Практикум "Перевоплощение"

Эмоциональная палитра (по А. А. Мурашову)

Прочитайте приводимый ниже текст так, чтобы каждая строка вне зависимости от содержания выражала какое-либо чувство,

189

которое предстоит угадать аудитории. Это восторг (1), безграничная радость (2), безудержное веселье (3), ирония (4), сочувствие (5), доверительность (6), усталость (7), угроза (8), отвращение (9). Аудитория делится на актеров и педагогов - одни репетируют текст, другие им помогают в этом, работая над их мимической маской и интонационным соответствием роли. На индивидуальных картах "актеров" написан ряд цифр (4, 9, 6 - значит, нужно прочитать три строки: первую с иронией, вторую - с отвращением, третью - доверительно). Слушающие цифрами записывают код в зависимости от "прочтения" ролей, и лучший оратор группы - тот, чей код угадан большинством.

Перед вами текст, служащий для многих пособием по русской орфографии (если хотите, можете его потом написать под диктовку).

"Кто не видел, как в продолжение дня и впоследствии на колоссальной дощатой террасе близ конопляника небезызвестная и вследствие этого доселе неприступная, к тому же не замужем, мачеха подьячего Аграфена Саввична безапелляционно и во что бы то ни стало потчевала отставного, но по-прежнему ветреного коллежского асессора Фаддея Аполлоновича ветчиной, винегретом, а также прочими яствами, что бы он ни возражал на это, а слуга-азербайджанец, втихомолку в одиночестве насвистывавший ариозо из бетховенской "Аппассионаты", поливал клумбу иммортелей из асимметричного брандспойта".

Прочитайте этот текст вслух в роли:

  • лектора, текст лекции которого записывается студентами;
  • учителя, ведущего 10-й урок подряд;
  • оратора на публичном митинге протеста;
  • классной дамы пансиона для благородных девиц.

Войдите в роль (по А. А. Мурашову)

Абстрагируясь от содержания, прочитайте предлагаемый текст как:

  • а) сообщение государственного телевидения о важнейшем международном событии;
  • б) вечернюю сказку матери ребенку;
  • в) письмо, которое человек читает полушепотом.

Прикинь: шнурки сегодня нарисуются на тусовку, а когда будут клубиться, тича ляпнет про наших анфисок, что обмочалились: пацаны клеиться стали! Черепа - с катушек, буркала на затылке, а другие препы разбухтятся, они и вовсе с дуба рухнут.

Какие изменения в дикции, интонационно-фонетическом и пафосном исполнении произвели бы вы при чтении этого текста от лица его подлинного или мнимого автора-подростка? Войдите в эту роль и передайте содержание текста по-русски.

190

Побудем артистами

Прочтите любой текст из любимого вами поэтического или прозаического произведения - шепотом; громко; с пулеметной скоростью; со скоростью улитки; как будто вы очень замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как трехлетний ребенок; как инопланетянин.

Постарайтесь научиться смотреть на все происходящее глазами ученика. Представьте себя им, постарайтесь вжиться в его образ. Вы мысленно подражаете его темпераменту, голосу, манерам поведения, походке. Вы копируете образ мыслей, способ взаимоотношений с окружающими. Постарайтесь смоделировать поведение вашего избранника в возможных ситуациях, когда вам придется с ним взаимодействовать.

Изобразите радостную улыбку (приятная встреча); утешительную улыбку (все будет хорошо); счастливую улыбку (наконец-то, какой успех); удивленную улыбку (не может быть); огорченную улыбку (как же так, ну вот опять). Теперь попытайтесь выразить одними глазами и бровями: огорчение, радость, осуждение, восхищение, строгую сосредоточенность, недовольство, удивление. Сейчас сделайте теплое, радушное выражение лица. Теперь только жестами и мимикой выразите следующие задачи: прогоните, пригласите, оттолкните, привлеките, укажите, остановите, предупредите. Выразите одним жестом: отвращение, ужас, благодарность.

Посидите на стуле так, как сидит царь на троне; пчела на цветке; побитая собака; наказанный ребенок; бабочка, которая сейчас взлетит; наездник на лошади; космонавт в скафандре.

Походите, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек; гордец; артист балета.

Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец, Жан Поль Бельмондо, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу, ребенок матери.

Нахмурьтесь, как хмурится ребенок, у которого отняли игрушку; как человек, желающий скрыть смех.

Пантомима

Представьте себя артистом пантомимы. Начните с легких привычных действий - вы на кухне разогреваете обед; причесываетесь; ловите на речке рыбу; собираете ягоды, а кругом - комары. Покажите свои действия с помощью пантомимы.

Оживший портрет

Каждый из участников получает репродукцию портрета. Задача - оживить картину, инсценировав изображенную ситуацию.

191

Ролевое обсуждение (по С.В. Ковалеву)

Участникам раздаются листочки с обозначением ролей, в которых они должны выступать в обсуждении (Философ, Эрудит, Дипломат, Скептик и т. п.). Предмет обсуждения - любой, например, фильм, спектакль, книга. Он не должен быть слишком сложным или чересчур волнующим. После 7-10 минут дискуссии окружающие должны определить, кто был в какой роли. "Неопознанные" игроки считаются не справившимися с заданием.

Инсценировка пословиц

Группам (по 3 - 5 человек) дается задание (лучше заранее) инсценировать известную пословицу. Если заранее, то с элементами костюмов, необходимыми предметами. Остальные отгадывают пословицу. Возможные пословицы: "Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит", "Семь раз отмерь, один отрежь", "У семи нянек дитя без глазу" и др.

Музыкальная пауза

Представьте себе, что вы хор Советской Армии, хор детского сада, хор ветеранов труда, хор духовной семинарии и исполните песню "В лесу родилась елочка".

Вариант: исполните песню "Во поле береза стояла" так, словно вы: африканские аборигены, индийские йоги, горцы Кавказа, оленеводы Чукотки.

192



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved