|
 |
 |
 |
 |
7. Мотивация
Мотив и мотивация
Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Возникновение, продолжительность и устойчивость поведения, его направленность и прекращение после достижения цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта - все это требует мотивационного объяснения.
Мотивация и деятельность
В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них - теория каузальной атрибуции.
Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные - внутренними факторами.
103
Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Не вдаваясь в подробности этой теории, необходимо отметить, что прямой корреляции между деятельностью и силой мотива достижения успехов и избегания неудач психологами не обнаружено, ибо кроме силы и характера мотива достижения успехов, результаты деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений любых неудач в прошлом и от иных причин. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.
Важное значение имеет соотношение результатов деятельности и тревожности. Психологическими исследованиями установлено, что деятельность человека в ситуации, порождающей тревожность, непосредственно зависит не от наличия или отсутствия "личностной тревожности", а от силы "ситуационной тревожности", эффективности принятых для ее снижения контрмер и точности когнитивной оценки ситуации.
У людей, прежде всего с ярко выраженной личностной тревожностью, возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего, когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируются в сознании индивида с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной и эффективной деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки и прилагать усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду со снижением мотивации обычно ощущается нехватка знаний и эмоционально-положительной стимуляции деятельности.
Мотивация и личность
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести уже рассмотренный выше мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интервальный (внутренний) локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом человеке,
104
в себе; экстернальный (внешний) локус контроля - локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это - мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.
В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к цели или к решению задачи (переживание неудачи).
- Что такое мотив поведения?
- Какие определения термина "мотивация" ты знаешь?
- В чем заключается теория каузальной атрибуции?
- Каковы особенности мотивации достижения успехов и избегания неудач?
- Каково соотношение тревожности и мотивации достижения?
- Как можно объяснить беспомощность с точки зрения мотивации?
- Какое значение имеют самооценка и уровень притязаний в процессе мотивации?
- Каким образом характеризуют личность следующие мотивационные образования: аффилиация, мотив власти, альтруизм, агрессивность?
- Понятие "локус контроля" предложил американский психолог Дж. Роттер.
- Он же разработал специальный вопросник и комплекс методик, выявляющий закономерную связь между локусом контроля и другими характеристиками личности. Напомним, что локус контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своего поведения внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) или собственным способностям и усилиям (интервальный, внутренний локус контроля). Локус контроля выступает устойчивым качеством, формирующимся в процессе социализации человека и определяющим его поведение в любых ситуациях. Ниже предлагается тест "Уровень объективного контроля (УСУ)", представляющий собой модифицированный вопросник Дж. Роттера (НИИ им. В.М. Бехтерева). Приводится упрощенный мужской вариант (женщины вносят в вопросы соответствующие коррективы).
- Ответь "да" или "нет" на следующие вопросы:
105
- Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
- Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспосабливаться друг к другу.
- Болезнь дело случая: уж если суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
- Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
- Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
- Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
- Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
- Я чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
- Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
- Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например, от настроения учителя, чем от моих собственных усилий.
- Когда я строю планы, в общем, верю, что смогу осуществить их.
- То, что многим людям кажется удачей или везеньем, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
- Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарство.
- Если люди не подходят друг другу, то как бы они не старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.
- То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
- Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
- Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни
- Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
- Мои отметки в школе больше всего зависят от моих усилий и степени подготовленности.
- В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
- Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
- Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.
- Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
- Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
- В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
- Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся семейных отношениях.
106
- Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
- На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по воспитанию часто оказываются бесполезными.
- То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук
- Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
- Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.
- Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
- В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
- Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
- В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
- Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
- Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было зависит счастье моей семьи.
- Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
- К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными несмотря на все его старания.
- В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
- Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
- Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
- Большинство моих неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени, и мало зависели от везения или невезения.
- Запиши себе по одному баллу, если ты ответил "да" на вопросы:
- 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44.
- И столько же за ответы "нет" на вопросы: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43.
- Полученные баллы "да" и "нет" сложи:
- Высокий показатель (порядка 33 баллов и выше) соответствует высокому уровню субъективного контроля (интернальности) над любыми значимыми ситуациями. Интерналы считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных поступков, которыми они управляют и чувствуют ответственность за свою жизнь и судьбу.
- Низкий показатель (порядка 11 баллов и ниже) по шкале "интернальность-экстернальность" соответствует низкому УСК (экстернальности). Экстерналы не усматривают связи между своими поступками и значимыми для них событиями, полагают, что не способны контролировать развитие таких событий, так как большинство из них является результатом действия других людей или случая.
- 10. Определи у себя степень мотивации к успеху. Ответь "да" или "нет" на следующие вопросы (дан мужской вариант опросника, женщины вносят в опросник соответствующие коррективы):
- Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время?
- Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
- Когда я работаю, это выглядит так, как будто я все ставлю на карту.
107
- Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
- Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
- В некоторые дни мои успехи ниже средних.
- По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
- Я более доброжелателен, чем другие.
- Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
- В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
- Усердие - это не основная моя черта.
- Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
- Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
- Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала.
- Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
- Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
- У меня легко вызвать честолюбие.
- Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
- При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
- Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
- Нужно полагаться только на самого себя.
- В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
- Всегда, когда мне предстоит что-то сделать, я ни о чем другом не думаю.
- Я менее честолюбив, чем многие другие.
- В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
- Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше, квалифицированнее, чем другие.
- Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
- Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
- Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
- Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
- Мои друзья иногда считают меня ленивым.
- Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
- Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
- Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
- Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
- Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
- Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большиее результаты, чем работа других.
- Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
- Я завидую людям, которые не очень загружены работой.
- Я завидую тем, кто стремится к власти и положению.
- Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
- Поставь себе по одному баллу: за каждый ответ "да" на вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41;
- и за каждый ответ "нет" на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.
- Сложи полученные результаты:
- 32 - 28 баллов. У тебя очень сильная мотивация к успеху. Ты упорен в достижении цели, готов преодолеть любые препятствия.
- 27 - 15 баллов. У тебя средняя мотивация к успеху, такая же как у большинства людей. Стремление к цели приходит к тебе в форме приливов и отливов. Порой тебе хочется все бросить, так как ты считаешь, что цель, к которой ты стремишься, недостижима.
108
- 14 - 0 баллов. Мотивация к успеху у тебя довольно слабая. Ты доволен собой и своим положением. На работе "не горишь". Ты убежден, что независимо от твоих усилий все пойдет своим чередом.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. - С. 6 - 75, 135 - 155.
- Вилюнас В.К Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990. С. 11 - 284.
- Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. - С. 240 - 257, 264 - 275.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. - С. 189 - 206.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - С. 122 - 179.
- Мекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М., 1986. Т. 1. - С. 12 - 405.
- Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М., 1964. - С. 75 - 99.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С. 200 - 230.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - С. 389 - 430.
- Психологический словарь. - С. 10, 17, 26, 27, 30, 31, 99, 198, 199, 332, 374, 378, 379, 394, 395.
- Психология. Словарь. - С. 9, 10, 18, 29, 30, 34, 35, 110, 111, 196, 197, 219, 220, 352,407,408,417,433,434.
- Сборник текстов по отбору кандидатов при приеме на работу (Методика США). - С. 35 - 37.
- Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982. - С. 52 - 83.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М., 1987. - С. 43 - 60.
- Фресс П., Плаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. III. - М., 1970. - С. 147 - 196; Вып. IV. - М., 1975. - С. 15 - 110.
109
|
 |
 |
 |
 |
|