Практикум "Педагогическая интуиция"

У каждого из нас есть свой внутренний голос, внутреннее Я, которое очень часто сигнализирует о том, что нам на самом деле нужно в настоящий момент. Этот внутренний голос делает сообщения типа: Я хочу..., я желаю..., я могу..., я чувствую... и т.д. Внутренние сигналы и переживания нельзя игнорировать или недооценивать:

162

их надо понимать и прислушиваться к ним. Они служат развитию наблюдательности и интуиции в общении.

Отгадай, что происходит

Вы стоите лицом к классу, за спиной ученик работает у доски. Вы должны почувствовать, когда вызванный ученик отвлекается, что он делает в данный момент.

Интуиция

Ведущий задает вопросы одному из членов группы о нем. Он должен дать однозначные ответы. (Я оптимист - я пессимист, я люблю серьезную музыку - я люблю легкую музыку). Но прежде чем он ответит, члены группы должны отгадать его ответы, предложив свой вариант.

Фотография

Возьмите в руки фотографию незнакомого человека в журнале или газете. Вглядитесь в лицо. Постарайтесь понять его настроение, чувства, ощутите эмоциональный отклик на его состояние. Опишите возникающее при этом чувство, стремясь точно передать его оттенки, нюансы. Попытайтесь войти в образ этого человека, представьте себя в его ситуации, в его настроении и попробуйте вести себя так, как мог бы вести себя данный человек.

Обратите внимание на позу, одежду. Постарайтесь определить характер, род занятий, стиль жизни человека, придумайте его биографию. Как вы полагаете, могли бы вы быть с ним в дружеских отношениях? Могли бы вы быть коллегами по работе? Если бы этот человек был учителем, какой бы предмет он преподавал? Что еще можно сказать об этом человеке?

Попутчик

В транспорте мельком посмотрите на лицо своего соседа. Незаметно окиньте взглядом его лицо, одежду, позу. Подумайте, кем он работает, какой у него характер, как он живет. Определите возраст. Постарайтесь почувствовать его настроение. Не смотрите навязчиво на человека. Отрабатывайте способность по одному взгляду определять индивидуально-психологические особенности людей. Доверяйте первому ощущению и не искажайте его последующими интеллектуальными интерпретациями.

Догадайтесь сами

Когда по телевидению демонстрируется какой-нибудь фильм или спектакль, выключите звук, а изображение оставьте. Попробуйте определить, о чем говорят люди, какие у них цели, мотивы, кто из них атакует, а кто - защищается. Через 5-7 минут

163

включите звук: правильно ли вы определили предмет беседы? Если ошиблись, то в чем и почему?

Голос по телефону (по Н.В. Самоукиной)

По первым словам, сказанным вам по телефону, постарайтесь определить характер предстоящего разговора и цели вашего абонента: вас будут просить о чем-то, сообщать важную информацию, благодарить, выражать симпатию или демонстрировать агрессию и негативизм. Поддерживая разговор, представьте лицо собеседника, мысленным взором окиньте обстановку, в которой он находится. Если вы разговариваете с незнакомым человеком, постарайтесь мысленно нарисовать его портрет.

Кто как поведет себя

Цель игры состоит в отгадывании человека, которого загадала группа. Все участники садятся в круг, по желанию выделяется ведущий. Он выходит из комнаты, а группа выбирает человека из оставшихся в комнате. Каждый игрок придумывает ему характеристику с помощью описания некоторых конкретных ситуаций и поведения данного человека в заданных условиях. Например, группа договаривается, что предметом игры станет ситуация: "В транспорте ему наступили на ногу...". Дальше описывается поведение человека - что он сказал, в каком тоне, что сделал, как посмотрел и т. п. После того как все участники (в том числе и тот, кого загадали) по кругу высказали свой прогноз, ведущий должен сказать, кого выбрала группа. После игры анализируются основания и критерии, на основе которых ведущий принял решение. (Возможные ситуации: Ему не достались туфли в магазине... Заболела мама... Он поссорился с коллегой... Его вызвали к начальству... и др.).

Допиши рассказ

Возьмите рассказ В. Токаревой "День без вранья" об учителе французского языка. В рассказе есть описание того, как обычно проходят эти уроки. Затем главный герой решает все изменить. Предположите вначале новый ход урока, а потом сравните с вариантом рассказа.

Предположение

После посещения школьного урока оцените предположительно индивидуальные способности какого-нибудь ребенка и составьте психолого-педагогическую характеристику, которую затем сравните с характеристикой классного руководителя.

Правилен ли прогноз? (по С.А. Гильманову)

Предскажите преподавателю, как отреагирует тот или иной студент на:

164

  • - ваше обращение к нему с шуткой;
  • - необычный поступок с вашей стороны;
  • - обращение к нему педагога с вопросом.

(Студент тихо сообщает преподавателю прогноз, после чего следуют действия, затем прогноз обсуждается в группе).

Попытайтесь представить внутреннее состояние конкретного знакомого вам школьника при произнесении вами фразы "открой книгу и начинай работать" в тоне:

  • - грубого приказа;
  • - строгого указания;
  • - мягкого приказа;
  • - мягкой просьбы с улыбкой;
  • - проникновенной, убеждающей просьбы. Предскажите и опишите ситуацию.

Интуитивная диагностика (по С.А. Гильманову)

Объясните смысл:

  • - законов диалектики;
  • - идеи стихотворения;
  • - перестройки;
  • - периодического закона химических элементов, открытого Д. И. Менделеевым;
  • - понятия "культ личности" для:
    • а) учащихся первого класса;
    • б) восьмого класса;
    • в) взрослого неграмотного человека.

Речь

Выступите с речью перед студенческой аудиторией на тему "Быть или не быть учителем?" ("Как перестраивать школу", "Кто должен воспитывать ребенка?" и т. д.) от лица: старого, опытного учителя; молодого, начинающего учителя; школьной технички и т. д. Постарайтесь сделать это с юмором.

Чужая компания (по А. А. Леонтьеву)

Понаблюдайте за учениками незнакомого класса (и вообще любой организованной группы людей) и ответьте: а) Кто из группы пользуется наибольшей популярностью и уважением? б) Кто пользуется наименьшей популярностью? в) Кто входит в негласный актив класса? Кто есть кто в активе (организатор, эмоциональный лидер и т. д.)? г) Кто наибольший индивидуалист? д) Какие группы людей связаны более близкими отношениями и что их может связывать?

Беседа незнакомых

Не упускайте случая понаблюдать за беседой незнакомых людей, отвечая при этом на вопросы:

165

  • а) Каков характер их отношений (деловые, простое знакомство, приятельские, близкая дружба, любовь, родственные отношения)?
  • б) Какое общение происходит: ролевое или личностное?
  • в) Если общение ролевое, то какие роли проигрывает каждый (настоящий мужчина, деловой человек и т. п.)?
  • г) Кто лидер контакта и кто находится в более высокой социальной позиции?
  • д) Есть ли у беседы подтекст? Если да, то какой?
  • е) Естественно ли поведение собеседников?
  • ж) Если нет, почему (за счет личностных особенностей, темы разговора, эмоционального состояния и т. п.)?
  • з) Каким будет конец беседы (конфликт или синтонность)? и) Как конкретно будет завершаться беседа (техника выхода из контакта)?

Эмпатия - один из основных компонентов предкоммуникативной ориентировки в партнере по общению - очень важное для педагога качество. Сформировать эмпатию как средство познания других людей могут помочь, например, следующие упражнения.

Чье мнение? (по Л.И. Маленковой)

Один из членов группы выходит из класса. Остальные участники характеризуют его, причем только в положительном ключе. Кто-то из группы протоколирует содержание высказываний и указывает автора. Затем приглашается уходивший и ему зачитывается перечень мнений, но без указания авторов. Главная задача вошедшего - определить, кто мог о нем такое сказать. Выслушав мнение, он пытается понять, кому оно принадлежит. В заключение "секретарь" указывает авторов мнений.

Чувство другого (по Н.П. Аникеевой)

Два человека, встав спиной друг к другу, по сигналу руководителя начинают удаляться в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, почувствовав тот момент, когда партнер тоже хочет оглянуться. Затем они обмениваются ощущениями.

Живая скульптура (по А.Б. Добровичу)

Одного из студентов (по желанию) ставят перед всеми и объявляют "глиной". Любому желающему предлагается в качестве скульптора вылепить данного человека, каким он представляется ему. Грубые прикосновения к "глине" запрещены. Желая придать человеку ту или иную позу, "скульптор" имеет право лишь на легкое касание, инструктирующий жест и тихое обращение. "Скульптор" тихо сообщает одному из присутствующих, что именно он

166

хотел передать в "произведении", а "глина" тихо говорит собственное суждение о замысле "скульптора". Несовпадение концепций "скульптора" и "глины", которые потом зачитываются вслух, дает повод задуматься о трудностях интуитивного постижения людей. Это полезно, так как учит более вдумчивому общению.

Он - эмоция (по Н.В. Самоукиной)

Напишите 5 - 7 карточек с обозначением эмоций. Вспомните учеников, с которыми вы работали на педагогической практике, и подберите кого-то из них к этому слову. Кто подходит? Кто внутренне "похож" на это слово? Образ какого ученика соответствует этой эмоции? Такая игра помогает лучше понимать ребят, их настроение, состояние, индивидуальные особенности.

167



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved