В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.
Достижение этой цели невозможно без педагогов, обладающих творческой индивидуальностью. Ведь для того чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ученик принял педагога как яркую неповторимую личность.
На страницах педагогических изданий термин творческая индивидуальность педагога появляется все чаще, вытесняя более распространенное ранее словосочетание творческая личность. Вероятно, это обусловлено пониманием того, что решающим фактором обновления школы является не просто личность педагога, его готовность действовать творчески, но яркая, самобытная личность, уникальная и неповторимая; что педагогическое творчество не может существовать без личностного, индивидуального воплощения.
Рассмотрим по отдельности понятия "индивидуальность", "творчество", "творческая индивидуальность", "творческая индивидуальность педагога", "индивидуальный стиль деятельности".
Слово "индивидуальность" происходит от латинского "individuum" (отдельный, особый) и является переводом с древнегреческого термина "atomos" (неделимый). В широком смысле индивидуальность - это "неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется
10
типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их"1.
В психологии с термином "индивидуальность" традиционно связывают изучение индивидуальных особенностей личности (прежде всего темперамента, характера, способностей). Индивидуальность - это "человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей", она "проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида"2.
Подход к человеку как к уникальности, отдельному микрокосму обусловил более широкое употребление термина "индивидуальность" при характеристике внутреннего духовного содержания, особого свойства личности, сущностного качества человека.
Для Б.Г. Ананьева индивидуальность - высший уровень развития личности: "Если личность - "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это глубина личности и субъекта деятельности" [2, с. 172 - первая цифра означает номер источника в списке литературы, представленном в конце каждого раздела главы].
С.А. Гильманов выделил ряд моментов, которые обусловили распространение термина "индивидуальность" в последние годы, когда усилился интерес общества к конкретным проявлениям личностных черт в различных видах деятельности:
- - индивидуальность - высшая стадия развития личности, основной характеристикой которой является целостность, обусловливающая способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы, установки, ценности;
- - психологическое понимание индивидуальности опирается на представление о структуре личности, охватывая в единстве психофизиологические и психологические характеристики, но наибольший вес все чаще придается социально значимым чертам, тем чертам, которые проявляются в деятельности и общении;
- - проявления индивидуальности (отдельные поступки, высказывания, стиль деятельности в целом и др.) всегда обусловлены внутренними, личностными смыслами и значениями, а не заданными извне обстоятельствами [4, с. 7].
В бытовом толковании под индивидуальностью понимают и людей масштабных, способных влиять на других, и людей просто своеобразных, противопоставляя этой непохожести на других развитость личности в целом.
11
Многообразие точек зрения на понимание термина "индивидуальность" присуще и толкованию термина творчество.
Творчество понимается как деятельность, направленная на создание существенно нового; как процесс, включенный в постановку и решение проблем, нестандартных задач; как форма познания действительности и т. д.
Педагогическую профессию к разряду творческих еще недавно безоговорочно отнесли бы немногие, в ряду творческих скорее назвали бы профессии музыканта, актера, художника. Причин тому много: массовость и широкое распространение педагогической деятельности, низкий социальный престиж, иллюзия того, что необходимо довести ученика "всего лишь" до стандартного уровня образования по предмету с помощью нормативных предписаний, разработанных дидактикой и методикой; отчужденность школы от общества, учителя от ученика, а их обоих - от собственных задач и устремлений; рассмотрение педагогической деятельности в течение долгого времени как нечто внешнего по отношению к осуществляющему ее субъекту; трудность системного исследования педагогики как искусства на уровне научного знания и др.
В последние годы, когда заявили о себе учителя-новаторы, возникло большое количество инновационных школ и экспериментальных площадок, у преподавателей появилось право на создание авторских программ и учебников, активизировались разработки проблем непрерывного образования, наметилась тенденция к освобождению от стереотипов в оценке педагогической деятельности. И все же вопрос о том, является ли педагогический труд творческим или нет, вряд ли можно считать решенным окончательно. Полемика о соотношении науки и искусства в педагогической практике, ведущаяся со времен К. Д. Ушинского, продолжается. Один из современных подходов к пониманию сути педагогики заключается в рассмотрении ее даже не как двуединства (науки и искусства), но как триединства (науки, искусства и любви). Педагогика как наука развивает мысль и чувство, утверждает ценностные основания бытия человека. Педагогика как искусство одухотворяет педагогический процесс, наполняет его содержание и методы особым светом человеколюбия и добросердечия, ведет к открытиям и позволяет через творчество и мастерство найти принципиально иное качество педагогического профессионализма. Педагогика как любовь согревает педагогическое общение, наполняет его истинным уважением к личности, позволяет через живые добрые чувства вести ребят к высшей духовности, к осознанию уникальности и гармонии великого достоинства человека [1, с. 54].
Специфика педагогического творчества заключается в том, что его должно рассматривать как сотворчество учителя и ученика, несмотря на то, что они субъекты разных видов деятельности. В.И. Загвязинский так пишет об этом: "Учитель занят педагогическим
12
творчеством (хотя его педагогические идеи и замыслы часто реализуются в иных областях деятельности - литературной, технической, научной), ученик - предметным (изобразительным, литературно-художественным, техническим и т. д.). Важно, что совпадение характера (при неполном совпадении предмета) деятельности и рождает сотрудничество, сотворчество, духовную близость, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между учителем и учеником"1. Перед учителем постоянно стоят сложные - творческие по сути своей - задачи: преобразовать содержание образования в содержание обучения; выбрать и воплотить заданные нормативы в "живые человеческие эмоции" (а в этом и заключается, по В.А. Сухомлинскому, творческий труд педагога); действовать в реальных, творимых им и учениками (каждый раз заново), ситуациях. Педагогическое творчество приводит не только к освоению учеником "ставшей" культуры и развитию его индивидуальности на этой основе, но позволяет ученику сотворить образ мира и свой собственный образ в этом мире.
Что же касается творчества как свойства личности, то исследователи называют как отдельные свойства (смелость, оригинальность, критичность мышления, независимость и др.), так и пытаются построить целостную модель творческой личности. Так, В.И. Андреев говорит как о творческом о таком типе личности, "для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности" [3, с. 58]. В этом определении отражены наиболее распространенные установки при характеристике творческой личности:
- набор взаимосвязанных качеств личности (творческая направленность, мотивация, способности, мышление, волевые качества), где центральными являются мотивы и способности, которые обусловливают внутреннюю активность и результативность;
- обязательность объективно и субъективно значимого результата как основного смысла существования и деятельности творческой личности;
- новизна и оригинальность этого результата;
- безусловно положительное этическое отношение к творческой личности;
- подчеркивание постоянства, устойчивости творческих качеств в структуре личности.
Рассматривая в совокупности признаки индивидуальности и творчества, как видим, можно обнаружить много общего. В широком
13
понимании творческой индивидуальностью можно считать человека, который обладает сформировавшимся цельным ядром личности, богатым внутренним миром, обусловливающими черты характера и выражающимися в автономности, активности, своеобразии и оригинальности всех проявлений личности, в творческой направленности, в ее готовности до конца отстаивать свои убеждения и ценности.
Чем в большей степени человек самостоятелен в постановке целей деятельности, поиске средств для ее осуществления и оценке результата, тем в большей мере его можно охарактеризовать как творческую индивидуальность. Творческий человек сам определяет ценность своего произведения, она не зависит ни от похвалы, ни от критики других.
Творческая индивидуальность педагога - это особое качество, уровень развития личности в целом, поэтому дать ее однозначное определение невозможно: ее сущность в самобытности и цельности всей личности (внутренняя сторона), в оригинальности, ярком своеобразии и масштабности всех проявлений личности и деятельности учителя (внешняя сторона), выражающихся в автономности постановки жизненных и педагогических целей и задач, самостоятельности действий, в непрекращающемся поиске смысла жизни и деятельности и в готовности до конца отстаивать найденные, выстраданные идеалы и жизненные ценности. Творческая индивидуальность педагога проявляется в таких содержательных сторонах его личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфера (содержание, уровни и операции мышления).
Направленность учителя - ярко выраженной творческой индивидуальности - характеризуется наличием ценностей, убеждений и идей, составляющих внутренний стержень личности и деятельности педагога; гуманистической доминантой личностных целей; представлением о цели своей деятельности как высокой миссии развития человека; особым душевным настроем; наполнением глубоколичностным смыслом всего, что осуществляется в сфере профессиональной деятельности; значительной степенью отождествления себя с профессией; верой в себя, оптимизмом, стремлением к самоактуализации; высоким уровнем творческой мотивации, широтой интересов.
К личностным качествам, которые характеризуют творческую индивидуальность, можно отнести глубокую эмоциональную погруженность в ход событий; наличие педагогических способностей, артистичность, экспрессивные способности, обаяние, эмпатию, волю и целеустремленность в реализации своих идей и достижении желаемых результатов; открытость, искренность.
14
Значимым фактором является когнитивная сфера психики учителя: склонность к тому или иному типу принимаемых решений по характеру их обоснования - важная сторона творческой индивидуальности учителя, характеризующая его интеллектуальные особенности. Для характеристики творческих решений важно то, как и чем обосновывает их педагог. Здесь говорят о двух видах обоснования: логическом (или аналитическом) и образно-интуитивном.
Успешность той или иной деятельности, ее результативность зависит от того, насколько полноценно сформирован индивидуальный стиль деятельности ее субъекта, то есть насколько эффективно и целесообразно используются стойкие особенности личности человека, обусловленные типом его высшей нервной деятельности.
Индивидуальным стилем деятельности педагога называют систему предпочитаемых учителем приемов, склад его мысли, манеру общения, способы предъявления требований и разрешения конфликтов.
Творческий стиль индивидуальной деятельности педагога несет в себе как общее (педагогическую направленность, педагогические способности, знание и умение использовать психолого-педагогические закономерности, психологическую отзывчивость, наблюдательность, педагогический такт), так и специфическое, во многом неповторимое.
Артистизм - это особый образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, друго-доминантность; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся "здесь и сейчас". Артистизм - это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация), хотя и они очень значимы для создания атмосферы урока. Артистизм - это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми ученикам на уроке, причем жить искренне. Это - богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.
Тип индивидуальности педагога зависит от особенностей нервной системы, темперамента, от соотношения в его деятельности логического и интуитивного, от степени развития и характера сочетания способностей (гностических, конструктивных, прикладных и др.); от направленности (центрации) на воспитанника, условия и характер процесса, собственную личность, оценку труда администрацией и т. д.; от темперамента и эмоциональной возбудимости, от соотношения планируемого заранее и импровизационного и от других факторов (В.И. Загвязинский).
15
Индивидуальный стиль деятельности учителей различных типов высшей нервной системы рассматривается в исследовании Н.И. Петровой "Индивидуальный стиль деятельности учителя" (Казань, 1982). Автор установила, что особенности стиля педагогической деятельности заключаются не столько в ее содержательной, сколько в формально-динамической стороне, то есть темпе, разнообразии действий учителя, его общей эмоциональности и т.д. Это же подтверждает Е.П. Ильин, отмечая, что типологически обусловленные свойства высшей нервной системы проявляются, в частности, в полуосознанной склонности к деятельности определенного характера (монотонной, скоростной и т.д.)1.
Так, учителя подвижного типа высшей нервной деятельности, характерными особенностями которых являются "легкость перехода от одного действия к другому... умение адекватно реагировать на изменяющиеся раздражители"2, способны эмоционально, артистично воплощать задуманное, принимать экспромтные решения, быстро перестраивать логическую структуру урока. Учителям же инертного типа в силу их природных особенностей свойственно стремление к неуклонному выполнению задуманного, организации привычного для них стереотипа урока. Однако говорить о прямой и постоянной зависимости стиля деятельности учителя от его природных особенностей было бы неверно. Учителя с большим стажем практической деятельности могут успешно контролировать и регулировать проявления своего темперамента. Основой импровизационной деятельности на уроке учителей как подвижного, так и инертного типов является предварительная подготовка, составление педагогического проекта предстоящей деятельности, который должен отражать индивидуально-типологические особенности педагога, специфику его стиля деятельности.
Итак, творческую индивидуальность педагога и артистизм как ее компонент можно рассматривать как со стороны "внутреннего" содержания, так и с "внешней" стороны. В первом случае это степень развития личности, отношение к педагогической деятельности как к призванию, потребность и способность в самореализации; образно-эмоциональный характер решений, изящество мысли, "свежесть" чувств, уверенность в себе, чувство меры и другие особенности. Во втором - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение "транслировать" свою неповторимую личность, делать ее "просвечивающей" в каждом из компонентов образовательного процесса: в отборе его содержания, способах и приемах его презентации, в стиле общения с учащимися, в темпоритме урока, в каждой эмоциональной реакции на поведение
16
учеников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. Деятельность является как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное (Х. Литтон, П.В. Джексон, О.Э. Ланкастер).
Не о каждом педагоге можно сказать, что он - ярко выраженная индивидуальность и тем более индивидуальность творческая. Эта характеристика заключается в неповторимости, своеобразии, необычности, уникальности, проявляющихся в поведении, деятельности и ее результатах. Творческая индивидуальность педагога проявляется главным образом в системе отношений "учитель-ученик", в неуловимых интимных аспектах их взаимодействия, во влиянии на духовно-культурную атмосферу образовательного учреждения. Творческая индивидуальность педагога позволяет создавать гибкие, вариативные технологии, "густо замешанные на личностных качествах" (С.А. Гильманов).
В практике педагогической деятельности назрело следующее противоречие: с одной стороны, функции учителя заданы обществом, предъявляющим свои требования, перерастающие порой в давление установок, "подгонку" деятельности учителя "под норму", единообразие и шаблонность учителей. С другой стороны, общественное сознание обязывает сегодня молодого учителя ускорить процесс формирования индивидуального почерка работы. Объективная необходимость педагогического творчества обусловлена и "сложностью и многообразностью поставленных задач, и необычным многообразием конкретных педагогических ситуаций"1, и тем, что учителя, достигшие уровня творческой индивидуальности, способны вносить наибольшие "вклады" в личность своих учеников, оказывать влияние на их ценности, развивать их творческие способности.
В качестве факторов, тормозящих развитие творческой индивидуальности педагога, можно назвать отсутствие отношения к деятельности как к призванию; слабое осознание учителем своих индивидуальных особенностей; стремление к стандартному поведению как к единственно верному; силу привычки; неверие в свои силы; отсутствие умений, навыков и средств творческого самовыражения и др.
При определении творческой индивидуальности педагога можно говорить лишь о самых общих подходах, описывая качества, которые, будучи общими для творческих людей, проявляются каждый раз по-своему: собственно индивидуальность и заключается в этом своеобразии, уникальности при проявлении того или иного качества, и эта неповторимость, глубина личности и есть самое ценное.
17
Начальным этапом в формировании творческой индивидуальности учителя должно быть самовоспитание, стимулирование осознания педагогом своей уникальности и значимости, принятие им гуманистических установок (в первую очередь принятие себя и других), развитие воображения, потребности и способности к творчеству. Это позволит преодолеть сложившиеся стереотипы привычных действий, сформирует свободу восприятия. Складывается фундаментальная потребность быть активным субъектом собственной жизни, чувствовать себя творцом, непохожим на других и значимым для них. Так зарождается творческая индивидуальность учителя, развиваются его содержательные духовно-эмоциональные контакты с детьми.
Целью учителя-практика должно быть стремление почувствовать и выявить свою творческую индивидуальность, неповторимые особенности своей личности, своеобразие своего педагогического почерка. Именно выявление и развитие своей педагогической творческой индивидуальности, непохожесть на образцы, индивидуально-своеобразные способы педагогической деятельности, способствующие ее конечному успеху, обеспечат эффективность деятельности учителя, позволят решать учебно-воспитательные задачи с большей результативностью и получать удовлетворение от своего труда.
- Объясните понятие индивидуальности и назовите факторы, которые обусловили распространение в последние годы термина "индивидуальность".
- Откуда возникает трудность в безоговорочном отнесении педагогической профессии к разряду творческих?
- Укажите особенности педагогического сотворчества.
- Объясните причины сложности однозначного определения творческой индивидуальности педагога.
- Что вы понимаете под индивидуальным стилем деятельности педагога? С чего может быть начато формирование творческой индивидуальности педагога?
- Александрова В.Г. Какая наука нужна сегодня учителю? // Магистр. - 2000. - № 2.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды: В 2 т. - М., 1980.-Т. 1.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. - Казань, 1988.
- Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя. - Тюмень, 1995
- Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителя. -М., 1986.
18
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.
- Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. - Казань, 1982.
- Творческая индивидуальность педагога / Под ред. В.И. Загвязинского. - Тюмень, 1991.
19
1
Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 206-207.
2
Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 136-137.
1
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987. - С. 37.
1
См.:
Ильин Е.Н. Дифференциальная психология физического воспитания и спорта. - М., 1979.
2
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.
1
Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978. - С. 6.