Артистизм (актерский) - совокупность специальных способностей (способность к перевоплощению, обаяние, заразительность, убедительность, эмоциональная подвижность, благоприятные внешние данные, человеческая ценность), связанных с физической организацией актера, с особенностями эмоционального аппарата, своеобразным творческим мышлением.
Артистизм (учительский) - способность к органическому существованию в условиях педагогического процесса, внутреннее изящество, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации, умение выстраивать свое поведение в те моменты, когда оказание педагогического воздействия одним только естественным чувством, лишенным педагогической заданности и воздействующей сверхзадачи, не приводит к желаемому результату и необходимо сознательно созданное поведение в соответствии с ситуацией.
Артистизм речи - яркая проявленность в речи личности говорящего, энергетика речи, ее экспрессия и выразительность.
Аттракция - привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.
Аутотренинг - комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическим состоянием и поведением.
Вербальный - относящийся к звуковой человеческой речи.
Внушение - неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
Воображение - способность представлять отсутствующий или реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Восприятие - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, который завершается формированием образа.
Выразительные движения (экспрессия) - система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.
Жест - движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-то объект во внешнем мире.
Идентификация - отождествление. Установление сходства одного человека с другим, направленное на его воспоминание и собственное развитие идентифицируемого с ним лица.
Импровизация (педагогическая) - оперативное оценивание ситуации и поступков ученика, принятие решения сразу, порой без предварительного логического рассуждения, на основании предшествующего опыта и педагогических
203
знаний, эрудиции и интуитивного поиска, и органичное воплощение его в общении с детьми; продуктивное действие в меняющихся обстоятельствах деятельности, чуткое реагирование на их изменение и коррекция собственной деятельности; умение учителя придать характер непосредственности развитию урока, "оживление" его свежими красками.
Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Искусство (педагогическое) - совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей.
Мастерство (педагогическое) - часть педагогического искусства, которая выражается в совершенном владении педагогическими методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.
Мимика - совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает.
Настроение - эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.
Пантомимика - система выразительных движений.
Перевоплощение (актерское) - способность к внутренним и внешним перестройкам, создание характерности.
Перевоплощение (педагогическое) - способность давно известный учебный материал представить как бы впервые и "заразить" учеников впечатлением новизны и неожиданности, способность достоверно "вжиться" в ученика и вместе с ним пройти путь от незнания к знанию.
Подражание - сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.
Психологическая совместимость - способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.
Режиссура (педагогическая) - разработка урока в виде подробной партитуры: искусное построение логики взаимодействия участников педагогического процесса; умение строить ценностное отношение к изучаемому объекту; организация нравственного воздействия на учеников; выделение основных по мысли и силе эмоционального воздействия эпизодов урока, их компоновка; внутреннее соединение всей палитры красок урока, всего калейдоскопа событий на нем, всего спектра проявленческих отношений. Планирование и организация темпоритмового рисунка урока, развертывание "узловых" моментов урока во времени и пространстве.
Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
204
Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации.
Самообладание - способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Сверхзадача (педагогическая) - та конечная цель воспитывающего обучения, которую ставит педагог, проектируя развитие учеников. Средняя и дальняя перспектива обучения, учительский стратегический план.
Симпатия - чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.
Сопереживание - испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.
Сотрудничество - стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь.
Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
Суггестия - внушение.
Творческое самочувствие - такое душевное и телесное состояние человека, которое благотворно влияет на творческий процесс.
Темперамент - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
Техника (педагогическая) - повторяющиеся, применяемые в разнообразных ситуациях приемы мастерства, превращенные в привычные профессиональные действия; комплекс умений, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в труде.
Установка - готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
Чувствительность - способность организма запоминать и реагировать на воздействие среды, не имеющая непосредственного биологического значения, но вызывающая психологическую реакцию в форме ощущений.
Чувство - высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
Эмоции - элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения актуальных потребностей.
Эмоциональность - характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.
Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
205