Практикум "Артистичное поведение в типичных ситуациях"

Самопрограммирование личности

Для реализации желаемого необходима определенная программа, которая с помощью подсознания позволит решить возникшую проблему.

Алгоритм проводимой работы над собой может быть следующим:

  1. Дайте себе команду "Сегодня на уроке я..."
  2. Отчетливо представьте себе внешние условия выполнения этой команды и всего того, что этому предшествует.
  3. Прочувствуйте свое внутреннее состояние.
  4. В яркой и отчетливой форме представьте положительный результат этого дела.
  5. Целесообразно представить и негативный результат невыполнения данного дела.
  6. Сложившееся отрицательное состояние нужно пережить и из такого невыполнения найти выход.
  7. Необходимо подготовить подсознание к тому, чтобы оно не испытывало страха.

192

  1. Заключительная позитивная команда: "Когда я войду в класс, я... буду ощущать".

Это состояние и обеспечивает программирование личности. Такое упражнение надо проделывать ежедневно. Оно позитивно воздействует на психику и развивает ее резервные возможности.

Оценка действий

Проанализируйте свои запланированные и импровизационные действия на уроке; использованные приспособления; выделите положительное и спорное. Дайте целостный анализ урока (стадии общения, системы приспособлений-пристроек к ученикам, решение неожиданно возникающих задач, стиль общения, его соответствие состоянию класса, опора на атмосферу предыдущего урока и т. п.). Оцените свой вес (легко или тяжело вы себя ощущали на уроке), мобилизацию, коммуникативную атаку (особенно в начале урока).

Целесообразность, логика, последовательность, завершенность действий

Для выработки умения естественно, органично и последовательно действовать в ситуации общения с аудиторией проделайте следующие действия (по В.А. Кан-Калику):

Войдите в воображаемый класс, откройте окно, напишите на доске число, пройдитесь между рядами, приготовьте необходимые материалы, сядьте за стол, откройте книгу или классный журнал, прикройте дверь, выйдите из класса.

Те же действия проделайте с быстрой сменой ритмов: быстро войдите, быстро пройдитесь по классу и т. д. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей педагогической деятельности.

Инсценировка действия

Сделайте замечание ученику (необходимо искать различные варианты замечаний); поговорите с учеником, не выполнившим домашнее задание; сделайте краткое внушение нарушителю дисциплины; прокомментируйте какую-либо отметку; с юмором пожурите нарушителей тишины; отреагируйте на опоздавшего. Эти упражнения вырабатывают навыки постоянных, привычных педагогических действий, неподготовленной коммуникации. Овладение ими, превращение их в привычку создает ощущение эмоционального благополучия в процессе педагогического общения.

Мысленные сценарии

Перед уроком полезно набросать для себя ряд мысленных сценариев. Начните с самого безупречного варианта - вообразите, что вы находитесь в отличной форме и все идет так, как надо. Затем представьте посредственный сценарий урока, когда события

193

развиваются близко к желаемому, но не совсем. Затем вообразите худший из возможных вариантов - вы потерпели полный провал. Обыгрывая все эти сценарии, вы подготавливаете себя к возможной неудаче, к возникновению определенных проблем. После того как вы рассмотрите все варианты, сконцентрируйте внимание на идеальном. Предоставьте себе возможность исполнить свою роль просто изумительно.

Меняйте контексты

Ваше словесное поведение может осуществляться в широком диапазоне: от симпатии и поощрений до порицаний и наказаний. Но ваш несловесный "язык" должен строиться только на одной эмоциональной теплой ноте - открытости.

Встаньте перед зеркалом. Проиграйте сценку, в которой вы хвалите ученика. Скажите несколько фраз. Посмотрите на свое лицо, руки. Что они выражают? Обратите внимание на свои интонации. А теперь проиграйте сценку, в которой выразите порицание. Произнесите несколько критических и резких фраз, но выражение лица постарайтесь оставить прежним: открытым и доброжелательным. Не получается? Повторите еще раз.

Задумайтесь: может быть, в некоторых случаях сигнал к началу конфликта подаете именно вы? Конечно, неосознанно, не имея перед собой цели обострить отношение с учениками? Напряженность часто несут не ваши слова, но контексты, в которых они передаются: сердитое лицо, сжатые руки, вибрирующая интонация. Меняйте контексты! Откажитесь от эмоционально-отрицательных несловесных средств общения со школьниками.

Некоторые приемы

Некоторые приемы, зафиксированные в работе артистичных учителей, помогающие снять неблагоприятное состояние ребенка, снизить психический накал (гиперактивности или безразличия) (по Ж. В. Вагановой).

Перефразирование мыслей и чувств ребенка - учитель как бы сообщает ученику свое понимание того, что он говорит или чувствует. Например: ученик говорит - "Урок уже закончился!"; учитель - "Да, я тоже заметила, что сегодня наш урок длился дольше обычного" (реакция перефразирования на содержание сказанного). Ученик - "Я не согласен с отметкой, которую вы мне поставили!"; учитель - "Я вижу, что ты недоволен. Давай посмотрим твою работу вместе!" (реакция перефразирования на эмоциональную реакцию высказывания).

Зеркало - отражение высказывания ребенка путем повторения последней фразы с изменением порядка слов. Пример: ученик - "Я не хочу отвечать у доски!"; учитель - "У доски отвечать ты не хочешь".

194

Самораскрытие - учитель иллюстрирует на конкретном примере из своей жизни, как у него протекали процессы, подобные тем, которые захватили ребенка (как происходило развитие событий в ситуации, подобной той, в которой оказался ученик). Учитель: "Ты не одинок в своих мыслях...", "Наверное, все образуется...", "У меня самого было что-то подобное...".

"Я-сообщение" - тонкий прием педагогической оценки: "Я так переживала...", "Я не находила себе места...", "Я всегда очень...", "Мне всегда...". Например, на опоздание ученика на урок реакция артистичного учителя может быть такой: "Я всегда волнуюсь и нервничаю, когда кто-то задерживается, - не случилось ли чего-нибудь".

Эмоциональный отклик - отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла, явления и ситуации. Встречаясь с негативными проявлениями на уроке, артистичный учитель часто бурно выражает свои чувства (удивление, негодование, тревогу, печаль). Например: "Ну и ну!", "Ах!", "Боже мой!", "Ух!", "Вот это да!", "Ой-ой-ой!" и т.д. При этом внешне эмоциональный отклик обязательно выражается в мимике, речи (интонации) и пантомимике.

Игнорирование - фиксирование педагогом неблагоприятного состояния ребенка, но при этом внешняя инструментовка "незамечания" того, что происходит. Этот метод применяется с целью постепенного угасания накала состояния (обиды и т. д.) - ребенок сам подавляет свои переживания и включается в работу. Рисовка, театральность, стремление всячески обратить на себя внимание у некоторых детей благодаря игнорированию очень быстро поддаются сначала смягчению, а в дальнейшем и исчезновению. Например, дети пришли с урока физкультуры радостными и возбужденными. Педагог спокойно входит в класс и, понимая состояние учеников, делает вывод, что следует подождать с началом урока, - он открывает шкаф, как будто что-то ищет, или листает журнал. Таким образом, учитель своим кажущимся игнорированием оказывает воздействие на состояние класса (дети постепенно успокаиваются), изменяется их поведение (они готовы к началу урока).

Инструментовка права на свободный выбор - тонкое психологическое оформление воздействия педагога на детей, в котором подчеркивается их право на поведенческий выбор, но при этом раскрывается сущность сложившихся обстоятельств и указываются возможные последствия предстоящего выбора. Учитель при этом говорит: "Ты имеешь право решать по-своему...", "Вы понимаете, что от вашего выбора зависит... и поэтому, когда будете решать...", "Какой бы ты ни сделал выбор - он твой, и в нем проявится твое отношение к окружающим...". Инструментовка чаще всего производится вербальными средствами - через слово, интонацию и

195

стилистику речи. Но и жесты, и пластика, и мимика играют не последнюю роль в умении артистичного педагога выделить право ребенка на свободный выбор.

Положительное подкрепление - самого разного рода воздействия педагога, вызывающие у детей удовлетворение происшедшим или произведенным. Артистичный учитель не боится применять большое количество положительных подкреплений; способы при этом разнообразны и всегда эмоционально окрашены: психологическое поглаживание, положительная оценка, изменение формы общения и др. В подкреплениях звучит признание достоинств ребенка как личности. Подкрепление может быть мимическим (улыбка, добрый взгляд, ласковое выражение лица), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах рук, нежное поглаживание), вербальным (доброе слово, похвала), предметным (вручение подарка, приза, награды), действенным (протягивание руки, предложение чего-то, уступка).

Установление и поддержание личного контакта, тесной связи между педагогом и учеником. Виды контакта: физический (тактильный) - посредством прикосновения; визуальный - посредством взгляда; вербальный - с помощью слов; пластический - выраженный жестом; предметно-действенный - когда предмет и действие выступают средством установления связи. Наибольшую ценность для воспитания ребенка представляет визуальный контакт - открытый, естественный взгляд глаза в глаза. Артистичным учителям свойственно умение не взглядывать на ребенка, выходя на общение с ним, а именно смотреть в его глаза, посылая через свой взгляд эмпатию и веру в ребенка. Визуальный контакт устанавливается таким педагогом сразу с каждым ребенком; далее он пополняется вербальным (радостное, доброжелательное приветствие), иногда тактильным (пожатием руки, легким поглаживанием головы или плеча), предметно-действенным ("Помогите мне, пожалуйста..."). Простые фразы, подтверждающие наличие контакта, - "Да-да", "Так-так", "Конечно", "Действительно" и т.п., сами по себе выражают наш интерес, говорят ученику, что мы его внимательно слушаем и понимаем.

Концентрация на положительном - снятие учителем неблагоприятного состояния ребенка, сосредоточение на позитивном и переориентация детского внимания на положительное. В результате ребенок учится саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения. Например, педагог вызывает ученика к доске, а тот вцепился в парту и не идет отвечать. Стараясь определить причины, повлиявшие на возникновение страха и боязни, учитель задает вопросы: "Ты не выучил урока?" или "Тебе не хочется отвечать у доски?". Так педагог определяет, что явилось причиной возникновения отрицательных переживаний (выход к доске,

196

сложное задание, отметка, отношение одноклассников и т. д.). Артистичный педагог умеет рассеять неблагоприятное состояние, уменьшить значимость внутренних переживаний ребенка: "Никому не хочешь отвечать?.. Мне?", "Боишься получить плохую оценку? Хорошо, отвечай без отметки!". Затем происходит принятие учителем неблагоприятного состояния как собственного, педагог частично соглашается, разделяет переживания ребенка: "Не волнуйся, я тебе помогу", "Я бы тоже...". Присоединяясь к проблемам ученика, учитель не отталкивает его, а завоевывает доверие и получает возможность постепенно подвести его к изменениям в поведении. Это способствует установлению благоприятных межличностных отношений, ликвидации эмоциональной отстраненности, ощущения дискомфорта и неблагополучия. Учитель обращается к ученику: "Это не сложное задание, ты с таким всегда справлялся!", "Ответь на вопрос письменно", "Хорошо, отвечай с места", "Ведь ты такой...".

Формирование привлекательного образа педагога в сознании детей. Вербальный образ - портрет духовного плана, складывающийся за счет лексики, стилистики, мелодики, темпоритма и общего строя речи. Основные характеристики вербального образа артистичного педагога - чистая артикуляция звука, ритмичность, полетность фразы, богатство интонаций, разнообразный лексический состав и элементы художественной выразительности. Мимический образ - внешний портрет учителя, создаваемый посредством взгляда, лицевых мышц, линии рта, движения бровей и общей мышечной подвижности лица, а также дополняемый поворотом головы и манерой держать голову. Природные данные (пропорциональность и овал лица, цвет глаз и пр.), обусловливающие первое впечатление от лица педагога, очень скоро отодвигаются на второй план, зато улыбка, блеск глаз, кивок, изгиб бровей - это детали портрета учителя, которые дети фиксируют в памяти отчетливо и надолго. Мимический образ очень подвижен; это одно из самых сильных средств в арсенале артистичного педагога.

Пластический образ - внешний облик учителя, складывающийся посредством воспринимаемых учениками жестов, осанки, мелодики и темпоритма движений, а также сменяющих друг друга поз. Пластика - важный элемент педагогического артистизма. Цветовой образ - цветовая гамма, сочетание красок в костюме педагога, а также различные аксессуары костюма и обуви, способные создавать гармоничное впечатление.

Обращение - один из сильных способов установления личного контакта. В работе артистичных педагогов часто встречаются удачно найденные, оригинальные формы обращений ("чудики", "милые мои", "маковки", "гаврики", "други мои" и пр.), снимающие настороженность, рождающие доверие и вызывающие на общение.

197

В таких обращениях важны и лексическая, и интонационная стороны, и мимика, и другие факторы.

Пауза - прием нарочитого прерывания речи в общении с ребенком. Артистичные педагоги умеют "держать паузу", но при этом она не является зловещей или угрожающей. Прием паузы хорошо срабатывает в первые минуты знакомства педагога с детьми и в течение всего первоначального этапа работы с ними. Пауза обычно дополняется мимическим удивлением - именно удивлением, а не осуждением. Учащиеся очень тонко реагируют на паузу, сразу схватывают смысл происходящего.

Шутка - очень эффектный и эффективный способ воздействия, снимающий психологическое напряжение, подчеркивающий доброжелательные отношения, приносящий маленькую радость, затмевающую унылое или агрессивное состояние ребенка. Артистичный педагог с помощью шутки активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию. Учитель мысленно как бы поднимается над ситуацией, смотрит на нее с высоты птичьего полета и вдруг, обнаружив смешную сторону, обозначает ее словесно.

Этическая защита артистичного педагога от грубости или оскорбления ученика, от некорректного, возможно, объяснимого возрастом и недостатком опыта, поведения выполняет такие функции, как ограждение личности педагога; показ ребенку иного образа поведения в данной ситуации; предоставление ребенку возможности укрепления взаимоотношений с учителем. Классическим примером этической защиты является случай, приведенный С.Л. Соловейчиком: сын сказал маме - "А ты - собака!". Не приняв прозвучавшего смысла, мать отреагировала так: "А ты... ты - зайчик!" - предложив ребенку игру. Здесь налицо игнорирование оскорбительных слов; инструкция (собакой человек может быть только в игровом варианте); предоставление ребенку шанса достойно выбраться из этой ситуации. Приемов этической защиты артистичного учителя много, их обеспечивают такие его умения, как речевые (голос, интонация, темпоритм, эмоциональная окраска речи и т.д.); неречевые (мимика, жестикуляция, экспрессивная окраска пластики и т.д.); социально-перцептивные (внимание, наблюдательность, воображение и т.д.); управление эмоциональным состоянием (снятие психического напряжения, саморегуляция, релаксация).

198



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved