Приложение 2. Советы по организации школьного театра

А) Как поставить спектакль

Подготовка спектакля может стать увлекательным занятием для участников школьного театрального кружка. Для постановки лучше всего выбрать небольшую (одноактную) пьесу или сцены из известных драматических произведений, например, из числа тех, которые изучаются в школе ("Недоросль" Фонвизина, "Ревизор" Гоголя, "Горе от ума" Грибоедова и др.).

В роли режиссера может выступить руководитель театрального кружка или преподаватель литературы, а в качестве помощника - один из наиболее активных членов кружка.

Приступая к постановке, нужно прежде всего провести коллективную читку текста выбранной пьесы в присутствии всех участников

207

спектакля. Затем между ними распределяются роли, при этом учитываются пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.).

После этого проводится читка по ролям. Режиссер с артистами определяют идею пьесы, оговаривают предлагаемые обстоятельства, особенности поведения каждого персонажа на сцене. В это же время можно обсудить, какие декорации, сценические эффекты, музыкальное сопровождение понадобятся для спектакля и кто будет заниматься их подготовкой. Здесь нужны ребята, которые умеют хорошо рисовать, мастерить, шить, обладают фантазией и изобретательностью. Им предстоит подготовить сначала эскизы несложных декораций и костюмов, а после обсуждения выполнить их для спектакля.

После того как артисты выучат свои роли, начинаются репетиции, на которых каждый учится играть в ансамбле других участников спектакля.

Перед показом спектакля проводится генеральная репетиция в костюмах, с декорациями.

Б) Как пользоваться гримом

Само слово "грим" происходит от староитальянского слова, которое в переводе означает "морщинистый". Смысл художественного грима вовсе не в том, чтобы прибавить морщин и изменить цвет лица. Характер грима напрямую зависит от работы актера над образом, от стиля пьесы, от замысла режиссера. Очевидно, например, что грим в драме должен быть совсем не таким, каким может оказаться в веселой комедии. Кроме того, грим должен быть связан с мимикой артиста. Наконец, актеру необходимо знать законы старения лица, изменения его выражения в минуты, когда человек испытывает сильные чувства: удивление, радость, страх, гнев, растерянность... Видите, какое сложное это искусство - владение гримом! Многие актеры стремились научиться рисовать - это умение помогает в работе.

Чтобы загримироваться, нужно подготовить необходимые принадлежности: грим (набор специальных красок); растушевки и тонкие кисточки, которыми краски наносятся на лицо; пуховку (или просто вату); жирный крем для лица, пудру и лигнин (или мягкие бумажные салфетки) для снятия грима.

Перед тем как наложить грим лицо слегка смазывают кремом (или вазелином). Снимается грим с помощью того же крема. Если в грим входят наклейки (усы, борода) или парик, понадобится еще специальный лак для приклеивания.

Надевать парик и делать наклейки следует в первую очередь; на смазанной кремом и гримом коже лак держаться не будет, и наклейки отвалятся в самый неподходящий момент. Для деформации лица (например, для изображения горбинки на переносице)

208

применяется гумоз - вязкая масса, из которой лепят нужную "деталь". Сверху гумоз покрывается гримом.

Узкой ленточкой газа или капрона, приклеенной лаком, можно подтянуть нос (сделать его курносым) или нанести на щеку шрам и т. д. Гримироваться удобнее всего перед тремя зеркалами, составленными в трельяж: тогда актер видит свое лицо со всех сторон.

Первоначально грим нужно делать под руководством опытного гримера. А вот в условном гриме - сказочном, фантастическом, скоморошьем, фарсовом - можно дать волю своей фантазии и, соблюдая, конечно, меру и вкус, поискать свои оригинальные приемы гримирования.

В) Как пользоваться париком и наклейками

Парик - это накладные волосы, нашитые на мягкую основу. В театре парик, а также наклейки - усы, борода, бакенбарды - одни из самых выразительных частей грима. Изготовление париков и наклеек - сложная, кропотливая работа. На деревянную болванку, имеющую размеры и форму головы, натягивают монтюр - основу парика из крупного прочного тюля. Для бороды и бакенбардов основа делается из тонкого густого тюля, для усов - из газа или шифона. К монтюру специальными крючками прикрепляются волосы, которые сначала специально обрабатывают, расчесывают, при необходимости перекрашивают в нужный цвет. Вместо волос для изготовления парика могут употребляться и другие материалы: нитки, бечевка, пакля, вата и другие материалы.

Парик обычно надевается до гримирования лица. На висках он подклеивается специальным лаком. Если парик без "лба", то подклеивается и лобная каемка. Парик со "лбом" маскируется по линии лба общим тоном, чтобы скрыть от зрителей рубец парика. Женский парик укрепляется на голове шпильками.

Если грим делается впервые, то наклейки рекомендуется клеить с самого начала: они сразу придают лицу определенный характер, и исполнитель может проверить, верно ли найден грим, попробовать его варианты.

При повторных выполнениях грима следует сначала накладывать краски, не забывая при этом оставить чистые места для наклеек, так как лак не ложится на жирные гримировальные краски. Чтобы наклейки держались надежнее, иногда на место будущих "усов" или "бороды" наклеивается тоненький слой ваты. Опытные актеры знают один секрет надежной наклейки усов: в момент их приклеивания нужно растянуть губы "в улыбку" и подождать, пока лак не засохнет, - искусственные усы приобретают как бы запас эластичности, иначе они могут легко отклеиться.

209

Г) Как создать сценические эффекты

Для создания шумовых эффектов достаточно иметь магнитофон, и можно обойтись без пластинок с готовыми записями. Через микрофон легко записать практически любой необходимый шум или звук - натуральный или имитированный. Слабый звук, произведенный на очень близком расстоянии от микрофона, многократно усиливается в записи и часто приобретает совсем иную окраску. Звяканье двух серебряных ложечек, подвешенных свободно на нитках у самого микрофона, в записи даст могучий колокольный звон. Мерное шуршание скомканным куском целлофана превратится неожиданно в топот шагающей роты солдат. Такие эксперименты у микрофона - увлекательное занятие, требующее фантазии и изобретательности. Не нужно забывать о таких замечательных инструментах, как наши язык и губы: с их помощью можно добиться через микрофон очень эффектного звучания многих шумов (ветер, вьюга, свист снаряда, рев мотора, взрыв). Некоторые эстрадные артисты строят на таком микрофонном эффекте целые номера, и, если закрыть глаза, подчас легко вообразить, что на сцене прокручивается фонограмма детективного фильма.

Можно попытаться самим добиться и некоторых световых эффектов. Звездная ночь изображается на сцене, если за плотным черным задником, в котором вразброс проделаны небольшие отверстия, поместить источник света. Для луны делается небольшой светонепроницаемый ящик, в крышке которого вырезается фигурное отверстие (молодой месяц, полная или ущербная луна). Прорезь затягивается соответственно подкрашенной материей, а в ящик помещается источник света. Молнию легко показать обыкновенной фотовспышкой. Нужно только поместить ее подальше и повыше от авансцены, чтобы зритель видел только отраженный свет вспышки. Эффектный снег получается от вращающегося шара, обклеенного кусочками стекла, если на него направить луч света и вращать по горизонтальной оси. Для проекции можно использовать диапроектор. Нужно, однако, помнить, что световые эффекты, как правило, требуют на сцене особого, неяркого света или даже полной темноты.

Д) Как устроить простейшую сцену в школе

Простейшую сцену очень легко и быстро можно устроить в любом более или менее просторном помещении. Достаточно расставить стулья в определенном порядке: рядами от стены до стены, оставив перед ними свободное пространство для актеров, или по трем стенам, оставив свободными четвертую стену и часть пространства перед ней, или вокруг, освободив центральную площадку, - и зрительный зал со сценой готов.

210

Если же в школьном зале есть сцена, которая отделяется от зрительской части лишь своим возвышением над уровнем пола, то можно оборудовать ее простейшими приспособлениями. В случае, когда на сцене отсутствуют порталы, их нетрудно соорудить, натянув плотный материал на деревянную раму. Желательно, чтобы в высоту портал достигал потолка (при его небольшой высоте). Портал должен быть не ниже 2 м и 70-100 см в поперечнике (в зависимости от ширины сцены). Крепятся такие порталы на откосах к полу и стенке.

Можно оборудовать сцену и кулисами. Их нужно подвесить на нескольких планах, не ниже 2 м от пола сцены. Для каждой пары кулис (правой и левой) понадобится один трос, протянутый от стены к стене параллельно зеркалу сцены. Кулисы лучше подвешивать к тросу не на петлях, а на металлических кольцах (можно использовать гардинные). Трос можно заменить нетолстым гибким проводом при условии, если он хорошо натягивается и кольца кулис легко скользят по нему.

На низкой сцене вполне можно обойтись без падуг, а вот кулисы лучше изготовить пошире и вешать их в сборку. При необходимости следует растянуть одну из них или обе, вплоть до соединения их в центре на любом плане. Это даст возможность разнообразить выгородку сцены, перекрывать ее на разных планах. Крайние кольца кулис крепятся к стенам, чтобы кулиса не отходила от стены.

Широкие кулисы, подвешенные сразу за порталами, могут служить занавесом. Чтобы удобнее было открывать и закрывать такой "ручной" занавес, нужно привязать к крайним его колечкам, которые сходятся в середине троса, тонкие тросточки: за них удобно и тянуть занавес, открывая, и толкать его, закрывая, оставаясь при этом скрытым от зрителя. Если подвесить занавес не на одном, а на двух отдельных тросах (каждой половинке занавеса - свой трос), тогда края половинок смогут заходить один за другой и занавес будет запахиваться плотно, без щели.

Простейшая механизация занавеса - так называемый "подбор". К каждой половинке занавеса пришивается несколько колец, начиная пониже середины внутреннего края и по направлению к верхнему наружному углу (у стены), где и пришивается последнее кольцо. К нижнему кольцу привязывают тонкий гладкий шнур и свободно пропускают его через кольцо. Если потянуть за конец шнура, который выпущен из крайнего верхнего кольца, занавес "подбирается" в сторону и вверх, образуя подбор. Чтобы получить подбор нужной формы и высоты, следует подобрать занавес вручную и лишь тогда отметить найденные точки для крайних колец - нижнего и верхнего. Остальные кольца располагаются между крайними по прямой. Более сложный раздвижной занавес устроен по принципу, который используется в раздвижных оконных шторах.

211

Для более подробного знакомства со школьным театром или детской театральной студией советуем вам обратиться к книгам: Мочалов Ю. А. "Первые уроки театра" (М., 1986) и "Хочу на сцену!" (Автор-составитель Л. Б. Белянская. - Донецк, 1997).

212



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved