Диктовка
Продиктуйте (медленно, четко артикулируя каждое слово, подчеркивая ясность произнесения окончаний слов, ярко интонируя знаки препинания) текст скороговорки:
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Второй раз диктуйте побыстрее, а третий раз - еще быстрее. Помните закон сценической скороговорки (быстрого темпа речи
179
при публичном выступлении): чем быстрее произносятся слова текста, тем ярче должен звучать интонационный рисунок мысли, тем точнее и четче должна быть дикция. Старайтесь почувствовать перспективу во всем: в слове (все слоги "бегут" под ударный слог), фразе (в предложении все слова стремятся к главному слову), мысли (все предложения направляются к центру мысли). Чувство перспективы делает речь легкой.
Не своими именами
Оглядитесь в комнате и выберите 5 любых предметов. Дайте им какие-нибудь шуточные названия. Постарайтесь подобрать слова, звучание которых соответствовало бы форме и назначению выбранного предмета.
Изобретение значений
Что бы это значило? Иллюнатура; вейник; камнепресс; карцепция; банкопил; библомышь.
Чувство слова
Проверьте свою способность создавать новые названия, которые будут привлекать внимание людей. Придумайте по 3 названия для: радиостанции; нового крема; магазина; стиля одежды; службы знакомств; марки автомобиля; популярной песни; поп-группы; компьютерной компании.
Метафоры
Художественное, образное мышление поднимает творчество человека на более высокий уровень, делает его интересным и более свободным. Давайте поучимся искусству метафоры. Спросите сами себя: если бы я был деревом, то каким именно деревом я бы был? Дайте описание этого дерева - старое оно или молодое, опавшие листья или нет и т. п. Опишите себя: если бы я был домом, собакой, кошкой и т. п.
Афоризм (по А.А. Мурашову)
Минимальная ораторская структура - афоризм. Сочините афоризмы по предлагаемым схемам на основе существующих примеров и завершая при этом начало фразы.
1) А = А. "Жить - значит выяснять" (А.Камю). "Жизнь есть действование, а действование есть борьба" (В. Белинский). "Любовь - поэзия и солнце жизни" (В. Гюго). "Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней" (Марк Аврелий).
Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:
- Мой дом - ... (все равно, что; то же, что; так же, как...)
- Успех - это...
- Счастье - это...
180
- Быть человеком - значит...
- Любить - значит...
- Размышление - это...
- Жизнь - это... Ребенок -...
2) "Если - то". "Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно" (Маяковский).
- Если ты решил, что счастья нет...
- Если видел врага беспощадность...
- Если слово и слово созвучны...
3) Составьте афоризмы по синтаксическим моделям: "Кто - тот" ("Кто любит, тот любим. Кто светел, тот и свят").
- Кто в жизни не осмелился любить, -
- Кто видит мир лишь на страницах книг, -
- Кто не увидел истины в признанье, -
организованных на основе параллельных смысловых и синтаксических структур.
Конкурс ораторов
Студентам заранее предлагаются темы для 3 -5-минутного выступления перед "классом". Например, "Удачный урок", "Улица нашего города", "Шариковая ручка", "Я", "Предмет, необходимый вам", "Ребенок - это чудо" и др. Выборное жюри оценивает качество выступления (полноту раскрытия темы, логику изложения, аргументированность, удалось ли оратору передать свои чувства, настроение, были ли его действия выразительными, естественными и последовательными).
Рассказ
Расскажите жителю пустыни, ни разу не покидавшему свое селение, о русской зиме. О воде - жителю Марса, приземлившемуся в далекой степи. Познакомьте жителя тайги, видевшего только большую реку (например, Енисей), с Черным морем.
"Рисование словами"
Для развития умения ярко "рисовать словами", завораживать своей речью полезны такие упражнения:
- Подробно расскажите о каком-нибудь важном событии вашей жизни, точно опишите течение дня, передайте содержание фильма, спектакля, но постарайтесь при этом находить обстоятельства, которые бы делали этот рассказ необходимым, оправданным (например, расскажите о фильме, чтобы опровергнуть несправедливый отзыв о нем критика). Рассказывать надо увлекательно, конкретно, с подробностями.
- По-разному произнесите одно слово или фразу (например, "Смотрите, какое удачное сравнение!"), стараясь увидеть при этом разные сравнения.
181
- Возьмите текст - описание природы, человека, интерьера - и прочтите его, вызывая у себя внутренние видения того, о чем вы читаете. Пусть один человек читает вслух текст так, чтобы слушатели заразились его видениями. Затем слушатели рассказывают об особенностях собственного видения информации, а потом уточняется, что хотел передать чтец.
182