2.
Способности
Понятие о способностях
Перейдем к рассмотрению других сторон личности. В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.
Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:
1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения (типа условно-рефлекторных связей);
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;
81
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) талантом;
г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т.д., и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Способности, задатки и индивидуальные различия
Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомофизиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р.С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).
Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.
Природа человеческих способностей
Здесь прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это - высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в первую очередь
82
обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданной искусственно трудом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к последующему формированию путем обучения и воспитания.
Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функциональные органы - прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, обеспечивающие функционирование и усовершенствование соответствующих способностей.
Развитие способностей
Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходят в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
- Попробуй предложить свое определение способностей и сопоставить его с только что прочитанным.
- Охарактеризуй основные виды способностей человека, установи связь между ними.
- Одаренность, задатки, способности, гениальность - как различать и увязать эти понятия?
- Какова природа индивидуально-психологических различий людей и их способностей?
- Роль задатков в развитии специальных способностей.
- Каковы условия и предпосылки формирования человеческих способностей?
- Рискни охарактеризовать свои собственные способности.
- Охарактеризуй понятия функционального органа как анатомо-физиологической основы человеческих способностей.
- Развитие способностей: что для этого необходимо и есть ли пределы ему?
- Чему - гениальности, таланту или одаренности - соответствуют следующие положения:
83
- а) совокупность нескольких способностей, обусловливающих успешную активность человека в широких диапазонах деятельности и общения;
- б) уникальные способности, наличие которых позволяет получать результаты, являющиеся достижением эпохи;
- в) высокая способность к конкретным видам деятельности или общения в которых человек достигает значительных творческих результатов.
- Бодалев А.А. Психология о личности... - С. 23 - 378.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973. - С. 37 - 95.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию... - С. 234 - 256.
- Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - С. 218, 229 - 236.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренности, талант учителя. - Л., 1985. - С. 5 - 9.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М., 1968. - С. 10 - 96, 201 - 480.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984. - С. 8 - 12, 54 - 68.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971. - С. 129 - 278.
- Мерлин В.С. Структура личности. - С. 27 - 58.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - С. 315 - 332.
- Общая психология. - М., 1986. - С. 439 - 462.
- Психологический словарь. - С. 69, 106, 128 - 129, 353 - 354, 362, 395.
- Психология. Словарь. - С. 76, 119, 381 - 382, 392, 434 - 435.
- Рубинштейн С.Л. Избранные труды. Т. 1. - С. 15 - 41.
- Способности и наклонности. - М., 1989.
- Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х тт. Т. 1. - М., 1985. - С. 15 - 315.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М., 1986. - С. 4 - 32, 41 - 55.
84