|
|
|
|
|
3. Внимание
Что такое внимание?
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам "настроить" на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Без него восприятие невозможно.
Природа и сущность внимания вызывают серьезный разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в "чистом" виде, функционально оно всегда "внимание к чему-либо". Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
Основные свойства
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.
- Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.
- Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.
- Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но их повторением. Например, телевизионная реклама и в сотый раз привлекает внимание взрослого зрителя, вызывает ориентировочную реакцию и у ребенка и даже (может быть еще в большей степени именно в том случае) если ее содержание совершенно нелепо. Устойчивость - временная характеристика внимания.
49
- Объем - показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2 - 3). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта.
- Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания. Наполеон мог, по нескольким свидетельствам, диктовать своим секретарям смесь ответственных дипломатических документов одновременно.
- Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость - это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием, и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.
Виды внимания
Классификация основных типов внимания обычно производится путем разделения его реакции на: а) генетически и социально обусловленные; б) непосредственные или опосредованные; в) происходящие автоматически или требующие волевого усилия и контроля. В первом случае можно выделить "природный", естественный тип внимания, связанный обычно с проявлением инстинктов размножения и самосохранения или с саморегуляцией организма. Социально-обусловленное внимание - продукт обучения и воспитания. Например, голый человек, появившийся среди бела дня на центральной улице большого города, привлечет к себе внимание не как субъект сексуального влечения (естественный тип внимания), а скорее, как нарушитель социального запрета, "табу", поддерживаемого основной массой населения.
Особый интерес психологов всегда привлекало произвольное внимание, требующее сознательного самоконтроля и сопровождаемое чувством усилия над собой, в некотором смысле самопринуждением индивида, который в этом случае подавляет свои непроизвольные реакции
50
во имя долга, высших целей, разумной необходимости. Внезапно влетевший в аудиторию воробей вызовет непроизвольное внимание, а попытка понять и зафиксировать содержание серьезной лекции потребует произвольного.
Дело в том, что произвольное внимание в значительной мере и продукт, и условие нашей цивилизации, сделавшей необходимым непривлекательный труд - и физический, и умственный. По мнению французского психолога Т. Рибо, до возникновения цивилизации произвольное внимание практически не существовало. Дикарь со страстью предается охоте, войне, игре, но постоянный труд вызывает у него презрение. А ведь такой труд предполагает резкую конкретную форму произвольного внимания. Даже полуцивилизованные племена чувствуют отвращение к последовательному труду. Ч. Дарвин в одном из путешествий в Южную Америку спросил у гаучей, занятых, в основном, пьянством, азартными играми и воровством, почему они не работают. Один из них ответил: "Дни слишком длинные". Впрочем, есть основания говорить о генетической предрасположенности к произвольному вниманию. Тот же Ч. Дарвин заинтересовался тем, как дрессировщик обезьян отбирает своих будущих "артистов". Оказалось, что все зависит от их способности к вниманию. Если в то время, когда дрессировщик "говорит" с обезьяной, объясняет ей что-то, ее внимание легко отвлекается мухой, сидящей на стене, или подобными этому пустяками, то он делает вывод: "воспитуемый" совершенно не способен к обучению.
Можно предположить, что предрасположенность к произвольному вниманию является одним из факторов социального отбора, так как оно не только условие эффективной работоспособности нашего интеллекта, но и способствует лучшему взаимопониманию людей, предотвращает ненужные конфликты между ними, то есть дает человеку определенные дополнительные шансы для успешной социальной адаптации.
- 1. Вопросы для повторения.
- 1.1. Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались?
- 1.2. Каковы виды и функции ощущений?
- 1.3. В чем состоит специфика каждого вида ощущений?
- 1.4. Чем отличается восприятие от ощущений?
- 1.5. В чем особенности восприятия движения, пространства и времени?
- 1.6. Какие факторы влияют на характер восприятия?
- 1.7. Что такое внимание, каковы его признаки и свойства? От чего зависит реакция внимания?
- 1.8. Чем определяется отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды?
- 1.9. Чем различаются "низшие" и "высшие" формы внимания?
- 2. Верно или нет? Почему?
- 2.1. Наше восприятие окружающего зависит от нашей культуры и опыта.
51
- 2.2. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает самый сложный вариант.
- 2.3. Чаще всего наш мозг способен сознательно расшифровать сигналы, одновременно поступающие по разным каналам восприятия.
- 2.4. Экстрасенсорное восприятие пока еще не рассматривается как серьезный объект научного исследования.
- 2.5. Последние эксперименты подтвердили наличие патологических эффектов при сенсорной изоляции.
- 3. Выберите правильный ответ.
- 3.1. Органы чувств ребенка начинают функционировать:
- а) у большинства до рождения;
- б) с момента рождения;
- в) в первые недели после рождения;
- г) на втором месяце после рождения.
- 3.2. Наше восприятие мира связано:
- а) с культурой, к которой мы принадлежим;
- б) с практикой;
- в) с опытом;
- г) все эти ответы верны.
- 3.3. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится:
- а) сгруппировать близко расположенные элементы;
- б) сгруппировать сходные элементы;
- в) дополнить плохо очерченный контур;
- г) все ответы верны.
- 3.4. Воздействие на объект имеют тем больше шансов привлечь внимание, чем они: а) новее; б) сложнее; в) интенсивнее; г) связаны с нашими потребностями.
- 3.5. Физиологический порог:
- а) представляет собой процесс чувствительности рецептора;
- б) определен генетически;
- в) зависит от возраста;
- г) все ответы верны.
- Адам Д. Восприятие, сознание, память. - М., 1983.
- Брунер Д.С. Психология познания. - М., 1977.
- Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М., 1973.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.
- Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. Гл. 5. - М., 1994.
- Гороболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.
- Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. - М., 1970.
- Джемс В. Научные основы психологии. Гл. 1 - 8. - М., 1993.
- Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. Гл. 6 - 7. - М., 1989.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. - М., 1974.
- Ловиненко А.Д. Психология восприятия. - М., 1987.
- Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М., 1975.
- Немов Р.С. Психология. Т. 1. Гл. 7 - 8. - М., 1994.
- Общая психология. - М., 1986.
- Психологический словарь. - М., 1990.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 1. - М., 1989.
- Хрестоматия по вниманию. - МГУ, 1976.
- Хрестоматия по ощущению и восприятию. - МГУ, 1975.
52
- Абсолютный порог - минимальная интенсивность физического стимула, необходимая для возникновения ощущения.
- Автокинетическое движение - иллюзия движения, создаваемая, например, неподвижной световой точкой в темной комнате. Эффект усиливается при отсутствии зрительного фона.
- Адаптация - приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов, к условиям окружающей среды.
- Апперцепция - свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта воспринимающего субъекта и от личных особенностей его психической деятельности.
- Белый шум - сложная смесь звуковых волн всех частей, аналогичная белому цвету.
- Вестибулярные ощущения - ощущения движения и равновесия. Вызываются движением жидкости в полукружных каналах внутреннего уха.
- Внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-то объекте.
- Восприятие - процесс приема и переработки человеком информации, поступающей в мозг через органы чувств.
- Дифференциальный порог - минимальная разница между стимулами, которая может быть воспринята.
- Дополнительные цвета - цвета, расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга, например, красный и зеленый, желтый и голубой. При смещении в равных пропорциях дают ахроматический серый цвет.
- Замыкание - тенденция воспринимать определенные фигуры скорее законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура.
- Индуцированное движение - кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов, окружающих его.
- Кинестетические ощущения - ощущения, возникающие от движения тела и мышечного напряжения.
- Контраст - явление, при котором воспринимаемое различие значительно больше, чем его физическая основа.
- Объем восприятия - максимальное количество объектов, которые могут быть восприняты в течение короткой экспозиции, не допускающей движений глаз или пересчета предметов.
- Относительное движение (двигательный параллакс) - видимое перемещение более близких объектов вправо и более удаленных влево, если голова движется влево (и наоборот).
- Перцептивный - относящийся к восприятию.
- Реакция - ответ организма на какой-либо раздражитель.
- Сенсорный (экстрасенсорный) - связанный с работой органов чувств.
- Сенсопатии - нарушение восприятия.
53
|
|
|
|
|
|