6.
Эмоции

Виды и роль эмоций в жизни человека

Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний

99

приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой - лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положительными, связанными с переживанием приятного, и отрицательными, когда переживается неприятное; стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими ее активность.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот же ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений - это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Чувство - отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей. По направленности чувства делятся на: моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе - любовь, ненависть и т.д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью - сомнение, уверенность, любознательность и т.д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т.д.). Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями.

Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства возникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних.

Определим еще некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции. Амбивалентность - несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т.д.). Апатия - вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений. Депрессия - подавленное эффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением

100

побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Настроение - сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Страсть - сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс (эмоциональный) - эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) - угрозу, опасность, обиду и т.д. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в эмоциональный мир другого человека.

Теории эмоций

Необходимо отметить, что число психологических теорий эмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связанные с ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме.

Эволюционная теория (Ч. Дарвин) исходит из того, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как приспособительные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции У. Джемса - К. Ланге, развивающей эволюционную теорию, органические изменения являются первопричиной эмоций.

У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого были предложены новые концепции эмоций.

Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) исходит из того, что положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда ожидания человека сбываются и когниции претворяются в жизнь, то есть, когда реальные результаты поведения находятся в консонансе (соответствии) с намеченными. Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда между ожидаемыми и наступившими результатами имеется диссонанс (несоответствие, расхождение).

По существу, когнитивистской является и информационная концепция, предложенная отечественным физиологом академиком П.В. Симоновым, исходя из которой сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном итоге определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной ситуации.

Эмоции и личность

Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от нее. Эмоции прежде всего отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.

В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических

101

или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т.д. Но главное различие - в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.

Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления и контроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т.д.).

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

  • 1. Что такое эмоции?
  • 2. Какие виды эмоций ты знаешь?
  • 3. Чувства: что это такое?
  • 4. Дай определения следующим понятиям: амбивалентность, апатия, депрессия, страсть, стресс, эмпатия.
  • 5. Проанализируй основные теории эмоций.
  • 6. Каково соотношение эмоций и личности?
  • 7. Какому из видов чувств (эстетическому, практическому или моральному) соответствуют положения:
  • а) это субъективное отношение к различным видам практической деятельности;
  • б) это отношение личности к своему поведению и к поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия общечеловеческим нравственным ценностям;
  • в) это субъективное отношение к прекрасному или безобразному в социальной и природной среде.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань, 1987. - С. 28 - 140.
  2. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - Л., 1989. - С. 7 - 19.
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984. - С. 16 - 30, 33 - 36, 49 - 155.
  4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. - С. 41 - 46.
  5. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М., 1984. - С. 10 - 29.
  6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1. - М., 1992. - С. 257 - 263, 268 - 299.
  7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987. - С. 44 - 92, 110 - 130.
  8. Гомезо Т.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - С. 193-204.
  9. Громова Ж.А. Эмоциональная память и ее механизмы - М., 1990.
  10. Додонов В.И. В мире эмоций. - Киев, 1987. - С.41 - 60, 78 - 85, 117 - 134.
  11. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980. - С. 13 - 25, 31 - 91, 117 - 162.
  12. Макаренко Ю.А. Системная организация эмоционального поведения. - М., 1980.
  13. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - С. 366-389.
  14. Общая психология. -М., 1986. - С. 366 - 384.

102

  1. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М., 1983. - С.4 - 17.
  2. Психология эмоций. - М., 1984. - С. 29 - 63, 103 - 151, 235 - 237.
  3. Психологический словарь.- С.17, 29, 30, 338 - 341, 359, 402, 403, 411 - 413.
  4. Психология. Словарь. - С. 5, 24, 29, 33, 34, 96, 97, 164 - 166, 386, 387, 461 - 464.
  5. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М., 1979. - С. 39 - 300.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 11. - С. 147 - 182.
  7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981. - С. 10 - 39.
  8. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966. - С. 64 - 72.

103



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved