Глава 23

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

1. Содержание управления общеобразовательным учреждением (функции управления)

Центральное место в процессе решения многих задач школьного управления принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходится сталкиваться с новыми задачами возрастающей сложности и нести ответственность за принятые решения и конечные результаты. Опыт и интуиция все чаще оказываются не в состоянии на практике обеспечить принятие удовлетворительного и тем более оптимального решения. И здесь на помощь приходит теория управления.

Расширение прав и свобод общеобразовательных учреждений привело к ситуации, когда не Министерство и не районные органы управления образованием диктуют порядок деятельности школы. Самой администрации и педагогическому коллективу приходится определять и проводить в жизнь политику своего учреждения. Такое положение дел заставляет руководителей школ изучать теорию управления и строить жизнь школы, опираясь на ее законы.

Что же дает нам на практике знание системы внутришкольного управления?

Во-первых, позволяет психологизировать процесс управления, создать атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена школьного коллектива.

Во-вторых, уйти от вертикального командно-административного стиля управления и перейти на горизонтальный, профессиональный стиль сотрудничества. Корпоративный стиль управления учитывает индивидуальные качества каждого человека и осуществляет личностно-ориентированный подход к его деятельности.

В-третьих, открывает возможность для развития каждой личности, которая опирается, прежде всего, на мотивационные ориентации педагогов.

В-четвертых, предоставляет возможность для формирования внутришкольной культуры, которая создает психолого-педагогический комфорт всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Итак, знание системы управления общеобразовательным учреждением обещает много перспективного. Перейдем к рассмотрению теории управления и начнем это со знакомства с самим понятием управления.

470

Понятие "управление" относится к числу наиболее общих, наиболее универсальных, оно используется во всех областях человеческой деятельности. В Советском энциклопедическом словаре (М., 1981) находим следующее определение: "Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей" (с. 1396).

Предмет теории управления составляют законы управления как целостного, комплексного общественного явления.

Структура - это система органов управления, каждый из которых имеет свою внутреннюю структуру.

Процессом управления обычно называют функционирование органов и работников управления. В различных школах процесс управления протекает по-разному. Основную роль здесь играет содержание процесса управления, которое определяется сущностью управления, его целями, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. К примеру, если школа в качестве цели рассматривает совершенствование процесса обучения для повышения качества знаний и умений своих выпускников, готовящихся к поступлению в вуз, то основной целью управления выступает обеспечение условий для совершенствования процесса обучения. Основное внимание уделяется уровню преподавания, профессионально-методической подготовке учителей, работе методобъединений по предметам, установлению более жесткой дисциплины на уроках и ряду других направлений работы. В соответствии с целью подбираются принципы и методы управления. Для достижения такой цели может быть выбран и авторитарный стиль управления.

Совершенно иным может стать содержание управления, если в качестве цели для школы выступает создание авторской системы. В этом случае основой управления является создание наиболее благоприятных условий для деятельности учителей-новаторов и дальнейшее распространение их опыта на деятельность остальных учителей школы.

Однако содержание управления может быть различным не только по целям, методам и принципам образовательных учреждений. Различие существует и в самой сфере управления. Так, выделяют разные подходы к управлению (или типы управления).

Существует три типа управления, каждому из которых соответствуют три принципиально разных инструмента управления. Первый - это иерархия организации, где основное средство - воздействие на человека "сверху" (с помощью основных функций

471

мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.). Второй - внутренняя культура деятельности, т. е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третий - это рынок, т. е. равноправные отношения "по горизонтали", основанные на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

В реальных социальных и экономических системах все три компонента сосуществуют, и облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных компонентов принадлежит приоритет.

Общей тенденцией в управленческом стиле является демократизация. Она проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления, в значительно большей мере основанным на сотрудничестве руководителя и подчиненного. Различные школы ученых-управленцев полагают, что в современных условиях руководитель должен меньше использовать систему власти в виде вертикальной иерархической пирамиды и больше ресурс развития горизонтальной организационной системы.

В процессе демократизации управления происходит делегирование части полномочий руководителя подчиненному. Делегирование является важной проблемой, поскольку децентрализация полномочий требует оптимального распределения как по вертикали, так и по горизонтали.

В теории управления выделяются следующие основные функции: анализ, планирование, организация, контроль. Эти функции управления можно рассматривать как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Анализ информации. Необходимым условием проведения анализа деятельности школы и условий, сложившихся в микрорайоне является наличие полной и достоверной информации. В условиях демократизации системы образования у руководителей школ возрастает потребность в информации, так как в современный период перехода в режим самоуправления организаторы образования ищут пути повышения эффективности своей управленческой деятельности. Поэтому для них важно предъявлять к отбору информации повышенные требования, а именно: информация должна быть, во-первых, минимально полной по своему объему, во-вторых, предельно конкретной.

472

В целостных системах информационно-аналитической деятельности определено содержание, объем и источники информации (кто сообщает), сформированы потоки информации, поступающие на различные уровни управления. Для каждой подсистемы - управляющей и управляемой - выделяют три уровня информации. Для школы: административно-управленческий уровень (директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по АХЧ, диспетчер и др.); уровень коллективно-коллегиального управления (Совет школы, педсовет, методсовет, методические объединения, научные кафедры, общественные организации); уровень ученического самоуправления.

Эффективное управления школой начинается с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Руководители школы должны иметь информацию о состоянии и развитии процессов в тех подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Это ведущее требование при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности. На первом этапе создания такой системы основной целью будет моделирование и организация простейшего информационного обеспечения. Вторым этапом развития этой системы будет дальнейшая модернизация с использованием ЭВМ и созданием банка данных итоговой информации. В этом банке данных вся тематическая информация делится на несколько блоков: качество знаний и качество преподавания, уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью и предприятиями; организационные вопросы создания условий для получения образования; состояние внутришкольного управления; материально-техническая база; сведения об учащихся, учителях и др.

Своевременная, достоверная и полная по объему информация для руководителей школы и учителей стимулирует появление мотивов, побуждающих к деятельности. Групповые и индивидуальные потребности педагогов в получении нужной информации предполагают введение в школах системы информационного обеспечения.

Собранная из различных источников информация далее проходит этап педагогического анализа. Анализ не только дает знания о происходящих процессах и явлениях, но и позволяет оценить их глубину и значение для действующей школы.

Анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния школы и окружающей ее среды, оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов дальнейшего функционирования или перевода системы в новое качественное состояние.

473

В современный период развития всех сторон жизни школы большое место занимает вопрос анализа ее результатов. В настоящий момент акцент с анализа промежуточных результатов переносится на анализ конечных результатов. В проведении педагогического анализа конечных результатов деятельности школы выделяются четыре основных этапа.

Первый. Определение предмета, состава и содержания анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности за период учебного года. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждая часть предмета анализа с помощью количественных и качественных показателей, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.

Второй этап сводится к структурно-функциональному описанию предмета анализа. Для того чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, способов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).

На третьем этапе проводится анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условие - следствие. Причина имеет место при взаимодействии одной системы с другой или взаимодействии элементов данной системы. Условие - это обстоятельство, от которого зависит действенность причины. Всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет причину, от чего произошло то или иное явление.

Заключительный этап - четвертый - установление фактов достижения целей. На этом этапе формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными. В ходе этого этапа формулируются цели и основные задачи на новый период, полученные материалы выносятся обычно на педсовет по итогам учебного года.

Такова педагогическая технология одной из важнейших функций управления - информационно-аналитической. Главным условием ее осуществления является систематическая работа с управленческими и педагогическими кадрами.

Планирование - основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных дел и разработке программ их достижения.

Намечаемые планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых

474

решений. Системный подход к планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность планов на всех уровнях управления. Этот подход к планированию требует при определении целей и задач в общеобразовательной школе комплексного обоснования путей их решения, учета всех аспектов развития системы образования: политических, экономических, правовых, социальных и педагогических.

Ключевым элементом планирования является постановка цели деятельности школы.

Цель - это осознанный желаемый результат. Выбор цели - исходная позиция, первый этап управления, его наиболее творческая составная часть. По источнику и способу образования целей как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организованной социальной системы цели могут быть внутренними (инициативными), т. е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Это имеет место в случае педагогических систем, для которых цели задаются обществом.

При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении понятий "задача", "цель", "идеал". Задача - это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Цель предполагает достижение желаемого результата за более продолжительный отрезок времени. Идеал, или сверхзадача, - это тот редко достигаемый желаемый результат, к которому можно постоянно приближаться.

Широкое распространение в научной литературе получило разделение целей и задач (по масштабу их значения и времени достижения) на стратегические, тактические и оперативные. Под стратегическими целями понимают долгосрочный ожидаемый результат. Задачи тактические есть промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем, а задачи оперативные - желаемый результат на текущий момент.

Как один из основных элементов в управлении планирование должно отвечать ряду принципиальных требований. Они заключаются в следующем: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Анализ существующей практики планирования работы школ позволил выявить определенные недостатки этого вида управленческой деятельности. К ним относятся: высокая плотность планов, неравномерное распределение плановых дел между исполнителями,

475

неравномерность распределения основных мероприятий по месяцам, планирование нереальных дел, неэффективная организация работы при выполнении плана, внеплановые дела, отсутствие контроля и самоконтроля, несбалансированность мероприятий в управляемой и управляющих подсистемах и др.

Практика подтверждает, что объективные условия требуют корректировки, уточнения планов в процессе их реализации. Однако научно организованная система формирования планов и программ сводит до минимума число таких поправок на всех уровнях управления. С целью упорядочения планирования целесообразно использовать следующую систему планов: перспективные планы и комплексно-целевые программы; годовой план (с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам); календарные планы на месяц; индивидуальные планы работы сотрудников на месяц. При разработке плана важно определить показатели конкретных конечных результатов на истекший учебных год и на их основе строить возможные прогнозы развития школы на новый период.

Одним из действенных путей совершенствования планирования является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Целевая программа составляется в школе под реализацию "кричащих" проблем, которые нужно решать немедленно. Ядро целевой программы - генеральная цель, доведенная до каждого школьного подразделения и исполнителя. В структуру комплексной целевой программы должно входить: краткое описание состояния проблемы, ее места роли в общешкольном плане; генеральная цель; система задач (подцелей), доведенных до исполнителей; показатели, характеризующие успешность достижения цели; сроки, исполнители; информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; текущий и итоговый анализ; регулирование.

Комплексные целевые программы часто оформляются в виде таблицы или в графической форме, тогда все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на одном листе. Такая форма плана становится руководством к действию.

Организация деятельности. В цепочке связанных этапов управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы. Ею является организационная стадия, которая характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры отношений и взаимодействий, необходимых для эффективного достижения цели.

476

Организационные отношения можно определить как связи между людьми, устанавливаемые по поводу распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.

Организация в системе внутришкольного управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий для каждого звена управления. При определении функциональных обязанностей сотрудников в каждой подсистеме важен учет функционального регулирования и принципов их распределения: соответствия возлагаемых полномочий и представляемых прав его должностному положению, организаторским способностям, уровню общей культуры и профессиональной готовности, соответствие содержания деятельности индивидуальным возможностям личности. Все это приводит к определению меры личной ответственности каждого участника педагогического процесса на любом уровне управления за результаты работы школы, повышению роли человеческого фактора в совершенствовании обучения воспитания детей и учащейся молодежи в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Методы, т. е. способы, средства и воздействия, положенные в основу структуры организационной деятельности учитывают специфичность объекта и субъекта управления в системе организации взаимодействия (отношений) и разделяются по целенаправленности (прямое и опосредованное), по формам (индивидуальные и коллективные), по способам, средствам и воздействиям (моральные, материальные, дисциплинарные и др.). Методы, определяющие организационно-исполнительскую деятельность руководителей школы, исходя из педагогической целенаправленности на субъект (объект), могут иметь вариативное сочетание для оптимального достижения целей организации.

Среди форм организации управления в практике наиболее широко распространена функциональная структуризация, в основе которой лежит принцип профессиональной специализации, способствующий повышению эффективности использования рабочей силы. Однако форма управления не обеспечивает в полной мере единой целевой направленности усилий, необходимых для решения задач. Это порождает трудности с фиксацией ответственности, чрезмерную усложненность координации, неадекватную реакцию на запросы потребителей.

Другая, все более широко применяемая форма организации - матричная, объединяющая деятельность в условиях сложных проектов или непрерывных программ. Матричная организация - это простой, гибкий и динамичный способ объединения сотрудников,

477

обладающих различными функциональными знаниями, опытом в программно-целевые группы (подразделения). Эта форма может с успехом применяться в практике работы школ при различных нововведениях. Такая форма организации деятельности основана на горизонтальном принципе взаимодействия ее членов.

В качестве основных путей повышения эффективности организационной деятельности сегодня рассматриваются следующие:

1. Реализация личностно-ориентированного подхода.

Личностно-ориентированный подход - это своеобразное положение, позиция человека в системе социально-педагогических и прочих отношений. В деятельности учителя сказываются восприятие им своего функционального и гражданского долга, мера убежденности в целесообразности того, что он делает. Поэтому столь большое значение имеет осознание учителем важности своей профессии и деятельности, активизации собственной педагогической деятельности, усиления ответственности за порученное дело, за конечные результаты.

2. Научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей между органом управления, руководителем школы и членами педагогического коллектива. Основной тенденцией изменения распределения обязанностей сегодня являются демократизация и усиление роли органов самоуправления в школе.

Превратить школу в самоуправляющуюся систему позволяет делегирование ряда прав и полномочий с верхних эшелонов управления нижним. Происходит развитие демократических органов, включающих педагогов, учащихся, родителей, и демократизация учебно-воспитательного процесса, т. е. демократизация отношений и общения, рост экономической и финансовой самостоятельности с элементами хозрасчета и самофинансирования. Делегирование прав, полномочий и ответственности исполнителям в каждом звене управления позволяет рационально использовать силы и время руководителя.

3. Формирование относительно автономных систем внутришкольного управления. Переход к управлению через построение автономных самоуправляемых систем к предельной конкретизации деятельности на всех иерархических уровнях - один из возможных путей оптимизации управления.

Контроль деятельности и результатов. Процесс управления требует надежной обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами на любом уровне. Именно контроль в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь. Он является одним из важнейших источников информации, необходимой для оценки функционирования системы управления.

478

В условиях повышения самостоятельности, делегирования многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности контрольная функция внутришкольного управления занимает особое место. Наиболее эффективной она становится при сочетании административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса. Такое сочетание входит в практику работы школ Москвы и других регионов. При переходе в режим самоуправления оценка деятельности школы становится предметом ежедневной заботы самой школы, частью ее профессиональной деятельности.

Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям и школьным планам развития. Контроль удобно проводить с помощью диагностических средств.

Для оценки продвижения школы в своем развитии обычно оценивают следующие показатели:

1. Инновационная деятельность школы: обновление содержания образования (знание обновленного базисного и дополнительного компонентов, программы обучения и воспитания); обновление методов и форм работы (рефлексивные методики освоения программ, модульная или циклоблочная система организации УВП; преобладание индивидуальных и групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными); сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнеров по совместной познавательной деятельности.

2. Способ организации учебно-воспитательного процесса (УВП): самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся, родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; права выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.

3. Эффективность УВП, соответствие конечных результатов запланированным: высокий положительный уровень воспитанности и обученности учащихся (выше 75%) (начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение к учебе, отношение к труду, отношение к природе, отношение к общественным нормам и закону, отношение к прекрасному, отношение к себе).

479

Наряду с постоянным внутришкольным контролем (самоконтролем) для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школьников проводится и государственный контроль деятельности школы. Этот контроль осуществляется органами управления образованием. Объектом их инспектирования (экспертизы) является управленческая деятельность руководителей школы, а не работа учителя. Контроль за качеством работы учителя, качеством знаний учащихся, их воспитанностью проводится и оценивается внутришкольным управлением педагогическим процессом.

Эффективность организационного регулирования измеряется прежде всего тем, насколько рационально удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению. В этом направлении результативными являются дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школах Москвы.

2. Управление процессом развития
общеобразовательного учреждения

Любое образовательное учреждение может действовать по-разному. На практике мы видим, что одни школы, поставив перед собой цель просто научить учащихся, функционируют без изменений, другие, стремясь к совершенствованию различных сторон педагогического процесса, развиваются. Чем функционирующая школа отличается от развивающейся? И вообще, какую школу можно отнести к развивающейся?

Существует ряд основополагающих требований к развивающейся школе. Это школа, в которой:

  • - ученик реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;
  • - учитель развивает свои профессиональные и личные качества;
  • - руководитель обеспечивает успех деятельности ученика и учителя;
  • - коллектив работает в творческом поисковом режиме;
  • - сложились отношения партнерского сотрудничества, уважения, доверия, атмосфера успеха.

Такие условия становятся движущей силой, позволяющей преобразовать деятельность школы из функционирующей в развивающую.

Условиями, способствующими переводу школы в режим развития, являются следующие:

  • - наличие концепции и программы развития школы;
  • - проведение в школе инновационной экспериментальной и опытной работы;

480

  • - наличие сплоченного по общности цели коллектива учителей;
  • - организация системы самоуправления;
  • - система эффективной научно-методической деятельности;
  • - наличие достаточной учебно-материальной базы для формирования оптимальной образовательной среды;
  • - набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

Помимо этих общих условий необходимы и особые управленческие действия руководителя по подготовке школы к работе в режиме развития: изучение образовательных потребностей детей и родителей; изучение возможностей педагогического коллектива работать в инновационном режиме; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; определение на перспективу типа (вида) школы, долгосрочной стратегической цели ее деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени; выбор и структурирование режима, работы школы; определение приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.

Разработка концепции развития школы. В последнее время ученых и практиков занимает вопрос разработки концепции развития школы, создания оптимальных условий для ее саморазвития.

Концепции развития зависят от того, какая сторона деятельности школы выбрана руководством в качестве ключевого звена. Могут быть концепции развития и совершенствования учебного процесса, воспитательной работы, самой системы управления и др. Разработаны и более сложные концепции, включающие в себя все стороны деятельности школы и предусматривающие развитие большинства из них.

В качестве примера приведем планы двух концепций развития школы.

Концепция совершенствования управления школой (план)

  1. Анализ образовательной ситуации в школе.
  2. Актуальность концепции.
  3. Цели и задачи совершенствования.
  4. Сущность концепции. Основные теоретические идеи обновления системы управления УВП (соотношение централизации и децентрализации, перевод системы управления на горизонтальную основу и т. д.).
  5. Обновление структуры учебно-воспитательного процесса (пятидневка, шестидневка, расписание учебных занятий на циклоблочной, циклопоточной или модульной основе, на сечении циклоблочной и циклопоточной формы обучения).
  6. Обновление системы внутришкольного управления (цели, задачи, содержание, методы, формы управления развивающей и развивающейся школой).

    481

  7. Прогноз конечных результатов деятельности школы. Качества личности ученика (физическое здоровье, нравственные, моральные качества; духовный мир с учетом национальных и интернациональных традиций; образование на уровне мировых стандартов; коммуникативные качества, высокий уровень общения; отношение к семье, гражданские качества, предприимчивость с учетом развития рыночных отношении, умение самовыразиться, самоопределиться, самопознавать, саморазвиваться, умение видеть новое и с учетом этого перестраивать свою деятельность; умение адаптироваться.

Концепция развития учебно-воспитательного процесса (план)

  1. Анализ образовательной среды с позиции дифференциации и индивидуализации обучения с учетом разноуровневой и разнопрофильной подготовки.
  2. Сущность концепции. Цели и задачи обновления учебно-воспитательного процесса. Обучение как процесс развития личности.
  3. Обновление содержания, методов и форм организации познавательной деятельности учащихся.
  4. Качества личности выпускника.

Данные блоки в предложенных структурах являются примерными и в зависимости от предмета совершенствования могут меняться.

Для того чтобы разработать такую концепцию, руководитель должен проделать следующую работу:

  1. Проанализировать ряд показателей: уровень здоровья; качество знаний умений, навыков; качество преподавания; уровень воспитанности и качество воспитательной работы; качество работы с кадрами; уровень материально-технической базы, особенности социальной среды, социальный региональный заказ на образование, систему внешних связей школы.
  2. Выбрать и сформулировать основную идею развития школы. Разработать основные концептуальные подходы.
  3. Выявить структурные элементы концепции как системы. В системе каждый элемент выполняет только одному ему присущую функцию. Если, например, взять концепцию, связанную с организацией учения, то можно выделить следующие ее элементы: мотивация учения; формирование специальных и общеучебных умений, организация самостоятельной познавательной деятельности школьников.
  4. Предложить систему приемов по каждому элементу концепции, например, обеспечивающую мотивацию учения, разработать принципы стимулирования труда учителя, деятельности родителей, спонсоров и т. д.

После того как концепция совершенствования отдельных сторон деятельности или всего развития школы сформирована, следует этап разработки комплексно-целевой программы, реализующей концепцию.

Разработка комплексно-целевой программы (КЦП) развития школы. Применение целевых программ, ориентированных на

482

совершенствование одной стороны деятельности школы показывает их недостаточную эффективность, так как реализация каждой целевой программы обеспечивает решение лишь одной проблемы и не дает возможности существенно улучшить основные педагогические показатели деятельности школы. Более эффективна разработка комплексной целевой программы, объединяющей локальные программы в единую систему, которая охватывает важнейшие аспекты обновления деятельности школы. Обычно разрабатывают комплексные программы на период в 2-3 года.

В структуру комплексной целевой программы входят: краткое описание состояния проблемы; исходные научно-теоретические положения; генеральная цель; система задач (подцелей), доведенных до исполнителей; показатели, характеризующие успешность достижения цели; мероприятия, сроки, исполнители; ресурсное и информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; текущий и итоговый анализ; регулирование и коррекция выполнения программы.

Приведем в качестве примера фрагменты КЦП "Сотрудничество учителя и ученика на уроке", описанной П. И. Третьяковым.

В основу программы положены исходные теоретические положения о том, что одним из важнейших направлений обновления общеобразовательной школы является повышение качества обучения, воспитания и развития учащихся. В решении этой глобальной задачи проблема повышения эффективности урока занимает ведущее место, так как урок является основной формой реализации всех функций процесса обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

В программе используется классификация типов уроков по доминирующей педагогической цели: объяснение и первичное закрепление знаний; закрепление знаний; комплексное применение знаний; обобщение и систематизация знаний; проверка, оценка и коррекция обученности.

Программа предполагает вовлечение каждого учителя в исследовательскую деятельность с целью практически, на личном опыте анализировать промежуточные и конечные этапы своей работы (полугодие, год) и деятельность педколлектива по данной проблеме за три года.

I этап (1-й год): выявление полноты функционирования каждого элемента в целостной системе - каждого этапа внутри урока, каждого элемента этапа, их соответствие триединой дидактической задаче (ТДЗ), выбор оптимального сочетания этапов в структуре уроков с целью выявления эффективных приемов сотрудничества учителя и ученика.

II этап (2-й год): выявление полноты функционирования каждого типа урока в системе уроков. Оптимальный выбор типа урока в цепочке уроков по теме или разделу программы с целью выявления оптимальных приемов сотрудничества учителя и ученика.

III этап (3-й год): выявление полноты функционирования всей системы научно обоснованных мер при оптимальном сочетании ее отдельных элементов с реальными результатами сотрудничества учителя и ученика и высокого уровня обученности и воспитанности.

483

Эта программа нацелена на решение проблемы интенсификации учебно-воспитательного процесса на диагностической основе.

Главная цель: способствовать превращению учащихся в субъект учебно-воспитательного процесса, развитию педагогического сотрудничества учителя и ученика на уроке.

Прогнозируется конечный результат в работе с учащимися: достижение высокого уровня знаний, умений, навыков, навыков самообразования и самовоспитания, что является конечной целью в реализации данной комплексной целевой программы.

Системообразующим элементом программы является дерево целей: подвести научные основы под управление комплексно-целевой программой; прогнозировать развитие творческого сотрудничества учителя и ученика на уроке в целях достижения конечного результата высокого уровня обученности и воспитанности ученика; практическое применение системно-деятельностного подхода к конструированию, анализу и самоанализу урока учителем с целью достижения высокого реального результата; показать конкретные цели каждого участника этой программы, декомпозицию их поэтапно для каждого учебного года и каждого организационно-педагогического мероприятия в частности.

Использование комплексных целевых программ позволяет выделять актуальные цели; четко разрабатывать меры под эту цель; конкретизировать усилия всех участников педагогического процесса на ее достижении; целенаправленно осуществлять управление деятельностью школьного коллектива по выполнению запрограммированных результатов.

Обычно комплексно-целевая программа разрабатывается рабочей группой. Проект программы готовится на основе концепции с учетом предложений всех структурных подразделений школы. Разработчики проводят анализ итогов функционирования той или иной педагогической системы и осуществляют прогнозирование социально-педагогической среды. После этого приступают к формулированию генеральных целей и определению подцелей. В функции рабочей группы входят уточнение необходимых мер и мероприятий, последовательность их осуществления по степени важности. Для этого привлекаются эксперты и совместно с ними оценивается объем мероприятий (содержание, формы, методы), которые необходимо выполнить для достижения конечной цели программы, устанавливаются сроки реализации мероприятий, источники методического, дидактического и ресурсного обеспечения. По каждому блоку программы определяется состав исполнителей и руководители.

Перспективный план развития школы намечает важнейшие ориентиры функционирования школы на определенный период (3-5 лет).

В перспективном плане отражаются:

  1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.

    484

  2. Потребность в учителях разной квалификации.
  3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также наметить основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.
  4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительская работа и благоустройство территории.
  5. Финансовая, коммерческая деятельность.

Особое место в перспективном плане следует отвести системе повышения квалификации учителей. Практика показывает, что годовой план не может охватить все содержание и многообразие форм совершенствования мастерства учителей и ведет к недопустимой перегрузке, а значит, к поверхностному, неглубокому изучению материала.

Перспективный план работы школы обеспечивает распределение сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учителей цикличный, законченный характер, устанавливает спокойный ритм деятельности школы без излишнего напряжения и позволяет при этом охватить все важнейшие элементы работы.

План учебно-воспитательной работы школы на учебный год включает основные вопросы, над которыми нужно работать коллективу.

  1. Введение:
    а) особенности микрорайона и условие работы школы; б) краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год;
  2. Повышение квалификации и методическая работа.
  3. Изучение и распространение передового опыта.
  4. Научно-педагогическая информация в школе.
  5. Руководство учебно-воспитательным процессом:
    а) организация учебно-воспитательного процесса; б) внеурочная учебно-воспитательная работа в школе.
  6. Педагогический контроль за учебно-воспитательным процессом.
  7. Работа с родителями, шефами и общественностью.
  8. Укрепление материально-технической базы в школе и хозяйственная работа.

Приложения:

а) планы работы методических объединений; б) план работы библиотеки; в) план работы родительского комитета; г) план летней оздоровительной работы с детьми.

485

Перспективное планирование педсоветов. Как правило, в течение учебного года проводится 5 педсоветов: один раз в четверть и в конце учебного года. Пятый педсовет проводится в 3 заседания -допуск к экзаменам, по итогам экзаменов, по итогам выпускных экзаменов.

Первый педсовет проходит до начала учебного года, в конце августа, и посвящен, как правило, утверждению годового плана работы школы, обсуждению доклада директора школы по анализу работы за прошлый год и фундаментальному обсуждению задач на новый учебный год. Чтобы избежать чрезмерного дробления вопросов, необходимо подвергнуть обсуждению наиболее важные, принципиальные положения, определяемые директивными указаниями и особенностями данной школы по трем направлениям: организация труда, учебная и воспитательная работа.

На последующих педсоветах разрабатываются основные проблемы обучения и воспитания в соответствии с главной задачей -исправления недостатков и внедрения в практику научно обоснованных рекомендаций.

Как правило, на каждый год педагогический коллектив школы берет определенную научно-практическую проблему. Допустим, школа в текущем году работает над двумя темами: активизация обучения и вопросы нравственного воспитания. Педагогические советы на год можно спланировать следующим образом.

1-й педсовет (август)

Вопросы:

  • 1) основные задачи школы в текущем году;
  • 2) утверждение плана работы школы на текущий учебный год;
  • 3) теоретические основы и практические приемы активизации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

2-й педсовет (ноябрь)

Вопросы:

  • 1) развитие детей в обучении: возможности и приемы;
  • 2) работа с "трудными" детьми.

3-й педсовет (март)

Вопросы:

  • 1) структура современного урока (анализ открытых уроков с позиции современного подхода);
  • 2) спортивная работа в школе - основной путь к оздоровлению учащихся.

486

4-й педсовет (апрель)

Вопросы:

  • 1) взаимоотношения учителей и учащихся - доклад на основе анализа работы школы;
  • 2) подготовка к экзаменам и летнему отдыху детей, план мероприятий.

5-й педсовет (май - июнь)

Вопросы результатов экзаменов и перевода учащихся в следующий класс.

Таким образом, все педсоветы связаны тематически, разбираются разные аспекты нравственного воспитания и активизации обучения, результаты научных исследований и передового опыта непосредственно направлены на внедрение в практику, тематика базируется на конкретном материале школы и анализе деятельности всех учителей. По каждому вопросу намечены докладчики и содокладчики, ответственные от администрации и общественных организаций.

Работа методических предметных объединений и самообразование учителей также должны быть тематически увязаны с проблемами, которые решаются на педсовете с учетом особенностей предметов, индивидуальной подготовки и интересов отдельных педагогов.

Педсоветы должны стать аккумулятором педагогического опыта с учетом требований времени и задач, стоящих перед современной школой.

3. Распределение функций управления
в общеобразовательном учреждении

Деятельность директора школы и его заместителей. Закон РФ "Об образовании" ясно и четко определяет круг обязанностей директора школы. Последний несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение квалификации работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы. Говоря по-другому, директор отвечает за деятельность школы во всем ее направлениям.

К важнейшим направлениям деятельности директора общеобразовательного учреждения относятся:

487

  • - организация деятельности членов администрации и всего коллектива школы;
  • - контроль за их деятельностью;
  • - контроль за качеством педагогического процесса;
  • - решение всех кадровых вопросов (прием на работу, увольнение, определение учебной нагрузки для учителей);
  • - организация работы с родителями;
  • - организация разработки и реализация перспективных программ развития общеобразовательного учреждения.

В зависимости от выбранной модели развития ориентиров программы развития в качестве важнейших могут быть выдвинуты и другие направления:

  • - поддержка и создание условия для развития действующих в школе органов ученического самоуправления и других общественных органов управления;
  • - установление и поддержка связей с внешними организациями (базовыми предприятиями, вузами-шефами, при создании комплекса школа - вуз и т. д.).

Оценка деятельности руководителя школы определяется:

  • - по результатам работы школы;
  • - по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;
  • - по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту.

Практика показывает, что от работы руководителя в значительной степени зависит успешность работы всего школьного коллектива. Вот почему критерии оценки деятельности директора школы - важное средство повышения качества работы школы. Они не только дают возможность объективно проанализировать работу руководителя школы, но и служат определенным ориентиром, эталоном, обеспечивая направление деятельности, распределение сил, пути совершенствования педагогического мастерства и уровня руководства администрации школы.

Директору школы помогают заместители. Количество заместителей может быть различным и в основном зависит от числа учащихся в школе. Для эффективной организации учебной и воспитательной работы необходимы три заместителя: по учебно-воспитательной, воспитательной и научной работе.

В обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе (чаще его называют завуч, т. е. заведующий учебной частью) входят организация и контроль за учебным процессом в школе. Организация и контроль за деятельностью факультативов также лежит на заместителе по учебно-воспитательной работе. Он полностью отвечает за выполнение принятых школой учебных программ, соблюдение требований государственных образовательных стандартов в части обучения. Его деятельность

488

начинается с текущего планирования организации учебного процесса и составления расписания уроков.

Особое внимание заместитель по учебно-воспитательной работе уделяет контролю качества учебного процесса: регулярно проверяет и анализирует учебную документацию (классные журналы); следит за качеством преподавания различных предметов учителями, их подготовкой к урокам, уровнем квалификации; при необходимости организует помощь молодым, начинающим учителям. К его ведению относится организация работы по повышению квалификации и формированию единых подходов у всех членов педагогического коллектива школы. В этом ему помогают методобъединения. Организационно заместитель директора по учебно-воспитательной работе руководит деятельностью методобъединений. Принимает непосредственное участие и в кадровых вопросах - участвует в распределении учебной нагрузки между работающими в школе учителями.

Заместитель директора по воспитательной работе отвечает за организацию и качество внеучебных и внешкольных мероприятий. Он планирует, организует и контролирует проведение внеклассных воспитательных мероприятий в школе и по месту жительства. Деятельность семинара классных руководителей и работа по повышению квалификации педагогов в области воспитания также осуществляется под его руководством. Работа кружков также организуется и контролируется заместителем по воспитательной работе. Под его руководством проводятся спортивные соревнования. Часто ему поручается директором руководство общественно полезным (обслуживающим) трудом учащихся.

Важнейшим направлением его деятельности является организация работы совета школы, попечительского совета школы и других созданных в школе вспомогательных и управленческих органов. На них полностью лежит обязанность по разработке и выполнению программы развития школы.

Если школа ведет экспериментальную работу, то руководство этой работой лежит на заместителе директора по науке. Кроме того, в его же обязанности входит и организация взаимодействия школы с научно-исследовательскими институтами и учебно-методическим центрами. Исследование ситуации, сложившейся в школе, определение наиболее острых проблем и нахождение путей их решения с привлечением при необходимости научного потенциала институтов и центров - вот основная задача связи школы с научными институтами. Часто выполнение задач по практической реализации педагогических программ развития сталкивается с необходимостью частичного изменения взглядов и подходов учителей, корректировки их профессиональных умений и

489

навыков. Поэтому реализация новых программ развития школы часто напрямую связана с повышением квалификации учителей. Заместитель директора по науке также отвечает за квалификацию учителей в рамках введения новаций в педагогическом процессе.

Предметные методические объединения. Роль и функции методических объединений зависят от того, по какой модели развивается школа.

Основными задачами методических объединений учителей по предметам являются следующие:

  • - обсуждение методик преподавания, используемых разными учителями;
  • - совершенствование профессионального мастерства учителей;
  • - профессиональная помощь молодым учителям;
  • - обсуждение нового педагогического опыта и нахождение его положительных и отрицательных сторон;
  • - выработка единой позиции преподавания по предмету;
  • - нахождение путей реализации единых общешкольных принципов и подходов к преподаванию с учетом особенностей своего предмета;
  • - разработка путей внедрения инноваций.

Наиболее оптимальный состав объединения - 4-5 преподавателей одного предмета. Методические объединение целесообразно создавать в больших школах или местах, объединяющих учителей 2-3 школ. На заседаниях предметных объединений не следует ограничиваться разборкой узких вопросов. Полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучать технические средства обучения, заслушивать доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей - квалифицированный анализ уроков с позиций современных требований к учебному процессу и с должным теоретическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опыта.

Новые структурные органы общеобразовательных учреждений. Процесс демократизации в системе образования, развернувшийся в результате проводимых в стране политических и экономических преобразований предоставил общеобразовательным учреждениям значительную свободу в выборе направления развития, методах и формах организации педагогического процесса. Однако свобода поставила перед каждым образовательным учреждением и сложнейшую проблему. Теперь каждая школа, каждый лицей, гимназия должны сами определять, какое именно направление развития выбрать, какую модель строить, на какие методы и формы учебной и воспитательной работы опираться.

490

Конечно, ни одна современная школа, каким бы потенциалом она не обладала, не способна самостоятельно вести научные исследования, создавать новые формы и методы учебной и воспитательной работы. Ранее, естественно, научная работа не входила в обязанности образовательных учреждений, и поэтому они не готовы к ее проведению и организации сегодня.

Сегодня, стремясь найти себе союзников, некоторые школы пытаются создать на своей базе различные интеграционные (объединяющие ее с вузами и НИИ) организации и общественные объединения. Примерами таких организаций могут служить научно-методический совет, Совет школы и др.

Научно-методический совет действует под руководством заместителя директора по научной или научно-методической работе. Основной его задачей является разработка научно обоснованной концепции развития учреждения, воплощение ее в комплексно-целевой программе развития школы и постоянный контроль за ее реализацией. Кроме того, научно-методический совет рассматривает учебные планы школы, учебные программы по предметам и вносит свои рекомендации по их совершенствованию. По сути дела, такой совет становится идеологическим центром всего образовательного учреждения. В его состав входят председатели методобъединений и сотрудники научных институтов (кандидаты и доктора наук).

Совет школы (гимназии, лицея) создается в основном как совещательный орган. В него входят представители администрации школы, учителя, родители, учащиеся, иногда представители других организаций. Деятельность Совета осуществляется в нескольких направлениях:

  • - обсуждение и выбор целей деятельности учреждения;
  • - обсуждение и контроль за предлагаемыми педагогическим коллективом и научно-методическим советом нововведениями;
  • - обсуждение и выбор общешкольных требований и доведение их до родителей;
  • - привлечение интеллектуального и материального потенциала родителей;
  • - укрепление линии обратной связи "родители - школа";
  • - сбор необходимой для аналитической работы информации.

Итак, мы рассмотрели обязанности директора школы, его заместителей и некоторых внутришкольных структурных органов. Однако приведенное выше распределение характерно для школ, деятельность которых близка к деятельности традиционной школы. Многие современные школы далеко ушли от подобного вида деятельности. У них иные цели и, следовательно, иное структурное

491

построение или иное содержательное наполнение у аналогичных структур, уровней управления и т. д. Для того чтобы представить варианты управленческой структуры и выполняемые в этом случае функции, рассмотрим некоторые возможные модели организации общеобразовательных учреждений.

4. Модели организации общеобразовательных учреждений

Многие руководители образовательных учреждений сегодня пытаются создать авторские школы. Что это может дать? Какая модель школы лучше? В каком направлении наиболее целесообразно развиваться школе? Через какие этапы будет проходить школа, выбравшая наиболее перспективное направление? Все эти и множество других вопросов встают перед администрацией и педагогическими коллективами школ. Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Начнем с краткой характеристики современных школ. Известно, что не бывает лучшего или худшего способа управления, бывают способы управления, адекватные или неадекватные обстоятельствам. Если говорить о школе, то главное здесь - образовательные цели. Конечно, если эти цели - не просто красивые слова, а продуманный образ выпускника, которого хотели бы видеть учителя, и соответственно образ самой школы, способной обеспечить условия для формирования такого выпускника.

Итак, какие цели мы чаще можем встретить в школах?

Чаще встречаются следующие цели: просто развитие личности школьника, всестороннее развитие; развитие на основе гуманного подхода, развитие на основе индивидуального подхода и т. д.

Организация образовательного процесса в основном остается "конвейерной". Только если раньше это был один "конвейер" по производству "среднего" ученика, то теперь в школах появляются еще несколько "конвейеров": по производству школьной "элиты" и по производству учащихся с уровнем способностей ниже среднего.

"Конвейерная" организация школ предполагает усиление внимания обучению, а не воспитанию. И сразу же встает вопрос о развитие личности. Традиционная школа неплохо вооружает ученика знаниями в соответствии с госстандартами, но для развития личности, как говорит имеющийся в мире опыт, требуется совершенно другая организация и образовательного процесса, и управления школой в целом.

Кроме того, введение в школах обучения с разделением учащихся на потоки (в большинстве случаев нововведения состоят именно в этом, только потоки называют по-разному: гимназические или лицейские классы, классы с углубленным изучением тех

492

или иных предметов, классы коррекции и т. п.) не является шагом вперед, особенно если учесть социальные последствия такой "селекции" детей в школе. Именно по социальным причинам многие европейские страны стремятся уйти от разделения детей на потоки.

Рассмотрим опыт, накопленный в западноевропейских образовательных учреждениях, и возможные модели деятельности школ.

Каждая европейская школа стремится к тому, чтобы, учитывая неравные способности и возможности детей, дать каждому столько, сколько он сможет усвоить. Большинство школ думают о том, как дать детям не только знания по естественным и гуманитарным наукам в соответствии с госстандартами, но и развить ребенка в интеллектуальном, эмоциональном и социальном плане.

Анализ европейского опыта показывает, что в настоящее время можно выделить 5 основных моделей массовой школы. При этом учитываются способность школ обеспечить дифференцированный подход к ребенку, широта образовательной базы и способность к саморазвитию. С точки зрения целей, которые школы ставят перед собой, первые три из пяти моделей можно назвать школами обучения, четвертую и пятую - нетрадиционными.

Модели школ обучения. Эти наиболее распространенные модели школ ориентированы на то, чтобы дать учащимся знания в соответствии с государственными стандартами (или выше стандартов) и с учетом уровня способностей учеников. Деятельность таких школ основана на так называемой "когнитивной" концепции обучения, которая характеризуется тремя основными параметрами:

  • - предметы, которые изучают дети в школе, и навыки, которые они должны освоить, в основном развивают только интеллект;
  • - между разными предметами и разделами учебного плана существуют четкие границы;
  • - на протяжении всего процесса обучения школа ориентирует детей на выполнение требований госстандарта (ориентация на выпускной экзамен).

Организация образовательного процесса в этих школах представляет собой своего рода "конвейер" по производству выпускников школы с заранее заданными госстандартами характеристиками.

Во всех школах обучения организация образовательного процесса различна, но основной подход един - ученик должен приспособиться к тем путям обучения, которые ему может предложить школа.

Поточно-уровневые школы (для краткости будем их называть школами 1-й модели) характеризуются дифференцированием учащихся на группы в зависимости от уровня способностей (по результатам тестирования детей разделяют на учебные потоки).

493

В высшем потоке, окончив который можно рассчитывать на поступление в университеты и другие престижные учебные заведения, все предметы даются на самом высоком (для данной школы) уровне. Это поток, где готовят "элиту" школы. Если ученик "не тянет" по какому-либо предмету, ему объяснят, что он или не способен учиться на потоке этого уровня, или "способный, но ленится" и переведут в другой поток, где требования ниже и соответственно выпускникам этих классов открыта дорога в высшие учебные заведения рангом пониже или на производство.

На каждом потоке действует своя программа обучения, свои требования, свой набор предметов и, как правило, свои учителя. Программы обучения в таких школах обычно берутся "извне", разделение труда между учителями производится в соответствии с этими программами.

Структура управления в таких школах очень простая: директор, заместитель директора (обычно не имеющий каких-либо специальных функций и выполняющий то, что ему поручит директор) и учителя. Конечно, в школах имеются Совет, педсовет и тому подобные органы со стандартными функциями, определяемыми законодательством. Но реальное распределение власти таково, что "центрами силы" (или структурами, где принимаются основные для школы решения) является каждый учитель в отдельности.

Учителя-предметники сами, ориентируясь лишь на выпускные экзамены по своему предмету и свои предпочтения, выбирают программу, формы и методы, темп обучения и т. п. Поскольку кооперация учителей по отношению к программе обучения по каждому предмету задана "извне" и межпредметных связей нет, а задачи воспитания очень ограниченны и сводятся практически лишь к поддержанию дисциплины, то в школе фактически нет необходимости в методических и им подобных объединениях учителей. И если таковые в школе все же имеются, то существуют формально.

Во взаимоотношениях между учителями и с администрацией в таких школах главенствует правило: учитель как профессионал автономен в том, что и как он делает на уроке. Главное, чтобы он помнил о выпускных экзаменах и, если задумает какие-либо нововведения, не мешал коллегам, так как они имеют такое же право на автономию.

Директор как администратор занимается в основном распределением ресурсов, не вмешивается в дела учителя и выступает прежде всего в роли представителя государства, блюстителя государственной образовательной политики.

Таким образом, по отношению к ученику основной девиз таких школ можно выразить словами: "Возьми, сколько сможешь,

494

из того, что мы должны тебе дать и на помощь окружающих не надейся".

Предметно-уровневые школы (назовем их школами 2-й модели) имеют более широкие возможности для дифференцированного подхода к учащимся. Здесь учащимся предоставляют возможность изучать каждый предмет на доступном уровне, например, математику - на высшем, английский - на низшем, и переходить с уровня на уровень по любому предмету 3 раза в год. Кроме того, с учащимися работают психолог, консультант и другие специалисты, которые отслеживают успехи каждого ученика по всем предметам, выясняют его способности и желание освоить предмет на более высоком уровне и при необходимости оказывают ему необходимую психолого-педагогическую помощь.

Переход с уровня на уровень достигается не за счет усложнения деятельности учителя и соответствующего повышения требований к его квалификации, а за счет более сложных организационных мер. Для этого все классы одной параллели постоянно переформировываются так, чтобы у учителя на уроке оказались дети примерно одинакового уровня способностей. Соответственно есть учителя, которые преподают предмет, ориентируясь на высокий, средний или минимально допустимый уровень.

Таким образом, основной принцип группировки учащихся и учебного материала в таких школах не поточный, а предметный.

Программы обучения в этих школах также берутся "извне". Задачи воспитания в таких школах, как и в школах 1-й модели, сводятся в основном к формированию навыков подчиняться правилам и предъявляемым требованиям.

Структура управления в таких школах гораздо сложнее: директор - заместители директора - среднее звено управления (руководители предметных методических отделов, отделов управления учащимися, коррективного преподавания, профориентации, средние менеджеры и т. п.) - учителя.

Заместители директора, как правило, отвечают за "свои уровни обучения". Им помогают средние менеджеры, в чьи функции входят планирование, контроль, отчетность и т. п. В предметных методобъединениях учителя согласовывают уровни обучения, время освоения тем, критерии оценок и тестирования учащихся. Методобъединения имеют статус совещательного голоса. Все основные решения, регулирующие деятельность школы, принимаются директором.

Однако если говорить о тенденциях, то при всех их преимуществах в демократических странах сегодня принимаются долгосрочные государственные программы перехода от таких школ к школам 3-й модели. Дело в том, что с социальной точки зрения школы 1-й и 2-й моделей имеют серьезные недостатки: во-первых,

495

они авторитарны, во-вторых, способствуют социальному расслоению общества. И если общество хочет развиваться в направлении демократизации, уменьшения социальной дифференциации, то школы 1-й и 2-й моделей в этом процессе становятся препятствием. Главное же преимущество школ 3-й модели, с этой точки зрения, - отсутствие эффекта "социального клеймения" детей.

Школы "смешанных способностей". Образовательные цели таких школ (назовем их школами 3-й модели) так же, как и школ 1-й и 2-й моделей, сводятся к тому, чтобы дать знания в соответствии с образовательными стандартами. Но характерная особенность школ 3-й модели в том, что здесь нет никакого отбора детей для разных уровней обучения. Высокий уровень знаний учащихся по предметам может быть достигнут лишь при высокой квалификации учителя и его умении создать в классах атмосферу коллективизма, взаимопомощи учащихся и т. п.

Основной девиз западного варианта 3-й модели: "Всем дать все!" То есть предполагается, что все учащиеся могут и должны усвоить основной базовый курс. В организации образовательного процесса эта идея обычно реализуется таким образом, что класс может переходить к изучению следующей базовой единицы содержания образования лишь тогда, когда все (!) ученики класса усвоили предыдущий материал. Здесь учитель не может (как это практиковалось ранее в советской школе) поставить ученику или группе учащихся двойки и перейти к следующей теме.

В отличие от школ 1-й и 2-й моделей школа "смешанных способностей" имеет ряд отличий. Во-первых, учителя должны действительно хорошо владеть методами дидактической дифференциации, организации групповой работы учащихся, воспитания коллективизма и взаимопомощи и т. п., иначе с таким классом им не справиться.

Во-вторых, существенно изменяются задачи администрации школ. Если в школах 1-й и 2-й моделей их главная задача - сформировать для учителей группы учащихся примерно одинаковых способностей, то в школах 3-й модели задачи гораздо сложнее - обеспечить постоянное повышение квалификации педагогов, причем не только в части знания своего предмета, дидактического мастерства, но и в умении создать атмосферу коллективизма и взаимопомощи в классе. Для этого администрация должна уметь создавать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в среде учителей, в школе в целом. А это означает, что в школе должна быть соответствующая культура взаимоотношений, управления и в целом другая организационная культура.

Система управления в таких школах тоже довольно сложная. Так же, как в школах 2-й модели, присутствуют четыре уровня

496

управления: директор - заместители директора - среднее звено управления - учителя.

Однако между этими моделями есть существенные отличия. Они продиктованы сложным положением учителя в классе и касаются как структуры, так и организационной культуры школы. Прежде всего изменяются структура, функции и статус методобъединений учителей. В этих школах имеются не только предметные, но и межпредметные объединения. Если во 2-й модели главная функция методобъединений - координирующая (согласовать темы, сроки, критерии оценок на разных уровнях изучения предметов), то здесь их главные функции - повышение квалификации учителей. Резко возрастает статус методобъединений - именно они превращаются в "ключевое звено" школы. Это значит, инициатива в принятии тех или иных решений исходит от методобъе-динения и решения, принятые методобъединением, становятся определяющими для всей школы.

Соответственно меняется и позиция директора в таких школах: он становится не только "представителем государства в школе", но и главным организатором выполнения решений методобъединений, отражающих потребности тех или иных групп учителей и не противоречащих интересам других групп. Заместители директора, также оставаясь "над" учителями, все более выходят из позиции, предписывающей учителям, что и когда нужно делать (как это было во 2-й модели), и переходят в позицию, обслуживающую потребности учителей.

Вышеописанные изменения создают иную организационную культуру в учреждении. Дело в том, что школы "смешанных способностей" не смогут выполнить свои обязательства перед государством и учащимися без создания особой культуры сотрудничества учителей как между собой, так и с администрацией без выработки навыков согласования различных мнений и интересов в школе (в школах 1-й и 2-й моделей этого не требуется). В таких школах сложное положение учителя в классе заставляет и его, и администрацию задумываться о стратегии преподавания предметов или групп предметов, стратегии повышения квалификации учителей и т. п.

Модели школ индивидуального развития. Отличие школ индивидуального развития от школ 1, 2 и 3 моделей является принципиальным. Оно проявляется в отношении к ученику, к образовательной цели и в соответствии с этим к организации образовательного процесса. Эти школы идут своим особым путем в соответствии со стратегией, выработанной персоналом школы, учащимися и родителями. Как правило, их заставляет идти особым путем или требование социального окружения, или

497

социально-педагогическая идея, выношенная и присвоенная педагогическим коллективом, или то и другое вместе взятые. Главное в том, что в этих школах заказчиками на образование, которое обеспечивает школа, являются не столько государственные или муниципальные органы, сколько учащиеся и их родители, а также сами учителя, принявшие на себя выполнение какой-либо особой миссии.

Отличие этих школ заключается в том, что отдельные функции, которые в школах обучения играют вспомогательную роль сопровождения учащихся, имеют равную, а иногда и доминирующую позицию. Например, научить самостоятельно учиться, сформировать навыки исследовательской работы, обеспечить социально-нормативное обучение (то, что у нас называют воспитанием), личностное развитие и т. п. Функции сопровождения учащихся могут иметь статус самостоятельных целей школы. Хотя, конечно, государственные образовательные стандарты здесь также принимаются во внимание и являются ориентирами.

Эти школы основаны не на когнитивной, а на холистической концепции обучения, предполагающей, что школа должна развивать все возможные способности учащихся, т. е. учить не только знать и мыслить, но и иметь устойчивые навыки в сфере поведения, например, быть независимым, самому ставить цели, добиваться их и нести ответственность за свои действия, уметь чувствовать и выражать свои чувства, уметь общаться и т. п. Для таких школ характерны следующие подходы:

  • - много времени уделяется реализации целей, отличающихся от когнитивных;
  • - родственные предметы интегрированы в блоки, темы, проекты;
  • - требования и нормы успеваемости довольно гибкие, ориентированы не только на образовательные госстандарты, но и на цели учащихся (эти требования и нормы во многом устанавливаются и изменяются самим педколлективом).

Образовательный процесс в таких школах организуется по-разному, но основной подход к организации одинаков - индивидуальный путь развития каждого ученика, который должна обеспечить школа, должен быть приспособлен к его (ученика!) индивидуальным особенностям или тем целям, которые сам ученик себе ставит (конечно, не без помощи учителя), к его реальным проблемам, способностям и возможностям. Такой подход в корне противоположен основам заложенных в школах 1-3-й моделей.

Матричные школы (назовем их школами 4-й модели). Цели таких школ значительно шире целей обучения, в них значительное место занимает внеучебная составляющая. Основой целей

498

выступает стремление научить учащихся действовать. Например, одни школы могут ориентироваться на социальную адаптацию учащихся в довольно узкой сфере: научить действовать в определенных ситуациях, другие - в широкой: научить действовать в социуме, третьи - на формирование у своих учеников качеств, необходимых ученым-исследователям (научить действовать в науке) и т. п.

Разброс целей деятельности может быть весьма значителен. Это связано с тем, что цели выбираются совместно педагогами, учащимися и их родителями. Каждая группа видит настоящие или будущие проблемы учащихся по-разному в зависимости от сложившейся в данном районе социальной ситуации, имеющихся традиций, доминирующих бытовых привычек, стиля жизни и ценностных установок. В результате совместной работы школы с учащимися и родителями формируется единое видение целей образования. В зависимости от этого видения учителя совместно определяют, чему и как учить своих учеников, подбирать темы обучения, которые, по их мнению, наиболее отвечают потребностям учащихся в данный момент, интересны и полезны им.

Учебный курс, разрабатываемый и предлагаемый школой, состоит из предметов не только когнитивного, но и некогнитивного характера, т. е. развивающих не только интеллект, но и нормативную, эмоциональную и экспрессивную "составляющие" индивидуальности. Некогнитивному (например, воспитательному) компоненту обучения по содержанию, времени, формам и методам уделяется примерно столько же внимания, сколько и когнитивному. Более того, именно некогнитивный компонент определяет содержание и организацию когнитивного.

Требования и нормы успеваемости не фиксированы, могут быть различными по отношению к разным ученикам. По содержанию и критериям эти нормы вовсе не обязательно будут соответствовать нормам из госстандартов - содержание и критерии могут установить сами педагоги вместе с учащимися.

Родственные предметы, как правило, интегрированы в блоки. Акцент делается на индивидуальное развитие и самостоятельное обучение.

Характерная особенность школ 4-й модели в том, что учебные классы смешанные и по численности могут быть довольно большими, до 40 человек. Учителя поощряют образование внутри классов различных неформальных групп учащихся по их собственным предпочтениям.

Структура управления в таких школах внешне похожа на управление в школах 2-й и 3-й моделей (директор - заместители директора - среднее звено управления - учителя). Но есть и отличия, главное из которых состоит в том, что структура управления

499

включает несколько цепочек, отражающих равнозначимость когнитивного и некогнитивного, в том числе воспитательного, компонентов образовательной программы школы. Так как образовательная цель школы предполагает не одно направление деятельности школы - обучение, а несколько направлений (например, два направления: обучение и развитие навыков социального поведения), то соответственно и структурных цепочек будет тоже несколько (в нашем примере - две). Одна цепочка (директор - заместитель директора по учебной части - менеджеры обучения - учителя) будет решать задачи обучения. Другая цепочка (директор - заместители директора по воспитательной работе - менеджер воспитательной работы - воспитатели и учителя) будет заниматься проблемами воспитания. Несколько параллельно действующих цепочек и называется в математике матрицей. Отсюда и образовалось название модели школы - матричная.

Для решения задач воспитательного характера в этих школах постоянно изучают и учитывают особенности контингента учащихся. Для этого учителя и воспитатели объединены в постоянные команды (в идеале - как приняли класс учеников в V классе, так и ведут их "командой" до XI), отвечающие и за обучение, и за воспитание своих учеников. Учителям активно помогают работающие в школе специалисты, в частности профессиональные психологи. В основном они работают не с учащимися, как в школах 2-й и 3-й моделей, а с педагогами и воспитателями, обучают прежде всего их. И лишь в особых случаях работают с детьми.

Для решения задач воспитательного характера многие учителя проходят специальную дополнительную профессиональную подготовку и выступают в двойной роли - и предметника, и воспитателя. Консультационные структуры, занимающиеся обучением и воспитанием, возглавляются заместителями директора и имеют равную степень влияния на команды учителей.

Активно действуют предметные методобъединения, а также группы преподавателей, объединенных вокруг междисциплинарных предметов, проектов, тем.

Создание такой школы не под силу одному директору и его заместителю. Поэтому в них есть специальные органы, вырабатывающие стратегию развития школы. В разработке стратегии принимают участие учителя и воспитатели, представители среднего менеджмента и дирекция, представители вышестоящих органов, родителей и учащихся. Заместители директора обеспечивают формирование и согласование общешкольной политики в части обучения и воспитания.

Модульные школы в большей степени, чем матричные, ориентированы на индивидуальное развитие учащихся. Это школа

500

настоящих субъект-субъектных отношений. Учитель относится к каждому пришедшему в школу ученику как к индивидуальности, которая вправе влиять на содержание учебного курса, выбирать такой путь обучения, который поможет лично ему достичь наилучших результатов. Ученик сам вправе ставить перед собой цели, принимать решения и, разумеется, нести ответственность.

Для организации образовательного процесса учащиеся объединены в микрогруппы по 5-9 человек. Учителя тоже объединены в модули по 5-9 человек. Каждый учительский модуль ведет несколько микрогрупп учащихся, так что государственные нормативы соотношения численности учащихся и учителей выполняются.

Педагоги внимательно наблюдают, анализируют социальные и личные потребности учащихся, их возможности, учитывая особенности своего сообщества и требования предстоящих, как и в любой школе, экзаменов. Каждый педагог владеет знаниями по нескольким предметам, умеет интегрировать их в темы, проекты, курсы, владеет проблемными методами обучения, обладает мастерством в экспрессивной и социализирующей деятельности. Работать в такой школе способны только педагоги высочайшей квалификации, настоящие мастера своей профессии.

Педагоги каждого модуля еженедельно собираются для обсуждения всех стоящих проблем и оценки хода педагогического процесса за неделю. Такие встречи являются организационной основой для создания единой позиции, подхода и коллектива единомышленников. На этих встречах обсуждаются и суммируются наблюдения за каждым учеником и всей группой, формируется сбалансированное представление о потенциале каждого ученика и группы. Все вместе учителя составляют индивидуальный учебный план для каждого ученика и для группы в целом. Хорошее знание своих учащихся позволяет педагогам без особого труда гармонично сочетать роли преподавателя и воспитателя. Каждый модуль работает довольно автономно. На основе опыта и возможностей учителей, консультаций с учениками и их родителями, с другими представителями сообщества и в соответствии с условиями школы модульные команды разрабатывают свои собственные стратегии, наибольшим образом отвечающие потребностям и возможностям их учащихся (так как любая стратегия школы в целом довольно далека от реальных нужд учащихся).

Структура управления школ 5-й модели довольно сложна, в ней три основных уровня: директор - директорская команда - модульные команды. Кроме них в школе имеются отделы специалистов, обеспечивающих повышение квалификации педагогов в

501

соответствии с потребностями последних. Есть также подразделения и установленные механизмы для принятия решений, касающиеся функционирования школы как целого. Формально могут быть и другие органы управления со стандартными функциями в соответствии с законодательством, но реальная основа здесь - каждый модуль в отдельности.

Главная забота дирекции в такой школе - содействие развитию ее особой образовательной и организационной культуры, предполагающей согласующиеся взгляды педагогов и специалистов школы на образование, роль учителя в классе, его профессиональное развитие и т. п. Ибо именно культура для школ 5-й модели является главным координационным механизмом, сохраняющим школу как целое, защищающим ее от агрессивности "окружающей среды", агрессивности, как правило, основанной на непонимании того, что происходит в школе.

Матричных и модульных школ в странах Западной Европы относительно мало, всего несколько процентов. Однако если говорить о глобальной тенденции развития систем образования в направлении перехода от информационной педагогики к смысловой, от авторитарных школ к школам "диалога", от школы "конвейера" к школе, действительно ориентированной на развитие личности, то это, безусловно, будет тенденция к переходу к школам этих моделей.

Потенциал и возможности российских школ По результатам диагностики образовательных и управленческих моделей российских школ советского образца (проводимых В. В. Улановым), т. е. школ, в которых, по мнению педколлективов, еще не произошло существенных изменений, картина выглядит примерно так.

Образовательные цели находятся где-то между 3-ю и 5-ю моделью, потому что в этих школах говорили об "индивидуальном подходе" и "гармоничном развитии личности", но при этом подчеркивалась важность выполнения прежде всего образовательных госстандартов.

Реальная организация образовательного процесса - где-то между 1-м и 3-м моделями: основной компонент - смешанные классы (3-я модель), но большинство других характеристик относятся скорее к 1-й модели.

А организация управления - где-то между 2-й и 3-й моделями, но ближе ко 2-й модели: структура управления, множество методобъединений и т. п. характерны для 3-й модели, но большинство компонентов все же приходится относить ко 2-й.

Подобная краткая оценка показывает, что с точки зрения соответствия целей, организации образовательного процесса и управления управленческая модель наших школ весьма противоречива. Наблюдается несоответствие форм, методов ив целом

502

культуры управления в школе реальному положению учителя в классе.

Не нужно путать понятия "культура" и "стиль управления". Понятие "культура" гораздо глубже и включает в себя культуру отношений к делу всего коллектива в отличие от стиля, который характеризует деятельность только руководителя. Так вот, школам 3-й модели свойственна культура, в которой основной вектор инициативы направлен от учителей и их методических объединений вверх к дирекции (учитель находится в самых сложных условиях, соответственно все управление в школе должно быть ориентировано на решение реальных проблем учителей). В советской школе (как и в целом в системе образования и во всем нашем обществе) этот вектор всегда был направлен сверху вниз, т. е. имел место диктат дирекции по отношению к учителю, но это культура управления, адекватная организации образовательного процесса 2-й модели.

Экономические и социальные преобразования, осуществляемые в нашем обществе за последние годы, позволили общеобразовательным учреждениям уйти от прежнего единообразия. Во многих школах наблюдается движение в сторону разноуровневого и дифференцированного преподавания (адаптивная школа, школа с предметно-урочным преподаванием) с разведением детей в различные классы в зависимости от уровня их способностей. Это позволяет улучшить показатели успеваемости в школах за счет отобранной "элиты" учащихся и за счет заметного облегчения (в связи с этим разделением учащихся) условий работы учителя.

Структура наших общеобразовательных учебных заведений стала похожа на современную западную, со всеми присущими ей плюсами и минусами.

Однако надо четко понимать, что движение к разноуровневым школам нельзя расценивать как шаг вперед. Советские школы по приведенной выше классификации можно было по основным компонентам и с определенными допущениями отнести к школам 3-й модели. Движение в сторону разноуровнего преподавания будет означать движение в сторону 1-й и 2-й моделей. Логика реорганизации этих школ неизбежно приведет к усилению в них авторитаризма, снижению потенциала их саморазвития. Это означает, что противоречия российской школы будет увеличиваться, разница между целями и результатами будут еще больше. А в социальном плане подобное движение усиливает тенденции социального расслоения в нашем обществе, что также нельзя рассматривать как позитивный момент на фоне усиления социальной напряженности в обществе.

503

Контрольные вопросы

  1. Какова структура управленческих органов в школе, где вы учились?
  2. В чем основная задача управленческой деятельности администрации школы?
  3. Какие функции управления вы знаете? В чем они заключаются?
  4. Что значит "развитие школы"? Как она может развиваться?
  5. Что такое "концепция развития школы" и "комплексно-целевая программа развития школы"? В чем их сходство и различие?
  6. Какие существуют модели организации общеобразовательных учреждений?
  7. Какая из моделей, по твоему мнению, наиболее перспективна?

Литература

  • Васильев В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. - Воронеж, 1990.
  • Ерошин В.И. Экономический справочник директора школы. - М., 1995.
  • Поташник М.М., Лазарев В. С. Управление развитием школы. - М., 1995.
  • Портнов М.Л. Азбука школьного управления. - М., 1994.
  • Третьяков П.И. Практика управления современной школой. - М., 1995.
  • Уланов В.В. Логика организации школы: Библ. журнала "Директор школы". - Вып. 4. - М., 1998.

504



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved