Практикум "Коммуникабельность педагога. Умение управления общением"

Советы по развитию умений продуктивного педагогического общения

  1. Помните, что способность к общению - профессиональное качество учителя. Он должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.
  2. Учитесь владеть средствами различных коммуникативных позиций ("над", "наравне", "под") и избирательно ими пользоваться в зависимости от ситуации и возраста партнеров по общению.
  3. Ослабляйте свое стремление всегда и во всем контролировать ситуацию в классе и школе. Не старайтесь удерживать абсолютное лидерство в диалоге. Постарайтесь "снизить" свою позицию, позвольте себе в чем-то поучиться у ученика, удивитесь его максимализму и эмоциональной непосредственности. Дайте себе возможность пережить обычные человеческие эмоции: удивление, радость, интерес к собеседнику.
  4. Убедитесь, что коммуникативный диалог - это творчество, стремительная реакция, взаимное доверие. Общение - это интересно! Не разговаривайте с учеником отстраненно и безлично. Старайтесь всегда видеть в нем собеседника, а не только ученика. Избегайте формального общения. Не забывайте, что младшему школьнику очень нужны любовь, поддержка и забота. Подросток стремится к равноправию, юноша ждет уважения.
  5. В общении старайтесь выработать для себя "второй план" беседы: как ваш собеседник вас воспринимает, что он о вас думает, что он говорит и чего не говорит, что чувствует. Всегда думайте о последствиях общения с собой.
  6. Учитывайте, что наше общение осуществляется не только с помощью слов, но и мимики и пантомимики, психоэнергетического воздействия. Причем информация, которая передается по несловесным каналам, воспринимается гораздо быстрее, чем слова. Поэтому, если вы, как учитель, говорите своим воспитанникам необходимые и в целом правильные слова, но через несловесные средства передаете эмоционально-отрицательный "заряд" (высокомерие, отчуждение, отстраненность), ребята не услышат ваших слов, но отношение к себе сразу же почувствуют и мгновенно займут "оборону перед боем".

182

Расскажите о себе

Расскажите, в каких случаях жизни вы не смогли выполнить своих коммуникативных намерений, задач и сверхзадач общения. Что вы сами считаете причиной неудачного исхода? Как думают об этом другие участники группы?

Обращение

Составьте рекомендации для обращения: учителю - к десятиклассникам, кондуктору автобуса - к пассажирам, директору фирмы - к сотрудникам, заведующему небольшой поликлиникой - к персоналу, в котором только женщины, педагогу института благородных девиц - к 18-летним слушательницам, контролеру - к пассажиру, у которого надо взять штраф, прохожему - к незнакомой женщине или мужчине.

Развитие простейших навыков общения

  1. Задолго до предстоящего урока: входите мысленно в воображаемый класс, приветствуйте учеников или привлекайте к себе внимание без речевого общения - средствами мимики, пантомимики, взгляда; обращайтесь к ученику с использованием разных приспособлений (просьбы, требования, похвалы, предупреждения, юмора, вопроса, пожелания и т. п.). Ищите нужную интонацию, положение тела, возможные действия в неожиданных ситуациях (например, вы входите в класс - раздается смех);
  2. Непосредственно перед уроком: проведите коммуникативные настройки (вспомните класс, свою систему общения с ним, особенности взаимоотношений с отдельными учениками);
  3. На уроке сориентируйтесь в коммуникативной обстановке (осмотрите класс, как бы готовя каждого к общению), сосредоточьте на себе внимание класса, установите эмоциональный контакт с ребятами мимическими и пантомимическими средствами.

Поскольку при объяснении нового материала вербальное общение сосредоточено на передаче информации о предмете, учитель может контактировать с учениками взглядом, движением бровей, покачиванием головы. Школьники всегда должны ощущать внутреннее психическое действие педагога - слушание, анализ, сопоставление, иначе теряется атмосфера совместных поисков.

Советы по невербальной коммуникации

Избегайте раздражающих и отвлекающих жестов; используйте жесты для усиления смысла сказанного; меняйте тон повествования; избегайте незначащих звуков и слов (угу, значит, ну вот, в

183

общем...); следите за выражением лица; следите за позой; время от времени устанавливайте с учениками контакт "глаза в глаза", не напрягайтесь, следите, чтобы ваши жесты и движения были естественными.

Проанализируйте, всегда ли вы, разговаривая с кем-то, смотрите на него, киваете головой, активно слушаете. Или чаще сидите молча, никак внешне не реагируя на его ответ, не сопереживая ему? Всегда ли демонстрируете коммуникативное настроение - ярко выраженную готовность к общению? Настраивайте себя так, чтобы хотелось этого. Ищите интересное и важное для себя в разговоре, узнавайте проблемы других, то, что их волнует.

После того как войдете в класс, не говорите сразу, ведь у всех в глазах еще ваша двигающаяся фигура. Посмотрите в углы класса, где бывает особенно неспокойно, внушите детям своим подтянутым видом сознание того, что перемена кончилась и пора начинать серьезную работу.

Постарайтесь еще за дверью класса почувствовать бодрость во всем теле, найдите удобную позу и место в классе. Если мешают руки, займите их чем-нибудь необходимым. Найдите удобный темп ходьбы, ритм, продумайте первые фразы.

Некоторые приемы привлечения и удерживания внимания

  1. Голосовая и эмоциональная модуляция (изменение интонации, тембра, высоты, громкости речи).
  2. Модуляция темпа речи (выдерживание паузы, изменение темпа, скорости речи).
  3. Прерывание речи на достаточно очевидных словах с требованием произносить их вслух (использование антиципации, т. е. догадки).
  4. "Провалы памяти" (якобы забывание с просьбой помочь вспомнить).
  5. Жестикуляция и мимика.
  6. Риторические вопросы.
  7. Контрольные вопросы. Наводящие вопросы. Вопрос-предложение (смысловая антиципация, требующая для ответа смысловой догадки - о чем дальше пойдет речь).
  8. Неожиданные экстрараздражители (звук, свет). Внезапно уронить книгу, случайно опрокинуть стул, включить на мгновение или выключить свет, резко закрыть (открыть) шторы, громко захлопнуть дверь (открыть окно) и т. д.

Пристройка

Простейшие, элементарные приемы в общении - пристройка "снизу" и пристройка "сверху". В любом разговоре один из его участников чувствует себя более уверенно, как бы ставит себя выше собеседника (это - пристройка сверху). Другой же, также

184

исходя из личных целей, старается как бы "прогибаться" в диалоге, уступать первенство собеседнику (такие действия - пристройка снизу). Пристраивается обычно один из участников диалога, а второй играет предложенную ему роль. Представьте, что вам нужно пристроиться к партнеру с целью заставить его выполнить просьбу, приказ, для сообщения ему приятного или неприятного известия, для установления добрых отношений. Подготовьте начальные фразы, чтобы как-то подступить к главной теме разговора. Не забывайте, что эти фразы необходимы для того, чтобы выиграть время, "прощупать" самочувствие партнера, наладить с ним контакт, подготовить его к общению с вами.

Возможные ситуации: представьте себе, что вы - классный руководитель и вам необходимо сразу после уроков мобилизовать класс на уборку помещения. Действуйте. Убедите класс в необходимости носить сменную обувь. Старшеклассник отказывается заниматься литературой, мотивируя это тем, что избрал для своего будущего техническую специальность и литература ему "не нужна". Поговорите с ним, постарайтесь его переубедить. Отпроситесь у директора в отпуск в разгар учебного года. На перемене старшеклассник обидел первоклассника. Поговорите со старшеклассником.

"Продажа" (по А.А. Мурашову)

Представьте, что вы - поступивший в торговую компанию Остап Бендер. Ситечко вы уже продали Эллочке Щукиной, почувствовав, что слово может многое. Попытайтесь вызвать острое желание приобрести: 1) пособие по высшей математике; 2) энциклопедию без иллюстраций; 3) ковер с изображением картины "Иван Грозный и его сын Иван"; 4) губную помаду бирюзового оттенка.

Вашими клиентами помимо Эллочки являются: 1) поэт-лирик, читающий только свои стихи; 2) "новый русский", в 5 лет бросивший курить, а в 7 - учиться; 3) жена оперуполномоченного; 4) первая леди пансионата для престарелых.

Модальность (по Н.В. Самоукиной)

Часто происходит так, что те речевые средства, которые направлены на школьника, формируются в модальности долженствования ("Ты должен хорошо учиться!", "Ты должен уважать старших!", "Ты должен слушаться родителей и учителей!" и т.д.). То же, что касается самих взрослых, - в модальности возможного ("Я знаю, что делать", "У меня есть полное право...", "Я старше и умнее", "Я могу тебя наказать..." и т. д.). В результате ребята понимают, что они "не могут ничего", для них - одни запреты, а у взрослых - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет их взаимодействие со взрослыми, а в ряде

185

случаев становится причиной конфликтов. Модальность долженствования в обращении учителя к ученику надо свести к минимуму. Потренируйтесь!

Типичная фраза Лучше сказать
"Ты должен хорошо учиться" "Я уверен, что ты можешь хорошоучиться"
"Ты должен думать о будущем!" "Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию думаешь выбрать?"
"Ты должен уважать старших!" "Ты знаешь, уважение к старшим - элемент общей культуры человека"

А теперь сами переведите фразы слева в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания:

  1. "Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!"
  2. "Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!"
  3. "Давай дневник, я поставлю двойку. Ты должен всегда иметь с собой дневник!"

Не забывайте об интонации, импровизации, невербальном языке.

Запоминание лица

Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих тебя людей. Посмотрели - закройте глаза, попробуйте восстановить в памяти все зримо, в деталях. Не получается что-то, "не видите" - посмотрите снова, чтобы запоминание было полным.

А как он смеется?

Глядя на лица, постарайтесь зрительно представить, как этот человек смеется, плачет? Как он объясняется в любви? Каков он в растерянности? Как он хитрит, старается выкрутиться? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Как он выглядел три года назад? Каким он будет в старости?

"Я" глазами других

В различных ситуациях и с различными людьми постарайтесь представить, как вы выглядите в глазах собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас? Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Подумайте, чего от вас ждут окружающие? Им уютно рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на сам факт, а на свою реакцию.

186

Сопереживание

Разговаривая на личные темы, постарайтесь внимательно слушать своего собеседника. Если он поверяет вам душевные тайны, не перехватывайте инициативу и не "отключайтесь", переживайте, пытайтесь поставить себя на его место. Если в разговоре вы задаете вопрос, дождитесь ответа; высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением собеседника; если вы не согласны, аргументируйте; делайте паузы во время беседы, не разрешайте себе захватывать все коммуникативное пространство; чаще смотрите в лицо собеседнику; чаще повторяйте фразы: "А как вы думаете?", "Мне интересно ваше мнение", "Вы не согласны, почему?", "Докажите, что я не прав!".

Улыбка

Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если нет улыбки, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

Мир тебе

Первая фраза (и внутренняя установка) при встрече с любым человеком должна быть "Мир тебе". Подарите ему это всей душой, всем сердцем! Если вы начинаете спорить с кем-нибудь или ссориться, каждую минуту вспоминайте и повторяйте: "Мир тебе".

Свечение (по В.Л. Леви)

Свечение - термин, заимствованный из психотехники гениев коммуникабельности. Известно: "его лицо осветилось улыбкой", "весь светится", "лучистые глаза", "солнечные натуры".

Учитель должен уметь включать "внутренний свет". Вы можете излучать тепло. Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значения), горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник... Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то... И включайте их чаще. Наступит момент, когда эти состояния будут приходить к вам сами... легко, естественно, непринужденно... Заранее, навстречу, опережая события... Уверенно, свободно и просто...

Если хотите успеха - запомните: 1) свечение должно быть рефлексом на человека..., на жизнь... Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве; 2) каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение...; 3) не заботьтесь о результате... не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачом общения.

187

Атака

Выступайте как инициатор (явный или скрытый) общения, осуществляйте своеобразную коммуникативную атаку на класс и старайтесь завоевать коммуникативное преимущество: умело пользуйтесь силой голоса (он должен быть энергичным, сильным, интонационно богатым); употребляйте всю гамму оттенков мобилизованности (от сухо деловой, которая всегда более уместна и полезна на уроке, нежели мобилизация враждебно деловая) до доброжелательно деловой (являющейся мечтой многих детей и родителей); взгляд должен быть уверенным ("Во всех сражениях глаза побеждают первыми", - заметил Корнелий Тацит); движения убыстряйте или замедляйте в зависимости от обстановки, не забывая, что замедленность действия часто гораздо больше концентрирует мобилизованность и ярче выявляет ее, чем суетливая скорость.

Волшебное слово

Группа встает тесным кольцом, крепко взявшись за руки. Один из участников по жребию или желанию становится в круг. Он должен найти такие слова, доводы, интонацию, жесты при обращении к кому-либо из группы, чтобы тот поверил в его искренность и захотел выпустить "узника" из круга. У него две попытки. Затем другой пробует, используя "волшебное слово", выйти за пределы кольца.

Поиграйте

Сделайте замечание ученику, который отвлекается на уроке, использовав просьбу, требование, приказ, пожелание, похвалу, юмор, вопрос!

Ученик стоит у доски и долгое время не решается отвечать. Помогите ему!

Учитель приходит в дом к ученику, который ведет себя в школе вызывающе: дерзит учителям, систематически не выполняет домашнее задание. Ваш вариант разговора с родителями!

У вас в школе гость, важная персона. Получилась незапланированная пауза, и вам на некоторое время необходимо занять гостя разговором.

У вас был тяжелый день. Вы торопитесь домой. Но никак не можете освободиться от назойливого ученика, который находит все новые и новые темы для разговора. Прекратите контакт!

Ученик не выполнил домашнее задание. При этом он не чувствует особого раскаяния. Постройте разговор так, чтобы убедить ученика в необходимости выполнять домашнюю работу!

Зонтик

Встаньте перед классом, желательно в центре комнаты, и, объясняя материал, старайтесь представить, что вы своей волей, своим

188

сознанием установили своеобразный зонтик, плотно накрывающий всех учеников. Ваша цель: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого зонтика на протяжении урока. Упражнение позволяет выработать способность контролировать ситуацию в классе.

Хара́ктерность

Для придания естественности, органичности процессу общения не забывайте о таком понятии, взятом из театрального лексикона, как характерность, которое в применении к педагогике может быть, вероятно, понимаемо как противоположность статичности, наработанным штампам. Живо реагируйте на то, что происходит вокруг вас, оставаясь при этом самим собой. Перестраивайте себя, а не изображайте кого-то. Выражайте свое отношение к происходящему посредством мимики, пантомимики, речи; демонстрируйте свою личность. Задавайте себе вопрос: как бы я действовал, если бы был учеником (не выучил урок, не хочу отвечать, скучаю, занят другими проблемами или, наоборот, очень хочу отвечать, но не спрашивают, или стесняюсь), то есть, организуя педагогическое воздействие, стремитесь достичь необходимого уровня эмоциональной идентификации с объектом воздействия: представьте его вероятное состояние, мысли, ожидаемый эффект воздействия и его возможные побочные результаты.

Я - ребенок

Почаще вспоминайте о своем детстве, своих переживаниях, впечатлениях. Это позволит приблизиться к ученикам, лучше их понимать, при этом сохраняя и свой авторитет, и свою роль ведущего.

Поиграйте в игру "Я - ребенок". Вот, например, как описывает свое состояние Ю.П.Азаров: "Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, то есть ощущение детской легкости, сбрасываю с себя "взрослое", то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращений к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное - продумывание первых слов, так сказать, формул обращения". Во время игр с детьми вы должны выполнять роль ребенка, держаться с ним на равных. Это дает возможность ребенку почувствовать себя лидером, а вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка.

189



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved