоянии выявляется много общего со сном и медитацией, ибо и оно достигается путем уменьшения притока сигналов к мозгу. Внешне действия загипнотизированного могут создать впечатление его отказа от собственного здравого смысла. Однако, как отмечает ряд исследователей (К. И. Платонов, Д. Н. Узнадзе и др.), при отсутствии у испытуемого абулии (патологического безволия) никогда нельзя добиться, чтобы он под гипнозом совершил действие или бездействие, которые он не одобрил бы в нормальном состоянии, которые противоречили бы общему течению его воли, направленности его личности. Гипнотическое состояние часто бывает связано с повышением творческого потенциала человека.

Боль и анальгезия

Болью называется психическое состояние, которое возникает как результат сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его целостности или существованию вообще. Болевые ощущения носят гнетущий, тягостный характер, характер страдания. Но они являются стимулом для оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, их обусловивших. Боль - симптом нарушения нормального течения физиологических процессов, и поэтому она имеет очень большое клиническое значение.

Болевые ощущения в значительной мере поддаются нейтрализации со стороны высших психических образований, зависящих от направленности личности, ее убеждений, ценностных ориентации и т.д., о чем свидетельствуют многочисленные примеры мужества, умения, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, руководствуясь глубоко нравственными мотивами. Снижение или полное устранение чувствительности к боли называется анальгезией. Она достигается с помощью анальгетиков (веществ, подавляющих болевые ощущения или снижающих чувствительность к боли), путем концентрации внимания на объектах, не связанных с источником болевого воздействия (музыка, белый шум и т.д.), посредством внушения, самовнушения, гипноза, а также методами общего или точечного массажа, воздействием холода или тепла на определенные участки тела.

123

Вера

В психологии вера имеет два значения: 1) особое психическое состояние, проявляющееся в полном и безоговорочном принятии индивидом каких-либо сведений, явлений или представлений, могущих в дальнейшем выступить основой его "Я", определять его поступки и отношения; 2) признание чего-либо истинным с решительностью, превышающей силу внешних фактических и формально-логических доказательств (Вл. Соловьев).

Вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, опирающегося на антиципацию (способность предвидеть результаты действий до того, как они осуществлены), каузальную атрибуцию, вытеснение, рационализацию, замещение и другие интеллектуальные механизмы. Чем эффективнее эти механизмы, чем более сложными являются умопостроения человека, тем меньше у него оснований для слепой веры. В случаях, когда вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах рационального мышления, она имеет свое основание вне теоретического познания и ясного сознания вообще. Если человек не в состоянии охватить разумом чрезмерно сложный и неподдающийся рациональному объяснению объект, тогда он либо отказывается от познания, либо упрощает объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств.

Религиозная вера, будучи связана с поисками человеческого духа, не зависит прямо от реальности физического бытия человека в физическом мире. Здесь человек включает в свой образ мира существование внематериального мира.

Эйфория и дисфория

Эйфория - психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам. При эйфории наблюдается мимическое и пантомимическое оживление, психомоторное возбуждение. Дисфория - противоположное эйфории психическое состояние, проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Но в редких случаях дисфория может проявляться и в приподнятом и даже экзальтированном настроении с агрессивностью, раздражительностью, напряженностью.

Дисфория наиболее характерна при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии, при некоторых формах психопатий. Поэтому дисфория - это, как правило, патологическое состояние, и его анализ, как и анализ абстиненции, бреда, галлюцинаций, ипохондрии, истерии, навязчивых и реактивных состояний, транса, выходит за рамки чистой общей психологии. Поэтому анализ названных состояний производиться не будет.

124

Дидактогения и ятрогения

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (учителя, тренера, воспитателя, руководителя и т.д.). К таким негативным состояниям следует отнести угнетенное настроение, страх, фрустрацию и др., отрицательно сказывающиеся на деятельности и межличностных отношениях ученика.

Дидактогения может явиться причиной неврозов - наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно переживаемой неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижения жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.

Ятрогения (внушенная болезнь) - отрицательное психическое состояние, возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента (например, при неосторожном комментировании особенностей его болезни), способствующее возникновению неврозов.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

  1. В чем состоит отличие бодрствования от сна?
  2. Что такое "медленный" и "быстрый" сон?
  3. Медитация: явь или мистика?
  4. Назови известные тебе техники (приемы) медитации.
  5. Гипноз и его отличие от медитации.
  6. Внушение: что это такое?
  7. Покажи значение боли для жизнедеятельности человека.
  8. Анальгезия: как она достигается?
  9. Вера: нужна ли она?
  10. Что лучше: эйфория или дисфория?
  11. Дидактогения и ятрогения: в чем виноваты педагог и врач?
  12. Пройди тест "Поддаешься ли ты внушению?"
  • Легко ли тебя переубедить, легко ли ты поддаешься внушению, достаточно ли ты оптимистичен - все это, надеемся, тебе поможет узнать этот тест. Выбери один из ответов на каждый вопрос. Дан мужской вариант, женщины вносят необходимые коррективы.
  • 1. После каждого нового сообщения о какой-то диете или более рациональном образе жизни ты:
  • а) сразу пересматриваешь или даже меняешь свой образ жизни, режим питания;
  • б) задумываешься, что из всего этого может пригодиться и тебе;
  • в) никогда не обращаешь внимание (по твоему мнению, человечество и уцелело потому, что никогда об этом не задумывалось).
  • 2. Если на твоем лице выступила сыпь или ты поранил лицо при бритье... ты:
  • г) не выходишь из дома, пока лицо не заживет, так как тебе кажется, что, если ты выйдешь в таком виде, все будут обращать на тебя внимание;
  • д) ты пытаешься каким-то образом скрыть это, а как только встречаешь кого-то из знакомых, сразу же объясняешь, что с тобой случилось;

125

  • е) ты не будешь обращать на это внимание, любопытство посторонних тебя не интересует.
  • 3. Если ты почувствовал, что кто-то идет за тобой и чуть ли не наступает на пятки, ты:
  • б) ускоряешь шаг;
  • в) тебе все равно, но из любопытства ты оглядываешься и смотришь, кто это;
  • 4. Тебе нужно принять важное решение, и ты:
  • г) не говоришь с другими потому, что боишься получить противоречивые советы, которые собьют тебя с толку;
  • д) ищешь совета, но в конце концов поступаешь по-своему;
  • е) слушаешься только самого себя.
  • 5. Ты слегка заболел, но не идешь к врачу:
  • а) там много больных, которые станут рассказывать о своих недомоганиях, а это тебя раздражает;
  • б) врач может сказать тебе что-то неприятное;
  • в) у тебя просто нет для этого времени, ты уверен, что всей пройдет само собой.
  • 6. Если на новом месте работы (учебы) все вдруг начинают твердить, что ты очень симпатичный человек, а на предыдущем месте у тебя были проблемы в общении с людьми, то ты подумаешь:
  • г) новые коллеги (студенты) правы, на старом месте тебя просто не понимали;
  • д) они менее требовательны;
  • е) Они более спокойны, философски ко всему относятся.
  • 7. В театр, кино ты идешь сразу, как только поймешь, что герой, о котором идет речь:
  • а) похож на тебя, у него те же проблемы и тебе интересно, как он их разрешает;
  • б) герой, обстановка совершенно не похожи на твою и поэтому тебе это интересно, чтобы сравнить с собой;
  • в) ты смотришь с одинаковым удовольствие;; фильмы, спектакли, не сопоставляя героев с собой.
  • 8. Если станут утверждать, что в последнее время твоя работа (учеба) не отличается в лучшую сторону, то:
  • г) это сильно травмирует тебя, ты начинаешь работать еще хуже;
  • д) так как ты сам не замечаешь такого спада в работе (учебе), то решаешь, что тебя хотят сбить с толку;
  • е) ты сам попробуешь подвести итог своей работы (учебы) и заметишь, что она небезупречна, но ты работаешь с интересом и не хуже других.
  • 9. Если шофер такси взглянет на тебя с плохо скрываемой досадой, то ты:
  • в) решить, что он, вероятно, человек, вечно всем недовольный; б) что, может быть, он устал;
  • а) решишь, что ты ему просто не понравился.
  • 10. Как только ты вспоминаешь о твоей бабушке и дедушке, с которыми ты не живешь вместе, или о своих пожилых родителях:
  • е) ты видишь расположение комнат в их доме; д) тебе даже иногда "слышатся" их голоса;
  • г) тебе прежде всего вспоминается запах в их доме, ты его буквально "чувствуешь".
  • Если твои ответы составили прежде всего группу "б" и "д", то можно сказать, что ты достаточно спокойный, достаточно оптимистичный человек, который не лишен известной доли самокритики. Ты способен реагировать на перемены, но сначала старательно их осмысливаешь, обсуждаешь. Ты поддаешься внушению прежде всего по отношению к тем вещам, которые больше всего тебя волнуют.

126

  • Если же в твоих ответах больше всего (или даже все) "в" и "е", то боимся, ты слишком самонадеян, слишком часто бываешь излишне упрям. Ты слишком легкомысленно относишься ко многим важным вещам. Иногда ты готов из вызова принять важное решение чуть ли не метанием "орла" и "решки", каким-то другим совершенно случайным путем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. - М., 1992. - С. 137 - 180. Т. 2. - М., 1992. - С. 46 - 50, 318 - 350.
  2. Психологические тексты для деловых людей. - С. 136, 137.
  3. Психологический словарь. - С. 6, 7, 38, 39, 51, 52, 73, 74, 95, 144, 145, 205, 206, 315, 316, 390.
  4. Психология. Словарь. - С. 5, 20, 24, 43, 44, 49, 50, 56, 57, 75, 79 - 81, 150, 156, 157, 204, 228, 229, 242, 336, 338, 366, 370, 371, 405, 429, 455, 476.
  5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С. 420 - 508.

127



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved