Импровизация со словами
Как только услышите какое-то из перечисленных ниже слов, произнесите вслух предложение, в котором используется это cлово:
198
глупец; сахар; папка; камера; запись; деньги; раковина; путешествие; жидкость; ключ; сетка; программа; тигр; реальность.
Групповой рассказ (по С.В. Гиппиус)
Участники сочиняют рассказ, используя фразы (произносят друг за другом предложения: Дождь хлестал. Охотники промокли до нитки. Близилась ночь). Упражнение способствует развитию навыков импровизации, а также тренировке фантазии и непрерывности внутренних видений. Совет: живите в атмосфере вымысла в течение всего упражнения; заставляйте себя волевыми усилиями видеть все картины и мгновенно переключаться на другую, новую.
Правда - неправда
Ведущий неожиданно задает вопросы, на которые участники должны без раздумывания дать немедленные ответы или как-то отреагировать.
- Как здоровье Андрея Петровича? А вы откуда знаете?
- Поэтому на ваших уроках мне всегда хочется смеяться?
- Когда вы вернете мне книгу?
- Вы отдаете себе отчет в том, чем это может кончиться?
- Вы что, плохо себя чувствуете?
- Может ли мне нравиться то, что вы говорите и делаете на уроках?
- Как вам сегодняшняя погода?
- Куда вы дели ваш новый портфель?
- Что случилось с вашей собакой?
- Где ваша замечательная улыбка?
Мгновенная реакция
Отреагируйте мгновенно, действуя в дефиците времени и информации. Задача - отреагировать на ситуацию и объяснить себе и окружающим, на чем основывалась реакция.
Вы заканчиваете урок. После того как вы спросили, есть ли вопросы, ученик с задней парты басит: "Ну и скука у вас на уроках. Вот у Татьяны Сергеевны было...".
Ученики ждут вас у закрытых дверей класса. Когда вы подходите с ключом, один из мальчиков с невинно-наглым видом спрашивает: "А почему вы к самому звонку приходите, а иногда и опаздываете? Разве вам не надо подготовиться к уроку?".
Вы приступили к проведению урока, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы удивленно и вопросительно посмотрели на этого ученика, он заявляет: "Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете урок".
При выполнении самостоятельной работы в 7-м классе, когда стоит полная тишина, ученик громко мяукает. Смех.
199
В самом начале урока ученик заявляет вам: "Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить".
Обращаясь в малознакомом классе к ученику, вы называете его "Саша", что почему-то вызывает смешки. Наконец, кто-то из учеников говорит: "Его Юрой зовут". Неловкая тишина.
Учитель дает задание, но один из учеников заявляет: "Я не хочу это делать!".
Во время урока один из учеников неожиданно уличает вас в том, что на прошлом уроке вы ошиблись при изложении нового материала. Вы вдруг осознаете, что он прав. Класс с нетерпением ждет вашего ответа.
Объясняя новый материал, вы замечаете, что один из учеников увлекся чтением какой-то книги под партой. Весь класс, кроме него, заметил, что вы видите, чем он занимается. Глаза детей с интересом устремлены на вас.
Ученик говорит вам: "Я чувствую, что уроки, которые вы ведете, не помогают мне. Я вообще думаю бросить занятия по вашему предмету".
В момент, когда вы ставите на уроке старую пластинку, чтобы прослушать что-то необходимое, пластинка начинает "прыгать", бесконечно повторяя одну фразу. Класс валится на столы от хохота.
Ученик сообщает: "Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание)".
Первоклассник во время перемены с большой скоростью влетает вам в живот.
Ученик говорит: "Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях".
Вы входите перед уроком в класс и обнаруживаете, что забыли план его проведения дома.
Ученик, явно демонстрируя свое плохое отношение к своему соседу по парте, говорит: "Я не хочу сидеть (учиться) вместе с ним".
Внезапно, прямо на уроке, вы обнаруживаете, что у вас недостаток в одежде (пятно от мела). Вы осознаете, что дети это давно видят и перехихикиваются.
Вы отбираете у ученика дневник, а он со злостью бросает вам: "Дура!".
В ходе урока внезапно открывается дверь и в класс кто-то бросает котенка.
Вы впервые заходите в класс и видите, что все ученики сидят на партах и в полной тишине "едят" вас глазами.
Театр
Выбирается небольшое, хорошо известное участвующим литературное произведение, например, сказка "Репка", и выделяется
200
группа, по численности равная количеству участвующих лиц. Им предлагается сымпровизировать, представляя в соответствующих образах то, что произошло после окончания этого произведения. После окончания спектакля проводится его обсуждение с участием и зрителей, и "актеров".
Спортивный экспромт
Придумайте новую эстафету для спортивных соревнований, в которой бы отражался сюжет русской народной сказки "Морозко", "Курочка Ряба", "Царевна-лягушка"; предложите комплекс производственной гимнастики для регулировщиков дорожного движения, сторожей вневедомственной охраны, дирижеров оркестра народных инструментов, проводников поездов дальнего следования.
201