Академик В.О. Ключевский, считавшийся блестящим и остроумнейшим лектором, в полной мере обладавшим искусством слова, писал: "Самое трудное и самое важное в преподавании - заставить себя слушать"1. Речь есть нечто большее, чем механически воспроизводимый ряд звуков. Речь - это человек в целом. Каждое высказывание представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта, характера, намерений и чувств человека.
Устная речь является важнейшим элементом профессионального мастерства современного педагога и служит не только решению учебных задач. Выразительная речь помогает учителю создать атмосферу коллективного эстетического переживания, ситуацию эстетической коммуникации, когда учебное общение подчиняется законам художественной логики. Школьники переживают и понимают эстетику науки тогда, когда учитель, пренебрегая серым, тяжеловесным, бесстрастным языком учебников, совмещает в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность с образностью, эмоциональностью, с особенностями своей индивидуальности. Только тогда наука выступает в увлекательной форме, свободной от штампов. Речевое воспитание ведется непрестанно, педагогический смысл овладения образными средствами языка, выразительностью речи определяется и тем, что в них выражается оценочное отношение человека к миру, его моделирование и смысловая интерпретация, служащие важными факторами интеллектуально-эмоционального воздействия на школьников.
82
"Я не имел бы права называться воспитателем, если бы на каждом шагу не раскрывал красоту, поэтическую силу, аромат, тончайшие оттенки, музыку слова, если бы школьникам не хотелось выразить в слове самое красивое и самое сокровенное"1.
К сожалению, речь неопытного педагога (а порой и педагога-стажиста) зачастую бывает суха, монотонна, невнятна, перегружена логическими ударениями, так как все в ней учителю кажется важным. В ней отсутствует четкая смысловая группировка слов вокруг логических центров. Произвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а просто неумением правильно распределить дыхание, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать смысл устного рассуждения. Отсутствие конкретной цели приводит к тому, что речевое высказывание распределяется на отдельные куски, каждый из которых становится самостоятельно значимым, нарушая тем самым целостность восприятия всей мысли.
О впечатлении, которое производит на слушателей плохая дикция, очень образно говорил К.С. Станиславский: "Слово с подмененными буквами представляется мне... человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами... Когда слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед"2.
В связи с этим напомним, от каких факторов зависит воздействие речи.
- Умение убеждать, логическое построение речи.
- Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией.
- Экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.
- Использование вспомогательных (эктосемантических) средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дистанции общения, баланса "диагонали-вертикали".
- Дисскусионные умения, или этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности.
- Перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умением использовать наглядность.
По мнению признанных мастеров слова (писателей, общественных деятелей) хорошую речь характеризуют такие признаки.
Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д. И. Писарев писал: "Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни".
83
Точность речи, то есть ее соответствие мыслям говорящего. Так, К. Федин писал: "Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего - требованием смысла".
Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять".
Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Так, Н. Г. Чернышевский писал: "Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей".
Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, "красивостей слога". Так, Л. Н. Толстой писал: "Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания".
Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств. Так, М.Горький писал: "Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их".
Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. Так, М.Горький писал: "Если пишешь многословно, - это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь".
Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В.Г. Белинский писал: "Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус".
Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л.Н. Толстой писал: "Язык должен быть живой".
Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Так, А.П. Чехов писал: "Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их".
Как в любом искусстве и в любой науке, наилучших успехов в овладении речью могут достичь те педагоги, кто щедро наделен природой соответствующими дарованиями. Говорить толково - реально для многих учителей. Говорить красиво, чаруя учеников своей убедительностью, - удел педагогов артистичных, которые словом делают то, что художник изображает кистью. Они "живописуют" с помощью богатства словаря и многообразия художественных приемов. Их речь всегда носит оттенок художественности. Она выразительна и неистерта. Во многих случаях красоту речи можно объяснить индивидуальностью таланта определенной личности.
84
Иногда бывает, что человек говорит не цветисто, а слушать его можно бесконечно.
В российской истории известен архиепископ Новгорода и Великих Лук, писатель и государственный деятель Феофан Прокопович (1681 - 1736). Это была колоритная фигура ученого-богослова, природного оратора. В его речах, духовных и светских, по свидетельству Н.М. Карамзина, рассеяно было множество цветов красноречия, хотя слог их был нечист и, можно сказать, неприятен. Но он всегда говорил искренне, с жарким чувством и вдохновением истинного гения. Слушатели не замечали негладкости языка, и слезы радости на их лицах нередко сопутствовали этим речам.
Неординарные, духовно богатые личности владеют магией словесного общения. Ее источают их образ, манеры, поведение, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз. Какие-то токи, исходящие от таких личностей в то время, когда они произносят речь, проникают в души людей. Они управляют их эмоциями, возбуждая работу удивительного механизма человеческого восприятия.
Такого рода риторическое мастерство князя А.Д. Меншикова подчеркивает М.И. Пыляев: "До самой смерти князь сохранял свойственную ему одному художественность повествования. Он не украшал рассказов ни одним отборным словом, ни одною эффектною фразою; ни возвышение голоса, ни жест не шли к нему на помощь. Устремив свои глаза на слушателя, князь спокойным, почти ленивым голосом обставлял прежде всего сцену, потом излагал события с такою отчетливостью, что в представлениях слушателя обрисовывалась живая картина, которая так сильно врезывалась в память, что уже никогда не могла быть забыта"1.
Речевой артистизм - это яркая проявленность в речи личности педагога, умение творить в речи, вызывая у ребят эмоционально-чувственный отклик. Это ее энергетика, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, тонкое и уместное использование невербального языка. Поясним эти компоненты речевого артистизма.
Энергетика речи раскрывается в единстве манеры поведения и произнесения речи. Слушателям импонирует, когда говорящий не суетится, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности используемых аргументов. Это оказывает максимальное впечатление на слушателей и располагает их к говорящему. На этой психологической основе чаще всего и складывается доверие к педагогу.
Артистичный педагог создает вокруг себя эмоциональное биополе. Попадающие в него невольно включают свои эмоции, и это
85
происходит в той направленности, которая обусловлена влиянием педагога. Чем ярче его личность по уму и культуре, тем сильнее у ребят ощущение, испытываемое от соприкосновения с педагогом. Рационально не всегда можно объяснить, в чем дело, но эмоционально дети сразу фиксируют исходящие от педагога токи добра, незаурядности, духовности.
Интенсивность речи характеризуется посредством изменения темпа подачи информации педагогом. Следует помнить, что медленный темп речи, на первый взгляд, облегчает восприятие, но не дает стимула к непроизвольному вниманию, создает так называемую информационную пустоту. Но и слишком быстрый темп затрудняет постижение смысла сказанного, утомляет учеников и разрушает внимание. Педагогу следует искать "золотую середину", не зацикливаясь на одном темпе, взятом в начале урока.
Ассоциативность речи связана с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. В итоге они не только получают удовольствие от общения с педагогом, но и испытывают взлет собственной мысли. Происходит мощная стимуляция душевных и интеллектуальных резервов детей. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, примеры, привлечение музыки, живописи, видеоклипов.
Вспомним, как ассоциативно древнегреческий драматург Аристофан в комедии "Лягушки" представляет решение спора, чьи стихи лучше - Эсхила или Еврипида. Он взвешивает их на весах.
Выразительность речи - это ее способность придавать массу оттенков мысли, отсутствие словесных штампов, художественная образность, богатство интонаций.
Посмотрите, как можно об одном явлении сказать по-разному. Вместо слов: "Над горами больше не дует ветер" Гёте предпочел написать: "Горные вершины спят во тьме ночной".
Образ как средство общения представляет собой специфическую форму отражения действительности, когда абстрактная идея переводится в сферу чувственного восприятия. Действительность и условность соединяются в образе вместе, в то время как жесткая апелляция к факту или акцент на индивидуальном субъективном состоянии разрушают его. Образ - чувственное воспроизведение мысли, которое может быть выражено в примере, метафоре, сравнении, аналогии, символе.
Множество интересных образов, которые "рождаются" иногда прямо на уроках, "рассыпано" на страницах книг артистичных педагогов.
Е.Н. Ильин мечтает увидеть свой класс пришвинским полем, на котором не надо бояться естественного неравенства ни во всходах, ни в цветении, ни в размерах колосьев. На этом поле "у высоких колосьев нет упрека малым, а у малых нет зависти к высоким".
86
Вспоминая некрасовскую Матрену, которая не идет, а плывет от колодца к дому по утренней росе с двумя ведрами-сережками легко, изящно, не проливая ни одной капли, Ильин говорит, что в школу нужно идти именно так - с полными ведрами - и упаси, боже, расплескаться... Ребята сразу угадывают, сколько "воды в ведре, как и с каким настроением нес, не выплеснулся ли раньше срока? Не гремишь ли пустыми ведрами на изогнутом коромысле?"
Рассказывая об ученике, который в процессе общения с ребятами, учителем, книгой "разговорился", педагог пишет: "Мы искренне радовались тому, что на нашей грядке раскрылся еще один цветок".
Образ цветка находим и у Ш.А. Амонашвили. Педагог пишет, что когда в страшную жару августа в Тбилиси возвращаются с отдыха в город дети, чтобы пойти в школу, "за 2-3 дня горящий под солнцем город уподобляется огромному распускающемуся цветку, многоцветному, красивому".
В качестве примера обычно используются случаи, произошедшие с кем-либо и когда-либо, подтверждающие, поясняющие или доказывающие какое-то положение. В работе с детьми педагог использует как примеры из обыденной жизни, ориентируясь на уровень их представлений, так и примеры из жизни великих людей, так называемый прием персоналий.
Основанием для метафоры является сходство явлений, но употребляемый для сравнения союз "как" в метафоре отсутствует, поэтому, по определению Гегеля, ее можно назвать "сокращенным сравнением". Вспомним горькую метафору Ш. Амонашвили: "Дети - это мешки для программы". В метафорической фразе характеризуемый объект может сравниваться с другим объектом, явлением или даже субъектом, но возможно объяснение и через отдельные признаки. От сравнения метафора отличается тем, что сопоставляемые предметы не отделяются, не противопоставляются друг другу, а образуют единство иного качественного уровня. Метафора объединяет живое с неживым, рождая нечто целое; метафора позволяет на уровне художественного образа представить реальный момент жизни. Странное с рациональной точки зрения сочетание вызывает в воображении человека динамичную картину, разворачивающуюся во времени и пространстве, пробуждая в нем острое духовное переживание. А вот метафора ТУТ. А. Амонашвили, в которой речь идет об уроке: "Ты порхаешь над нами, как сказочная, неизвестная нам бабочка, которую нужно внимательно рассмотреть, побыстрее изучить, зарисовать, запомнить. Через тридцать пять минут ты спрячешься куда-то, чтобы скоро опять вернуться к нам, только уже в другом наряде"1.
87
Повышению убедительности доводов способствует использование в речи сравнения. Э.О. Иоч условно выделяет четыре вида сравнений. Сравнение рациональное, разумно обоснованное, опирающееся на требования рассудка (вселенная так же бесконечна, как и время), эмоциональное, адресуемое чувствам и переживаниям (они поссорились внезапно, будто между ними пробежала черная кошка), наглядное, очевидное, непосредственно наблюдаемое или представляемое (темный, как ночь; стройный, как кипарис), сравнение с разной долей юмора (задумался, как роденовский мыслитель)1. "Творчество сродни металлургическому производству: его остановить нельзя. И уроки литературы должны быть связаны не только тематически, но и смыслово, интонационно. "Температура" одного определяет градус следующего" - это сравнение Е.Н. Ильина.
Аналогия тоже может быть отнесена к своеобразному виду сравнения. Через аналогию выявляется сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями. Основу такого сравнения составляет условие: то, с чем сравнивают, должно быть в большей степени знакомо и понятно, чем то, что сравнивают.
Например, когда несколько лет назад Т. Хейердал собирался отправиться в путешествие на "Тигрисе", его предостерегали, что природный материал, из которого сделана его лодка, может сгнить в пути, ссылаясь на опыт одного человека, проделавшего эксперимент в своей собственной ванне. На что известный путешественник ответил, используя очень яркую аналогию: достоверность этого опыта равносильна тому, как если бы мы бросили гвоздь в воду и, увидев, как он утонул, стали утверждать, что металлический корабль не сможет удержаться на плаву.
Еще одной характеристикой экспрессивных умений педагога в момент реализации информативного воздействия выступает символ. "Символ - конкретно зримое воплощение тех или иных идей и идеалов как высших ценностей и смыслов, которыми обусловливается развитие и функционирование культуры"2. Являясь источником эмоциональных переживаний, он может быть условен в той или иной степени, эта условность связана с уровнем обобщения и пониманием значения символа определенной группой людей или отдельным человеком. Уровень развития абстрактного мышления у ребенка выступает своеобразным ограничивающим фактором применения символа в работе с детьми, но разнообразие символов позволяет педагогу избирать среди них такие, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям
88
учеников1. В качестве символа могут использоваться предметы, рисунки, схемы, песни, элементы одежды, цветы, жесты и т. д.
Повышение эмоциональной окрашенности содержания достигается за счет интонационного разнообразия речи педагога. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее информация, сообщаемая детям. А В.Ф. Шаталов утверждает, что это еще и фактор, активно способствующий запоминанию материала: "Озвучивая ответы ребят, учитель выделяет главное то нарочито расчлененными фразами, то звуковым форсажем, то мелодраматическим шепотом, то выражением озабоченности, то обезоруживающей улыбкой. Воспринятое эмоционально... лучше запоминается"2.
"Хорошие голоса в разговорной речи редки, - писал К.С. Станиславский.- Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными по силе и по диапазону. А с голосом, поставленным на квинту, не выразишь жизни человеческого духа"3.
Бедность звуковысотного диапазона речи учителя приводит к звуковому монотону, а отсюда - к обеднению звуковой палитры, к ослаблению педагогического воздействия речи. Вспомним еще раз слова А.С. Макаренко о том, что он стал считать себя настоящим мастером, когда научился говорить "иди сюда" с двадцатью оттенками. Прибавим к этому логическое ударение, которое может в корне изменить смысл одной и той же фразы, и подчеркнем значение паузы в общем логическом строе информативно-речевого воздействия.
И. Ильинский писал: "Интонации человеческого голоса бывают особенно красочны, разнообразны. Глубоки и проникновенны, когда они произносятся естественным, а не форсирующим голосом, и когда они произносятся так, то они особенно глубоко проникают в душу слушателя, неся нужную мысль". А известный исследователь сценической речи С. Волконский отмечал: "Не прилепляйтесь к слову, не думайте, что в слове смысл; слово имеет бесконечное число смыслов, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого данного случая".
Чем ярче эмоциональная отзывчивость человека, тем богаче его речь мелодичной выразительностью. Речь, лишенная должных мелодичных акцентов, бесчувственна. Интонацию не зря называют зеркалом нашей эмоциональной жизни, культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания.
89
По мнению К.С. Станиславского, речь - та же музыка, то же пение. Он настоятельно предостерегал: голос должен звучать по-скрипичному, а не стучать словом, как горох о доску. Отталкиваясь от этих рассуждений Станиславского, отметим, что люди, обладающие музыкальным слухом, особенно чувством ритма, придают своей речи внутреннюю мелодичность. Такие люди обладают оригинальным музыкальным ключом построения речи, что делает ее порой гипнотически воздействующей на слушателей.
Б.Ф. Поршнев пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека1.
Особо следует сказать о голосовой тональности: исследованиями установлено, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким. Учитывая эту закономерность, преподавателю следует позаботиться о постановке своего голоса, и в этом ему могут помочь специальные упражнения по актерской и педагогической технике. Для работы над интонацией полезно чтение вслух пьес по ролям, рассказывание историй разным слушателям с разной интонацией.
Экспрессивность речи находит свое выражение в эмоционально-напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.
"Что значит "владеть классом"? - спрашивает В.Ф. Шаталов. - Прежде всего это искренняя заинтересованность, увлеченность рассказчика-учителя тем сюжетом, который он развивает. Сколько бы раз он ни повторял свое объяснение (пусть 20 лет!), оно должно звучать для ребят как откровение. И никак иначе! Ученикам подавай страсть, темп и неподдельное вдохновение... Путь к их уму лежит через чувство"2.
Невербальный язык - средство передачи информации с помощью невербальных (несловесных) знаков (позы, жеста, мимики, взглядов). Подробно об этом мы уже говорили, здесь же остановимся на проблеме жестикуляции и позы преподавателя, которые являются важными элементами его пластики.
По мнению некоторых исследователей, жест несет в выступлении около 40 % информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и вы сразу ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей. "Руки - глаза тела", - утверждал Е.Б. Вахтангов. А К.С. Станиславский подчеркивал:
90
"Руки высказывают мысль". По словам Г.Я. Элькиса, они имеют "высший дар образного выражения души человека"1.
Ильин называет руку учителя "главным техническим средством". "Когда она развернута, - пишет он, - это картина, иллюстрирующая слова и иллюстрированная словами, поднятая вверх или на кого-то направленная "указующим перстом" - акцент, требующий внимания, раздумий; сжатая в кулак - некий сигнал к обобщению, концентрация сказанного и т.д."2.
Многие начинающие педагоги задаются вопросами "Что делать с руками?", "Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?" Вопрос целесообразнее сформулировать следующим образом: "Как руки могут мне помочь?" Дадим ряд советов. Не держите руки в карманах. Помните, что ваши жесты должны быть свободные и упругие, а не небрежные или вызывающие. Когда ребенок видит перед собой мечущуюся фигуру, это вызывает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы. С помощью рук можно показать размеры предмета, указать на что-либо, подчеркнуть важность сказанного. Не забывайте, что руками можно попросить ребят сесть, приготовиться внимательно слушать, начинать работать, отдыхать и т. д. Находите для этого свои, только вам присущие яркие пластические выражения, свой индивидуальный язык общения. Иными словами, пользуйтесь руками для создания образов своих идей. У артистичных педагогов жесты, с одной стороны, естественны и просты, а с другой стороны, разнообразны и постоянно меняются. Для эффективного речевого воздействия очень важны умения педагога выражать пластикой тела определенные отношения и состояния, а также транслировать некоторую часть информации и влиять на создание благоприятной для восприятия атмосферы. Прежде всего выделим умение учителя принимать "открытую позу": ноги - на ширине плеч, одна чуть впереди другой; руки опущены или слегка согнуты в локтях; ладони раскрыты и направлены к аудитории; мимика выражает доброжелательность. "Открытая поза" способствует установлению контакта с детьми, так как весь внешний вид педагога говорит о стремлении и готовности к совместной работе.
Приняв "открытую позу", необходимо выбрать и оптимальную дистанцию общения, то есть наиболее благоприятное в психологическом плане расстояние, позволяющее избежать вторжения в личное пространство человека. Оптимальность дистанции определяется и другими характеристиками, такими, как доступность звукового и визуального восприятия.
91
Во время передачи информации большое значение имеет баланс "диагонали" и "вертикали". "Диагональ" - это легкий наклон туловища вперед, к которому обычно прибегают люди в общении друг с другом, когда сообщают что-то важное и значимое для них, а в сугубо конфиденциальном разговоре буквально склоняются к уху собеседника и переходят на шепот. "Диагональ" воспринимается как откровенность, и потому в общении с детьми педагогу никак не обойтись без нее, особенно в момент трансляции наиболее сложной для восприятия и понимания информации. Закончив свое сообщение, педагог предоставляет аудитории возможность "перевести дух", отдохнуть, обдумать услышанное. Для этого он пластически заменяет "диагональ" на "вертикаль" (прямое положение тела или даже незначительный наклон назад). "Вертикаль" демонстрирует временный уход от разговора, небольшую передышку в общении субъектов. Аналогичный эффект производит приближение преподавателя к аудитории (внимание концентрируется на его персоне, и в этот момент он может сообщать наиболее сложный материал урока) и удаление от нее хотя бы на несколько шагов (это позволяет слушателям переключиться на осмысление и усвоение услышанного). Чередование "диагонали" и "вертикали", приближения и удаления повышает эффективность речевого воздействия учителя, перемежая этапы напряженной работы с небольшим отдыхом.
Немаловажной характеристикой пластики является ее мелодичность. Это означает, что движения и жесты должны гармонировать с обликом человека, его речью, соответствовать теме и стилю общения. Пластика, жест и артикуляция должны привлекать, очаровывать, создавать впечатление красоты и изящества, а не раздражать или вызывать насмешку. Отрывистые, резкие движения отпугивают, заставляют детей внутренне сжиматься, прятаться, как прячется улитка во время опасности. Учитель, поминутно встряхивающий головой, почесывающий ухо, поправляющий часы на руке, своими движениями раздражающе действует на слушателей, отвлекая и уводя их в сторону от обсуждаемого вопроса. Иногда дети в таких ситуациях все свое внимание направляют на подсчет того, сколько раз учитель дотронулся до кончика носа, поправил галстук или, в женском варианте, - прическу или бусы. Мелодичная, скоординированная пластика создает впечатление легкости изучаемой темы; завороженные грацией педагога и подражая ему, ученики преодолевают свою неуверенность, как внешнюю, так и внутреннюю, и активно взаимодействуют с ним.
В стремлении к артистичности речи важно уметь пользоваться "риторическим инструментарием", практическое назначение которого - придать коммуникационному общению душепроникающее воздействие и мыслеобразовательное влияние (В.М. Шепель).
92
Данный риторический инструментарий выступает в виде ряда коммуникационных эффектов: эффекта визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, паузы, релаксации, дисперсии, воображения, дискуссии, эллипса. Остановимся на некоторых из них.
Эффект визуального имиджа опосредуется на основе впечатления о внешнем виде педагога. Внешний вид имеет существенное значение для приятия или неприятия его учениками (вспомним примеры А. Маркуши). Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный открытый взгляд - все это оказывает позитивное значение на учеников еще до того, как учитель начал говорить.
Эффект первых фраз призван закрепить или скорректировать первоначальное впечатление ребят от стоящего перед ними педагога. Главным критерием эффекта первых фраз является заключенная в них интересная информация. Она может быть и не абсолютно новой, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами.
Эффект квантового выброса информации является одним из очень действенных риторических приемов, направленных на поддержание внимания аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном распределении по всему речевому полю новых мыслей и аргументов, а также периодической интерпретации сказанного ранее. "Кванты" свежей информации в виде эмпирических данных, оригинального суждения, яркой цитаты, риторического вопроса заставляют ребят активизировать внимание, настраивают на "охотничий азарт" в погоне за мыслью педагога.
Чем сложнее речь педагога, тем больше усилий приходится прилагать ребятам для концентрации внимания. В помощь им предлагается эффект релаксации, цель которого - снять эмоциональную напряженность. Классическим риторическим приемом, с помощью которого можно достичь этой цели, служит юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта, что помогает перезарядить его новой эмоциональной энергией.
Эффект дискуссии. Назначение этого эффекта - поставить проблему, интересную для ребят, "втравить" их в обмен мнениями по ее поводу и умело дирижировать выступлениями. С помощью этого эффекта педагогу в работе с детьми удается создать (инструментовать) два образа: образ сотрудничества и образ собеседования. Речь учителя всегда должна быть обращена к ученику как партнеру по общению, вне зависимости от того, отвечает ли он в словесной или несловесной форме, в свою очередь, столь же энергично влияя на говорящего. Каждое последующее высказывание учителя как ведущего партнера по взаимодействию должно учитывать реакцию ученика или класса в целом и стимулировать своей поддержкой того, кто вносит наибольший вклад в поиск истины.
93
Эффект воображения. Перед педагогом всегда стоит задача стимулировать мыслительную активность своих учеников. Одним из эффектных способов достижения этого является вызов воображения. По мнению В. М. Бехтерева, воображение - один из элементов "психической гимнастики", целью которой является развитие в человеке охоты и потребности в интеллектуальной деятельности. Воображение активно стимулируется при отсутствии должной полноты информации, но при испытании человеком желания восполнить ее недостаточность собственными мыслительными усилиями. Конкретно эти усилия выражаются в виде предположения, догадки, фантазии, мечты.
Эффект эллипса широко используется в эстрадном разговорном жанре. Дословно его смысл можно представить так: "эллипс" - это пропуск структурно необходимого элемента высказывания, который в данном контексте легко восстанавливается. Это нечто от эзоповского языка, но более доступное. Данный риторический прием придает речевому общению игровую форму. Посредством эллипса аудитория охотно включается в сотворчество с выступающим. Образцы его использования часто демонстрировал А. Райкин. Он умело подбирал тексты своих выступлений, во время которых, разговаривая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами домыслили концовку фразы или пропущенные в ней слова. И хором дружно их досказывали1. Такая словесная разборка, устраиваемая как игра со зрителями, увлекает и вызывает у них эмоциональное оживление.
В заключение еще раз напомним: чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира учителя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С.Л. Соловейчик писал: "Сейчас много говорят о техническом мастерстве учителя, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее... нравственный облик, манера общения и поведения учителя"2. Не забывайте об этом и... совершенствуйтесь!
- Из каких элементов складывается воздействие речи на слушателей?
- Назовите признаки хорошей речи.
- Что такое речевой артистизм? Опишите его компоненты.
94
- Какие коммуникационные эффекты составляют "риторический инструментарий"?
- Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1972.
- Белостоцкая И.Г. Культура публичного выступления. - М., 1972.
- Головин Б.И. Основы культуры речи. - М., 1980.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986.
- Леонтьев А А. Лекция как общение. - М., 1974.
- Леонтьев А.А. Искусство лектора // Слово лектора. - 1988. - № 2.
- Николаев В.В. Эстетика языка и речи. - Л., 1979.
- Ножин Е.А. Диалогизация монолога // Слово лектора. - 1988. - № 2.
- Пастухова Л.С. Заговори, чтоб я тебя увидел. - Симферополь, 1990.
- Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. - М., 1998.
- Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. - Ростов н/Д., 1999.
- Савкова З.В. Средства речевой выразительности. - Л., 1982.
- Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. - М., 1999.
95
1
Цит. по кн.:
Нечкина М.В. В.О.Ключевский. - М., 1974.
1
Сухомяинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев, 1979. - Т. 1.
2
Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М., 1955. - Ч. 2.
1
Пыляев М.И. Замечательные чудаки и оригиналы. - М., 1990. - С. 174.
1
Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1987. - С. 65.
1
См.: Совершенствование педагогической работы в вузе / Сост. Э.О. Иоч. - Челябинск, 1979.
2
Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. - М., 1991. - С. 3.
1
См.:
Потанина Л.Т., Щуркова Н.Е. Уроки добра и красоты. - Смоленск, 1995.
2
Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987. - С. 20.
3
Станиславский К.С. Собрание сочинений. - М., 1955. - Т. 3. - С. 63.
1
См.:
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1979.
2
Шаталов В.Ф. Точка опоры. - С. 111.
1
Элькис Г.Я. О пластическом тренаже актера. - Киев, 1986. - С. 17.
2
Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986. - С. 27.
1
См.:
Уварова Е. Аркадий Райкин. - М., 1986.
2
Соловейчик С.Л. Вечная радость. - М., 1986. - С. 10.