1. Театральная педагогика в процессе становления личности учителя.
Требования, предъявляемые педагогу на современном этапе развития образования. Педагогическая сверхзадача. Проблема подготовки учителей к адекватной передаче ребенку богатств культуры. Место и роль театральной педагогики в подготовке учителя. Возможности интеграции достижений общей и театральной педагогики.
2. Общность и различие актерско-режиссерской и педагогической деятельности.
Характеристики, сближающие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельности: содержательный, инструментальный, целевой, структурный, концептуальный признаки, процессуальные характеристики, требования к личности творца. Специфические черты каждой области деятельности, связанные с наличием-отсутствием зрителя, предметом представления, особенностями сферы деятельности и чувственной сферы деятеля, возможностью импровизации в деятельности. Проведение взаимообогащающих параллелей между педагогикой и театральным искусством. Цель и перспективы проведения таких параллелей.
3. Условия и пути развития педагогического артистизма. Необходимость изучения и развития артистизма. Компоненты
и структура актерской одаренности. Педагогический артистизм как личностная и профессиональная категория. Причины трудности диагностики артистизма. Методы исследования артистизма. Критерии педагогического артистизма. Внешние и внутренние факторы - предпосылки успешного развития педагогического артистизма.
4. Роль педагогического артистизма в процессе педагогического общения. Учитель и ученик как сотворцы урока.
"Отражение" и "отношение" как характеристики формирующейся личности и их значение в воспитательном процессе. Воздействие как тонкое прикосновение к личности. Субъект-субъектное взаимодействие, его характеристики и условия организации. Роль артистизма в выстраивании субъект-субъектных отношений между учителем и учеником. Задачи и цель использования элементов театрального мастерства в педагогической деятельности. Роль артистизма педагога в творческом становлении учеников.
Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества. Умение найти наиболее целесообразные пути воздействия на ученика. Способность ярко и точно передавать свои на-
216
строения, мысли и чувства. Эмоциональная память (оживление пережитого ранее). Способы коммуникативного воздействия. Суггестия как коммуникативное воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие вербальной информации. "Лучевосприя-тие" и "лучеиспускание" - виды духовного общения. Приспособление как средство воздействия: действия (что я делаю?); цель (для чего?); приспособление (как?). Педагогическая режиссура.
5. Артистизм в структуре личности педагога.
Понятия "мастерство", "педагогическая техника", "актерствование". Сущность феномена "артистизм". Артистизм в педагогике, его значение для совершенствования обучения и воспитания. Сущность педагогического артистизма, его структура. Спектр ролей артистизма в структуре личности педагога. Общая характеристика компонентов педагогического артистизма: культура педагога, эмоциональность, разнообразие способов реализации средств общения (вербальных и невербальных), способность импровизировать и др. Организация внешнего вида учителя, понятие о настойчивом поведении. Основные "рычаги наступления", или "рычаги инициативности": мобилизованность, повышение и усиление голоса в начале каждой последующей фразы, манипулирование контрастами, укрепление речи, смена словесных воздействий.
6. Психологическая и физическая раскрепощенность педагога. Проблема психологических состояний педагога и управления
ими в процессе деятельности и общения. Понятие "психическая саморегуляция". Значение саморегуляции и психического настроя в профессиональной деятельности педагога. Рефлексия как процесс осознания психического состояния и присвоение познанного; осознание действительного восприятия и оценивания себя другими. Психологический барьер и мышечные зажимы как препятствие адекватному поведению субъекта и выполнению им социальных функций. Пути преодоления психологического барьера общения и мышечных зажимов. Механизм психической регуляции, значение релаксации и пути ее достижения. Метод физических действий. Аутогенная тренировка. Организующие формулы самовнушения: многократное повторение слов или формулировок; внушение в утвердительной форме; понятность слов и др. Место саморегуляции в процессе работы педагога с детьми.
7. Речевое искусство педагога.
Особенности культуры речи учителя. Значение выразительности речи педагога для его деятельности. Недостатки речи. Факторы, влияющие на эффективность речевого воздействия: соблюдение логической последовательности, личностные характеристики (идейная позиция, мировоззрение) педагога, образность, речевая импровизация, эмоциональная окраска содержания, подкрепленная соответствующей пластикой, проявленность дискурсионных и перцептивных умений педагога.
217
Признаки, характеризующие хорошую речь: правильность, точность, ясность, богатство, живость, благозвучие и др. Понятие речевого артистизма. Его компоненты: энергетика, интенсивность, выразительность и др. Коммуникационные эффекты "риторического инструментария": эффект визуального имиджа, первых фраз, воображения, эллипса и др. Приемы привлечения и удержания внимания слушателей: прием нейтральной фразы, завлечения, навязывания ритма и др.
1. Мобилизация творческого самочувствия педагога.
Роль подсознания в творческом самочувствии (через сознательную психотехнику к познавательному творчеству). Единство психического и физического в действии как волевом акте человеческого поведения, направленного к определенной педагогической цели. Действие как движущая сила переживаний. Сверхзадача - основная идея, всеобъемлющая цель. Сквозное действие - действенное стремление к сверхзадаче. Упражнения на постановку и решение сверхзадачи действий учителя и определение сквозного действия. Упражнение на развитие умений преодоления психологических барьеров общения и мышечных зажимов при действии в публичной обстановке. Методика проведения аутогенной тренировки. Упражнения на развитие умений преодоления внушаемых характеристик.
2. Творческие восприятия педагога. Внимание и наблюдательность. Непрерывная линия внимания. Малый, средний и большой
круги внимания. Упражнения на развитие произвольного внимания и наблюдательности, умение сосредоточиться, распределение внимания.
3. Образно-эмоциональная сфера педагога. Воображение, фантазия, ассоциативная память.
"Если бы" - как источник вдохновения. Тренинг воображения. Упражнения на развитие репродуктивного и творческого воображения учителя, фантазии и ассоциативной памяти.
4. Педагогическая интуиция.
Педагогическая интуиция как непосредственность, внезапность, быстрота нахождения решения педагогической ситуации при неосознанности мыслительного процесса. Интеллектуальная и чувственная интуиция. Опора при интуитивном основании решений на образно-эмоциональное отражение мира, ассоциации. Упражнения, развивающие интуитивные компоненты мышления учителя.
5. Развитие общих речевых умений педагога, диапазона голоса и интонаций.
Упражнение для развития фонационного дыхания, необходимых педагогу голосовых качеств, формирование дикционных навыков.
218
6. Темпоритм речи. Ее эмоциональность, образность, метафоричность.
Темпоритм речи как степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока, внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляется речь. Упражнения на темпоритм речи, навыки создания логической и художественной перспективы звучащей речи. Микропреподавание: начало урока; обращение к учащимся с разной системой приспособлений в ситуации типа "здравствуйте!"
7. Коммуникабельность педагога. Умение управлять общением. Упражнения на развитие умений и навыков общения, эмпатии, установления и поддержания контакта. Пристройки. Артистичность в общении.
8. Педагогически целесообразное переживание. Перевоплощение. Упражнения на педагогически целесообразное переживание,
интуитивные перевоплощения, развитие умений невербальной передачи информации и эмоций. Конкурс "Хочу в артисты!" Мимические и пантомимические упражнения.
9. Артистичное поведение педагога. Обаяние.
Упражнения на программирование действий, развитие умений оценить свои действия, действовать последовательно и органично. Инсценировка педагогических действий в различных ситуациях. Педагогическая режиссура. Обаяние педагога.
10. Импровизация.
Речевая импровизация. Составление группового рассказа. Упражнения на мгновенное реагирование.
219