тема 5

Психология личности.
Общее и индивидуальное
в психике человека

  • 1. Понятие личности в психологии
  • 2. Способности
  • 3. Темперамент
  • 4. Характер
  • 5. Воля
  • 6. Эмоции
  • 7. Мотивация

1.
Понятие личности в психологии

Определение личности

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное "измерение" личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное "Я", то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное "Я", то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые

78

качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Направленность и устойчивость личности

Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной ("гуманитарной" или "технической") и бытовой (человек для дома, для семьи или "для друзей и подруг").

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Например, биогенетический подход (С. Холл, З. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, социогенетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) - структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д., психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) - не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. Правильнее, видимо, считать, что личность не просто результаты биологического созревания или матрица специфических условий жизни, но субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.

Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как его Я ("образ Я", "Я-концепция"), система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках,

79

чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.

В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентации и т.д. в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее развития. Типичным примером этого является изменение ценностных ориентации личности в современный период, в период перехода России к рыночной экономике.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

  1. Подумай, каково соотношение понятий "человек", "индивид", "личность"?
  2. Раскрой понятие структуры личности.
  3. Направленность личности: какова ее роль в жизнедеятельности человека?
  4. Чем обусловливается и как осуществляется формирование и развитие личности?
  5. Охарактеризуй устойчивое и неустойчивое в структуре личности.
  6. Ознакомься с пониманием структуры личности 3. Фрейдом. С чем можно согласиться и что вызывает возражение в этом учении?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980. - С. 113 - 185, 210 - 259.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990. - С. 7 - 363.
  3. Бодалев А.А. Психология о личности. - М., 1988. - С. 37 - 59.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С. 39 - 123.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1988. - С. 281 - 310.
  6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х тт. Т. 2. - М., 1992. - С. 7 - 70.
  7. Гоземо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1986. - С. 60 - 72.
  8. Зейгарник Б.В. Теории личности в общей психологии. - М., 1982. - С. 6 - 87.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. - С. 159 - 189, 206 - 230.
  10. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990. - С. 58 - 81.
  11. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С. 68 - 80.
  12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. Кн. 1. - М., 1994. - С. 283 - 318.
  13. Общая психология. - М., 1986. - С. 191 - 230.
  14. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982. - С. 213 - 253.
  15. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М., 1983. - С. 179 - 179, 188 - 189, 393, 394.

80

  1. Психологические тесты для деловых людей. - М., 1994. - С. 66 - 69.
  2. Психология личности. Тексты. - М., 1982. - С. 11 - 149.
  3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 193, 194, 230, 302, 429 - 432.
  4. Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 3 - 197.
  5. Рейнвальд Н.И. Психология личности. - М., 1987. С. 42 - 57, 75 - 115.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. II. - М., 1989. - С. 103 - 122, 236 - 249.
  7. Спрджвелидзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989. - С. 5 - 48, 70 - 91.
  8. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991. - С. 7 - 297,418 - 438.
  9. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. - С. 346 - 381, 425 - 439.

81



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved