Глава 11
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Понятие о средствах обучения. Приступая к рассмотрению средств обучения в педагогическом процессе, необходимо дать ответ на следующие вопросы: что понимается в науке под средством обучения, каковы главные функции средств обучения и на каком основании они выделяются; что понимается под системой средств обучения, какие элементы входят в нее, какие нерешенные проблемы связаны с системой средств обучения?
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия "средство обучения". Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика. Четвертые, рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собственно средства-инструменты обучения.
228
Ни в коей мере не отвергая ценности ни одного из разработанных подходов, попытаемся рассмотреть средства обучения как некую наиболее полную систему, различные подсистемы которой могут представлять собой тот или иной подход.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. В обучении иностранным языкам, например, - создать иллюзию общения в иноязычной среде для быстрейшего освоения обучающимся языка [11б]. П. И. Пидкасистый понимает под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний. По-видимому, такое определение является наиболее емким и в большей степени отражает современную точку зрения на средства обучения.
Можно выделить две большие группы средств обучения: средство - источник информации и средство - инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.
Необходимо заметить, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Очевидно, что учитель не может обучать ребенка только словом, не
229
используя наглядный материал в начальных классах и компьютеры, лабораторное и промышленное оборудование в допрофессиональной и профессиональной подготовке. В то же время большое количество средств наглядности, лабораторного оборудования и компьютеров без учителя, его обобщений, контроля и личностного влияния тоже не дадут высокой эффективности в освоении учебного материала. Более того, между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ могут быть переведены в материальную форму.
Классификация средств обучения. Исходные положения, которые служили основаниями при классификации средств обучения, были предложены В. В.Краевским. Основным звеном в системе образования он считает содержание. Именно оно является тем ядром, над которым надстраиваются методы, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи средств обучения.
Содержание образования формируется на трех уровнях. Первый и ближайший к педагогу уровень - урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок. Он пытается наиболее полно изложить то содержание образования, которое входит в тему данного урока и объем которого более или менее равен изложенному в учебнике материалу и предлагаемому набору упражнений.
Второй уровень - учебный предмет. Содержание учебного предмета обычно формируется исходя из объема часов, выделенных на предмет, и социальной значимости тех разделов и блоков учебного материала, которые выбраны в качестве учебного материала. Если содержание материала, предлагаемого учителем на конкретном уроке (первый уровень), в значительной степени зависит от субъективных факторов (системы преподавания, выбранной учителем, степени подготовлености обучающихся, квалификации учителя, ситуации, сложившейся в ходе обучения, когда возможно и вторичное прохождение материала), то содержание материала предмета в целом определяется стандартами и разрабатывается учеными научно-исследовательских институтов по заказам Минобразования России. Правда, учитель, работающий в школе много лет и ведущий свой предмет почти во всех классах, может дать учащимся значительно больше того, что заложено в стандартах.
Третий уровень - весь процесс обучения (на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном учреждении), охватывающий все содержание, т. е. учебные предметы, их количество и объем часов, выделенных на каждый из них. Структуру процесса
230
обучения, количественный и качественный состав учебных предметов разрабатывают, исходя из социального заказа, потребностей общества и возрастных возможностей учащихся, ученые из научно-исследовательских институтов. Педагоги не принимают участие в этих разработках.
На каждом уровне содержание образования имеет свои особенности, присущие только данному уровню. Но если на каждом уровне есть свое специфическое содержание, то и средства их освоения тоже должны иметь специфические особенности. По мере модификации содержания образования на каждом уровне изменяются и средства обучения. Каждый уровень формирования содержания образования неизбежно должен предполагать свои специфические средства обучения.
К средствам обучения первого уровня мы относим те средства, которые учитель может использовать для организации и проведения урока. К средствам обучения второго уровня относятся средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета. Для организации всего процесса образования в целом уже недостаточно средств, используемых учителем на уроке, экскурсии, практическом занятии. Недостаточно даже средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи. Таким образом, мы имеем трехуровневую систему средств обучения.
Идефльные
средства обучения
Материальные
средства обучения
На уровне урока
- - языковыесистемызнаков, используемые в устной и письменной речи;
- - произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);
- - средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграмы, фото, и т.п.);
- - учебные компьютерные программы по теме урока);
- - организующе-координирующая деятельность учителя;
- - уровень квалификации и внутренней культуры учителя;
- - формы организации учебной деятельности на уроке.
- - отдельные тексты из учебника, пособий и книг;
- - отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;
- - тестовый материал;
- - средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);
- - технические средства обучения;
- - лабораторнре оборудование.
231
Продолжение
Идефльные
средства обучения
Материальные
средства обучения
На уровне предмета
- - система условных обозначений различных дисциплин(нотная грамота, математический аппарат и др.);
- - искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингофонных кабинетах);
- - учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения предмету.
- - учебники и учебные пособия;
- - дидактические материалы;
- - методические разработки (рекомендации) по предмету;
- - книги-первоисточники.
На уровне всего процесса обучения
- - система обучения;
- - методы обучения;
- - система общешкольных требований.
- - кабинеты для обучения;
- - библиотеки;
- - столовые; буфеты;
- - медицинский кабинет;
- - помещения для администрации и педагогов;
- - раздевалки;
- - рекреация.
С точки зрения поуровневых систем средств обучения можно объяснить и употребление термина "средства обучения" в узком и в широком смысле. Одни применяют понятие к уровню урока (в узком смысле), другие к уровню всего процесса обучения (в широком смысле). Мы рассмотрим "средства обучения" на всех уровнях процесса обучения. Под системой средств обучения будем понимать совокупность объектов, необходимых и достаточных для усвоения содержания образования на одном каком-то уровне (уроке, дисциплине, всего образования в целом). Каждый элемент системы представляет собой свою сложную и самостоятельную подсистему.
Языковая знаковая система. Первым средством обучения, с которым сталкивается ребенок, приходя в школу, является русский или родной язык, используемый учителем в устной и письменной
232
речи. Именно он позволяет осуществлять процесс обучения и воспитания.
Конечно, речь учителя не рядоположна с остальными элементами системы средств обучения. Учитель организует процесс обучения, используя все средства. Но при организации усвоения учебного материала речь учителя (изложение в различных формах) выступает в функции средства обучения.
Учебная информация многокомпонентна. Учитель передает информацию при объяснении нового материала, опросе, контроле, повторении, управлении деятельностью учащихся. Его речь содержит информацию о научном знании, о способах деятельности на уроках и вне его, о способах организации учащимися своей собственной познавательной деятельности и информацию воспитательного характера [78]. Все эти компоненты информации присутствуют в речи учителя по всем учебным предметам. Язык тем или иным образом входит во все методы и приемы обучения и несет основную нагрузку. Именно поэтому он является одним из ведущих средств обучения учащихся.
Речь (изложение) учителя является для учащихся ведущим источником информации. Роль речи учителя как источника информации уменьшается в направлении от учебных предметов с ведущим компонентом "научные знания" к учебным предметам, формирующим эстетическое отношение к действительности. Понятно, что посредством изложения учителя нельзя исчерпать художественное, тем более музыкальное произведение или живопись. Доминанта учебной информации в разных типах предметов меняется.
Доля различных компонентов информации в каждом предмете различна. Так, в учебных предметах с ведущим компонентом "способы деятельности" большое место занимает информация о способах деятельности, а в учебных предметах с ведущим компонентом "художественное образование и эстетическое воспитание" акцент делается на информации воспитательного, эстетически-ценностного характера.
Достижения культуры (живопись, музыка, литература). Важнейшими, но не предназначенными специально для обучения являются такие средства обучения, как произведения литературы, живописи, архитектуры, музыки, народных промыслов и достижения в других областях человеческой деятельности.
Основную роль они играют в преподавании предметов гуманитарной направленности. Так, предмет "Литература" полностью построен на изучении созданных произведений, в ходе которого идет осмысление и сравнение сюжетов, мотивов и действий героев, анализируются особенности языка. В музыке и живописи, как и в литературе, основой выступают уже созданные человечеством
233
образцы. В этих предметах произведения искусства выступают в роли ключевых средств обучения.
Средства наглядности как элемент системы средств обучения помогают полноценному раскрытию и усвоению содержания учебного материала, но иногда они выступают и как самостоятельный источник информации.
Основная функция средств наглядности - иллюстрация, помощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета или явления. Данные функции в разной степени реализуются во всех типах учебных предметов.
Используемые в процессе обучения средства наглядности разделяют на два вида. Изображения предметов и явлений. Сюда относят схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотографии и т.п. Сами предметы, их действующие макеты, модели. Первые считаются идеальными средствами обучения, вторые - материальными.
Объективная необходимость использования наглядных средств и технических средств обучения (ТСО) в процессе обучения заключается в их огромном влиянии на процесс понимания и запоминания: при опытной проверке эффективности запоминания текста установлено, что при слуховом восприятии усваивается 15% информации, при зрительном - 25, а в комплексе, т.е. при зрительном и слуховом одновременно, - 65% [15].
Исследования физиологов показали, что 80% информации человек получает через зрительный анализатор. Пропускная способность каналов приема и обработки информации по линии "ухо -мозг" равна 50 000 бит/с, а по линии "глаз - мозг" - 50 000 000 бит/с.
Эти данные позволяют сделать вывод, что учитель должен сочетать вербальные методы с невербальными (зрительными, наглядными). И даже учитель иностранного языка, отказавшийся от традиционной методики с ее словесными (вербальными) методами, может добиться более высоких результатов путем использования наглядных средств и ТСО.
Учебные компьютерные программы по теме урока. Компьютерная техника как средство обучения обладает огромными возможностями. Любую тему урока можно изложить в увлекательной форме. Однообразные и надоедающие упражнения могут быть представлены в форме игры, составленной очень увлекательно.
Однако для широкого внедрения компьютеров в учебный процесс сегодня есть следующие преграды:
- - недостаток программного обеспечения для обучения (не разработаны программы по всем предметам и темам, а значительная часть разработанных оставляет желать лучшего);
- - высокая стоимость оборудования;
- - неблагоприятное влияние компьютеров на человеческий, а особенно детский, организм.
234
Тем не менее в ограниченных масштабах созданы и используются (в основном в старших классах) учебные компьютерные программы по физике, химии, математике и другим предметам. Вопрос о полной компьютеризации процесса обучения сегодня не стоит в силу вышеуказанных причин, однако по отдельным темам и предметам использование компьютерных программ ведется и активно расширяется.
Уровень квалификации и внутренней культуры учителя. Это не специфическое и специально не предназначенное для использования учащимся средство обучения. В это понятие в качестве составляющего элемента входит внутренняя культура учителя. Важность этой составляющей сегодня все активнее признается педагогами-практиками и учеными. Одним из доказательств является введение курса "Педагогическое мастерство" почти во всех педагогических университетах и институтах России.
Формы организации учебной деятельности на уроке представляют собой одно из важнейших средств организации обучения учащихся. Их роль в обучении велика; подробному рассмотрению учебной и внеучебной форм организации текущей учебной работы посвящены соответствующие параграфы в главе "Формы организации обучения".
Отдельные тексты по теме урока. Вторым по значимости средством обучения (после речи учителя) выступает текст с изложением учебного материала. Для этого обычно используются учебники, учебные пособия или книги-первоисточники. У разных учителей тексты выполняют различные функции. Так, если учитель доступно, полно и понятно излагает материал, и учащиеся достаточно глубоко его усваивают, то текстам отводится вспомогательная роль (при повторении во время подготовки домашнего задания). Такую роль тексты выполняют в основном в начальной и средней школе. К старшим классам роль текстов значительно меняется. Учащиеся уже сами способны прорабатывать учебный материал, и поэтому какую-то часть его учителя обычно оставляют для самостоятельных и домашних работ.
Задания, упражнения, задачи играют такую же важную роль в обучении, как и тексты. Различие состоит в том, что тексты используются для получения учащимися новых знаний, а задания и упражнения применяют для закрепления полученных знаний, выработки умений и навыков.
Тестовый материал представляет собой задания, предназначенные для проведения контроля и оценки знаний и умений учащихся. Иногда результаты тестов используются в учебном процессе
235
не только для контроля, но и для коррекции выявленных недостатков, т.е. для обучения и развития. Такие разработки называют тестовыми дидактическими материалами.
Технические средства обучения (ТСО) - пожалуй, самое разработанное в педагогической литературе средство обучения.
Функции технических средств обучения не ограничиваются реализацией наглядности в обучении, в ряде случаев они являются самостоятельным источником информации, средством индивидуализации обучения, средством машинного контроля и самоконтроля. Введение в школы компьютеров и достаточно большого набора учебных программ поможет реализовывать указанные функции полнее.
Дидактическая сущность ТСО состоит в том, что они позволяют осуществлять разностороннее, комплексное воздействие на учащихся. Применение ТСО позволяет пробудить у учащихся интерес к знаниям, формирует у них внутреннюю учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к предмету. Использование ТСО позволяет полностью соблюдать дидактические принципы наглядности, систематичности, постепенности и др. При помощи ТСО можно создать искусственную языковую среду для изучения иностранного языка, увеличить объем индивидуальной и самостоятельной работы учащихся.
При многоцелевом назначении в учебном процессе ТСО имеют доминирующие функции - они служат главным образом осознанному усвоению научно-теоретических знаний. В предметах, где главным является формирование отношений, художественное воспитание и образование, технические средства выступают источником создания образа, эмоционального воздействия на учащихся. Последнее должно быть во всех учебных предметах.
ТСО делятся на три группы: информационные - служат передаче информации от учителя к учащимся (прямая связь), контролирующие - служат определению степени и качества усвоения информации учащимися (обратная связь) и обучающие - служат обучению учащихся по определенной программе.
Обучающие ТСО наиболее перспективны. Они характеризуются тремя чертами: подают учебный материал небольшими порциями, после каждой порции следует контрольный вопрос, учащиеся имеют возможность немедленного самоконтроля.
Новейшие обучающие ТСО - тренажеры и комплексы на базе персональных компьютеров позволяют учащимся работать активно, устанавливая индивидуальную скорость усвоения материала. Возможности компьютеров в обучении огромны. Как средство обучения они могут использоваться в нескольких функциях: для обучения некоторым способам деятельности,
236
особенно практическим; для индивидуализации обучения; для контроля и самоконтроля; как средство, позволяющее моделировать явление и исследовать его изменение в зависимости от условий; для наглядности, организации дидактических игр качественно нового уровня; для организации необходимой информационной среды.
Специфически сложным является вопрос о взаимоотношении технических средств обучения с учителем. И дело тут не только в том, что, как и какую технику, ТСО надо осваивать. Для этого учителю необходимо учиться разбираться в их устройстве и управлять ими. ТСО, как любой инструмент, расширяет возможности человека (в данном случае в обучении), но требует к себе внимательного и заботливого отношения, специфических знаний и умений. Дело в другом: "помогая" учителю и частично заменяя его, что в значительной части относится к использованию компьютеров в старших классах, ТСО "вытесняет" учителя. В педагогической литературе достаточно много написано на эту тему. Но полностью вытеснить учителя из школы невозможно (время работы на компьютере учащегося ограничено по медицинским показателям 20-30 мин в день для начальной школы и несколькими часами для старшей). Широкое использование компьютеров в старших классах может привести лишь к изменению характера деятельности учителя на этих уроках, но не к его полному вытеснению.
Лабораторное оборудование создается в имеющихся учебных кабинетах и лабораториях физики, химии, биологии и др. Подобная специализация учебных кабинетов необходима, поскольку способствует более углубленному "проникновению" учащихся в тайны предмета, что ведет к повышению качества и количества учебных знаний и умений.
Система условных обозначений различных дисциплин. В обучении используются различные системы условных обозначений. Наиболее показательной в этом смысле является математика. Математические символы, знаки действий и т.д. представляют собой целостную систему условных обозначений. Своеобразным является система обозначений, принятых в химии. Физика, широко используя математический аппарат, в то же время сформировала свою систему знаков. Совершенно особый, не буквенно-цифровой подход заложен в системе обозначений музыкальных звуков. Созданная человечеством нотная грамота позволяет записывать любую звучащую мелодию. Существуют и другие системы условных обозначений. Особенно большое число их разработано в области
237
компьютерного программирования (все существующие на сегодня языки программирования обладают своей системой знаков).
Большинство из этих систем становятся международными и, несмотря на языковый барьер между странами, входят в их культуру, становясь неотъемлемыми компонентами. В качестве примера таких общемировых систем можно привести математический язык, который благодаря интенсивному научному обмену учеными разных стран содержит единые символы и понимается в любой стране мира.
Интересно и то, что некоторые лингвистические языки, начиная доминировать в какой-то профессиональной области, приобретают свойства системы условных обозначений. Такое явление происходит сегодня с английским языком в области программирования - он стал ведущим для всех разработчиков программ и сегодня считается признанным языком программирования. По-видимому, такое явление произошло в связи с тем, что англоговорящие страны первые начали разрабатывать эту профессиональную область и продолжают занимать доминирующую роль в развитии этой области.
Искусственная среда для накопления навыков по предмету. Важнейшим средством выработки учебных навыков на уроке является отдельное упражнение. Именно оно позволяет учащемуся сформировать и затем закрепить новое умение. Однако более длительное и интенсивное воздействие позволяет добиваться значительно лучших результатов. Из литературы известно, что использование метода "погружения в предмет" дает более высокие результаты, чем традиционные методики обучения. Особенно хорошо это видно на примере преподавания иностранных языков. Здесь даже разработаны методики "погружения" в язык. По мнению методистов, практическое овладение иностранным языком быстрее всего происходит в условиях естественной языковой среды, которая является основным средством обучения языку. В связи с невозможностью создать такую среду в школах складывается искусственная языковая среда путем применения вспомогательных средств обучения - учебников, схем, таблиц, грампластинок, слайдов, кинофильмов, магнитных записей иноязычной речи, компьютерных программ и т.п. Указанные средства необходимы для формирования автоматизированных навыков устной речи и мышления с помощью многочисленных тренировочных упражнений.
Учебники и учебные пособия Поскольку учебник (вариативные учебники) в силу необходимости почти всегда сочетается с другими учебными книгами и дидактическими материалами, будем называть эту систему учебным комплектом или просто учебной книгой.
238
Учебник выполняет целый ряд функций: информационную, управленческую (имеется в виду руководство учебной деятельностью), интегрирующую, координирующую, развивающе-воспитывающую и функцию самообразования. Центральной функцией учебника, как отмечают все исследователи учебника, является информационная. Эта функция может быть реализована, если будут реализованы три другие функции: руководство учебной деятельностью, интегрирующая и координирующая. Развивающе-воспитывающая функция учебника, которая пронизывает все его функции, служит в дальнейшей жизни ученика его самообразованию и самовоспитанию.
В учебных предметах разных типах перечисленные выше функции, будучи общими для всех учебников, реализуются по-разному. Информационую функцию, к примеру, в наибольшей степени реализуют учебники по предметам с ведущим компонентом "научные знания". В этих учебниках в целом зафиксировано все предметное содержание, и они характеризуются относительной полнотой. В меньшей степени информационная функция реализуется в учебниках по предметам, где главное внимание сосредоточено на способах деятельности. В ограниченной мере учебник может использоваться в качестве источника информации по учебным предметам с ведущим компонентом "художественное образование и эстетическое воспитание". В этих предметах очень важны сами первоисточники: музыкальные и художественные произведения, живопись. Кроме того, и содержание научной информации в предметах различного типа также меняется. В предметах по основам наук раскрывается сущность явлений, их закономерности, теория. В этих предметах прежде всего объясняются явления, в отличие, скажем, от предметов, ориентированных на формирование практических способов деятельности. В последних значительный объем занимают нормативные правила.
Руководство учебной деятельностью реализуется в учебнике посредством аппарата организации усвоения учебного материала. Этот аппарат состоит из двух частей: вспомогательных знаний, включенных в ткань учебного материала, заданий и внетекстового компонента (иллюстративный материал, ориентиры усвоения предметного материала и пользования самим учебником). В учебниках по предметам с ведущим компонентом "научные знания" управление процессом усвоения учебного материала явно недостаточно. Однако есть и принципиальные ограничения полного алгоритмического предписания для усвоения научно-теоретических знаний. Полный алгоритм усвоения знаний, имеющих мировоззренческую направленность или очень большую сложность, создать нельзя. Скажем, такое понятие, как "масса", или знание первого
239
закона Ньютона, требуют для своего формирования значительной работы мысли ученика. Все задания лишь помогают ему понять содержание, конкретизировать его, показывают связь научных знаний с жизнью, учат применению знаний в жизни. Творческие задания, развивающие мыслительные операции и интеллектуальные структуры учащихся, не самодостаточны для усвоения научно-теоретического содержания. Для организации усвоения учебного материала, например по естественнонаучным дисциплинам необходимы лабораторные работы, практикумы, демонстрация различных явлений и процессов, научных приложений, обращение к наблюдениям за явлениями действительности.
Управленческая функция учебников больше реализуется в группе предметов с ведущим компонентом "способы деятельности". Для этой группы предметов можно дать необходимый комплекс научных знаний, алгоритмов, описывающих эту деятельность, и определенные задания на ее применение. Но для полной организации овладения учебным содержанием учебник недостаточен, ибо нужны практические работы. Меньше всего возможностей для управления познавательной деятельностью учащихся в учебниках по учебным предметам, направленным на нравственно-эстетическое воспитание учащихся.
Управление познавательной деятельностью учащихся в учебниках по различным типам учебных предметов реализуется по-разному. В наименьшей степени эта функция реализуется учебником в предметах эстетического цикла; достаточно ограничена в учебниках по основам наук; в наибольшей степени в учебниках по предметам с ведущим компонентом "способы деятельности".
От полноты реализации этих двух функций - информационной и управленческой - зависит реализация учебником одного аспекта функции самообразования - быть средством самостоятельной работы учащихся: самообучения и самоконтроля. Пропуски занятий учащимися в известном смысле неизбежны, поэтому необходимо научиться самостоятельной работе по овладению учебным материалом. Все учебники должны быть доступны для изучений их без учителя. Но не все действующие учебники в одинаковой степени, к сожалению, выполняют эту функцию.
Дидактические материалы. Учебник является одним из ведущих и организующих элементов системы средств обучения. Однако на практике значительнее удобнее использование не отдельного учебника, а комплекта учебных пособий куда входят учебник и дидактические материалы на печатной основе, специально разработанные для данного учебника и предлагаемой методики преподавания.
Методические разработки (рекомендации) по предмету. Опосредованным, или косвенным, средством обучения выступают
240
методические рекомендации для учителей. Они не являются непосредственным средством, с которым работает ученик и которое помогает ему усвоить учебный материал, однако рекомендации определяют ход всего процесса обучения, характер той методики, которую применяет учитель, преподавая предмет. Рекомендации являются как бы изложенным на бумаге прообразом методики преподавания и предлагаемого процесса обучения по предмету.
Совершенно обоснованно считается, что для учителя лучшим является не отдельный учебник и даже не учебный комплект (учебник и дидактический материал к учебнику), а учебно-методический комплект, который кроме учебника и дидактического материала для учащихся содержит еще и методические рекомендации для учителя с объяснениями, как использовать данный учебник, на что обращать особое внимание, и с поурочными разработками. В методических рекомендациях обычно показывается логика построения каждого урока, его основные моменты. Указывается (с номерами и страницами), какой материал берется из учебника, какой из дидактического материала. Если необходимо, то приводится дополнительный материал для объяснения и раскрытия сути прорабатываемой темы.
Первоисточники выступают одним из важнейших средств обучения. Однако их значимость в предметах различных типов неодинакова. Для предметов гуманитарного цикла первоисточники играют ведущую роль в обучении. К примеру, для литературы, хотя учащийся и имеет учебник по этому предмету, важнейшим компонентом деятельности является изучение литературных произведений. Тоже относится и к музыке, рисованию. При изучении естественнонаучных предметов учащиеся их почти не используют. Учебники по этим предметам содержат в себе все необходимое для усвоения учебного материала и роль первоисточников здесь минимальна.
В процессе обучения возникает необходимость сочетания элементов системы средств обучения друг с другом. Наибольшую эффективность в обучении дает использование точно подобранной системы средств обучения. Именно поэтому необходимо рассматривать не только средства обучения отдельно, но и варианты их сочетания и взаимодействия. Мы рассмотрим сочетание основных средств обучения: речи учителя (изложения) с учебником, речи с наглядными средствами обучения и ТСО, а также учебника с другими элементами системы средств обучения.
Текст изложения учителем материала отличается от текста изложения учебника: речевой формой, наличием определенных
241
вспомогательных фоновых знаний, конкретными дополнительными пояснениями к способам деятельности. Учитель может применить и иной комплекс наглядных средств, нежели в учебнике, в зависимости от подготовленности учащихся, фактора времени, оснащенности школы наглядными пособиями и кабинетами. Однако содержание устного изложения и учебника должно быть, как правило, одинаково по смыслу, глубине и логике доказательства (во избежание перегрузки учащихся). Главным во взаимодействии изложения учителя и учебника является то, что изложение учителя, отличаясь от текста учебника, направлено на понимание последнего.
Учебник не должен зависеть от изложения учебного материала учителем. Он должен обеспечить всем учащимся, пропустившим уроки, необходимый минимум в усвоении содержания образования. Сочетание учебника и средств наглядности выражается в наличии того минимума демонстрационно-наглядного комплекса (в рисуночной и знаковой форме), который необходим учащимся.
Сочетание речи с другим элементом системы средств обучения (наглядными средствами) - одно из распространенных явлений в практике обучения. Особое место оно занимает в начальной школе и в группе естественнонаучных дисциплин. Сочетание речи учителя и средств наглядности наиболее характерно для системы Л.В. Занкова. В монографии, специально посвященной этому вопросу, он описал формы и варианты сочетания изложения учителя и наглядных средств [74]. Автор выделил четыре формы сочетания и показал, как одна и та же дидактическая задача может быть решена разными способами. В зависимости от нее источником учебного познания служили преимущественно либо сами наглядные объекты, либо изложение учителя, либо то и другое.
Взаимодействие учителя и технических средств обучения достаточно подробно рассмотрено в литературе. Наибольший интерес представляет сочетание изложения (как источника информации) и технических средств обучения в разных типах и группах учебных предметов. В учебных предметах с ведущим компонентом "научные знания" содержание излагается словесно, а технические средства обучения по существу выполняют функцию обеспечения наглядности, помогая увидеть процессы в динамике. Они служат для полноценного раскрытия учебного материала, повышения интереса к нему. В предметах с ведущим компонентом "художественное образование и эстетическое воспитание" роль технических средств обучения как источника формирования образа повышается. Без них иногда невозможно предъявить учебное содержание (к примеру, музыкальное произведение). Однако и в этих учебных предметах технические средства никогда не могут
242
заменить учителя, его комментария, например, к музыке и живописи, его обобщений. При всех обстоятельствах технические средства обучения не могут реализовать важных функций речи учителя - коммуникативной и управленческой, ответственных за коррекцию учебного материала в процессе ознакомления с ним учащихся. Поэтому ограниченной оказывается реализация и главных функций изложения - информативной и воспитывающей.
Значительное место в литературе посвящено вопросу взаимодействия учебника с другими элементами системы средств обучения. Чаще всего используются следующие сочетания: учебник и технические средства обучения, учебник и другие дидактические пособия и книги.
Сочетание учебника с техническими средствами обучения состоит в том, что под готовый учебник подбирается комплекс ТСО.
Сочетание учебника с другими учебными книгами определяется на уровне проектирования учебного книжного комплекта. Совокупность учебного книжного комплекта мы разделили на три категории по степени его отношения к программному материалу. В первую категорию вошли книги, необходимые для самостоятельной работы учащихся по усвоению только программного материала. Это сборники задач и упражнений, книги для чтения, тетради с печатной основой, хрестоматии, некоторая совокупность произведений художественной литературы, сборники документов и книги, служащие для систематизации и обобщения изученных курсов. Необходимо иметь в виду взаимодополняемость распределения функций между учебником и другими учебными книгами. Так, в любой учебник по основам наук должны включаться задачи, которые реализуют, по существу, одну функцию, а именно, помогают понять главное и конкретизируют теоретические положения. Задачи, реализующие преимущественно остальные функции (например, функцию индивидуализации обучения или функцию контроля и самоконтроля), могут быть представлены в задачниках или других дидактических материалах. Сколько нужно задач для усвоения программного материала в учебнике и в задачниках - это тот вопрос, на который методике еще предстоит ответить. Именно в связи с его решением должен решаться вопрос о количестве часов, отведенных программой на ту или иную тему.
Представляет интерес и вопрос о том, должны ли учебник и задачник представлять отдельные книги или одну, как это делается по некоторым предметам. Вероятно, это зависит от числа задач, необходимых для усвоения программного материала. Если задач много, то по книговедческим основаниям учебник и задачник лучше разделить, а по педагогическим соображениям авторский коллектив должен быть один и тот же.
243
Сочетание учебника с другими необходимыми книгами также зависит от типа учебного предмета, его ведущей функции. Например, для тех дисциплин, где формирование эстетического отношения к действительности имеет важнейшее значение, художественные произведения являются основным источником содержания. Их не может заменить ни учебник, ни хрестоматия. В предметах с ведущим компонентом "научные знания" в группе естественнонаучных дисциплин все основное содержание есть в учебнике, а книга для чтения, хрестоматии служат для ознакомления учащихся с историко-научными сюжетами, современными разделами науки и научными приложениями. К сожалению, среди учебных книг, кроме учебника, нет стабильной книги, предназначенной специально для повторения всего курса. Учащиеся повторяют материал либо в последовательности, совпадающей с первичным ознакомлением с ним, либо пользуются разными пособиями для поступающих в вузы.
Контрольные вопросы
- Что называют средством обучения?
- Как классифицируются средства обучения?
- Средства обучения какого уровня более важны: уровня урока или уровня всего обучения?
- Какие средства обучения называются идеальными?
- Что относится к материальным средствам обучения?
- Какие средства обучения наиболее часто используются учителем на уроке?
- Что можно назвать "главным" среди средств обучения на уровне урока?
- Есть ли "главное" средство обучения на уровне предмета?
- Может ли такое быть, чтобы средство обучения "не обучало"?
Литература
- Выготский Л.С. Собр. соч. - Т. 6. - М., 1984.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее среда. - М., 1988.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М., 1987.
- Дидактические основы создания и использования технических средств обучения в средней школе / Под ред. Л.П. Прессмана. - М., 1981.
- ЗанковЛ. В. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении. - М., 1958.
- Методические указания по определению уровня педагогической эффективности использования средств обучения и их комплексов. - М., 1984.
- Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1989.
244
- Технические средства обучения и методика их использования / Сост. Д.А. Сметании, К.А. Квасневский, В.В. Ильин и др.; Под общ. ред. К.А. Квасневского. - М., 1984.
- Хозяинов Г.И. Средства обучения. - М., 1987.
- Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. - М., 1983.
245