ВВЕДЕНИЕ

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм. Последнему уделяется пока незаслуженно мало внимания. Учителя недооценивают роль эмоционально-образного компонента в своей деятельности. Хотя всем, кто побывал в роли учеников, трудно не согласиться со словами М. Шагинян о том, что сила действия урока целиком зависит именно от личности самого учителя, от его персонального обаяния, от оригинальности его характера, от выразительности и интересности его поведения в классе.

Педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога. Речь идет о равнозначной гармоничной представленности в содержании образования трех взаимосвязанных блоков, в которых отражены знания, эмоции и вера. Дело не столько в том, какая исповедуется религия, сколько в более универсальном смысле, лежащем в основе всех вероучений: вере как едва ли не решающем побудительном мотиве всех действий человека в мире, вере как основе, без которой непостижимо представление о смысле бытия, о перспективности существования человеческого рода вообще. Эти три блока присутствуют всегда и везде там, где реализуется общечеловеческая задача передачи опыта предков новой генерации во имя выживания и прогресса1.

Ныне, в условиях непредсказуемо быстрого вхождения человечества в информационную цивилизацию, равноправное значение

5

этих блоков становится все более очевидным, а их реализация в системе образования и его структуре - приоритетной задачей для нашей педагогической действительности. Не овладев общими основами современной культуры, человек теряется перед жизнью. Без навыков саморазвития и информационной культуры, без терпимости к чужому мнению или верованию, без эмоциональной пластичности он не способен адаптироваться к быстро меняющимся жизненным ситуациям.

Р. Берне в книге "Развитие Я-концепции и воспитание" (М., 1986) справедливо заметил, что во все времена подлинные педагоги подчеркивали значение эмоциональных аспектов в воспитании и общении; однако если раньше внимание обращали прежде всего на отрицательные эмоции, такие, как страх перед наказанием или неудачей, то нас больше интересуют возможности положительного воздействия эмоциональных переживаний в воспитательно-образовательном процессе.

Новые исследования на стыке психологии и физиологии показали несостоятельность представлений о биполярности двух полушарий головного мозга и утвердили представление о его функционировании как целостной, единой системы, в которой вне развития правого полушария, "ведающего" фантазией, воображением, творчеством, немыслима и активизация полушария левого, "отвечающего" за анализ, логику, теоретические мыслительные навыки. Прямой же путь увеличения комплекса изучаемых наук и новых знаний бесперспективен, более того - блокирует мыслительный потенциал учащихся.

Нужен шаг к синтезу знания с верой и эмоциями, что позволит в перспективе отработать новое содержание образования, которое будет способствовать вхождению ученика в информационную цивилизацию не только как потребителя ее благ, но и как индуктора самодвижения самой этой цивилизации.

Для подготовки учителя к этому нужна особая технология профессионального обучения, поскольку такие качества, как эмпатия, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой - глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности.

Значение трансформации, интеграции достижений театральной педагогики с общепедагогическими положениями, вскрытие собственных "пластов" и возможностей педагогики, раскрывающих ее связи с театральным мастерством, трудно переоценить в педагогическом образовании.

Субъект-субъектные отношения между преподавателем и учеником, необходимость особой "технологии прикосновения" к

6

личности ребенка придают педагогическому процессу черту, объединяющую педагогику и искусство. "Технология прикосновения" складывается из мимических, пластических, интонационных, лексических умений педагога, его темпоритма, реактивности, эмоциональности, чувства меры, адекватного восприятия ребенка и других операционных умений, поэтому необходимо, чтобы в системе профессиональной подготовки студенты педагогических специальностей овладевали особого рода знаниями и практическими умениями. Это - овладение методикой определения и средствами достижения сверхзадачи взаимодействия с детьми; средствами актерской выразительности, умением тонко сочетать, с одной стороны, образное, а с другой - логическое; овладение приемами воздействия на внимание аудитории; приобретение умения управлять своим психофизическим аппаратом и творческим самочувствием для успешной организации общения, взаимодействия с учениками; умения эффективно действовать в условиях публичных выступлений и др. В этой связи представляется важным сосредоточить внимание на таких сторонах деятельности учителя, как образность и гибкость мышления, творческое самочувствие, саморегуляция психических состояний, умение привлечь и удержать внимание учеников, речевое искусство, выразительность, умения в области невербальной коммуникации.

Система воспитания людей театра перспективна для понимания сущности воспитательного взаимодействия, потому что, во-первых, она исследует природу творческого коммуникативного воздействия одного человека на другого, во-вторых, объясняет генезис творческого самочувствия в деятельности коммуникативного порядка и, что особенно важно, определяет пути управления им, в-третьих, раскрывает природу человеческой выразительности и пути ее развития.

Видные деятели театральной педагогики, актеры, режиссеры, драматурги К.С. Станиславский, М.А. Чехов, Е.Б. Вахтангов, М.О. Кнебель, Б. Брехт, Б. Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Г.В. Кристи, Л.П. Новицкая, С.В. Гиппиус, В.А. Петров определили роль и значение тренинга как формы занятия, стимулирующего активность студентов, играющего важную роль в развитии их профессионально-личностных качеств. Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности учителя внесли Ю.П. Азаров, В.М. Букатов, П.М. Ершов, А.П. Ершова, И.А. Зязюн, Ю.Л. Львова, В.А. Кан-Калик, В.Ф. Моргун, Е.А. Ямбург и др.

Артистизму нельзя обучить. Но можно научиться понимать его проявления, осознавать и по достоинству оценивать его значимость в педагогическом процессе. Можно развить некоторые качества личности (образное мышление, наблюдательность, воображение,

7

эстетику речи, пластическую культуру), напрямую связанные с артистизмом. Творчески одаренный человек может - если захочет - раскрыть, а затем усовершенствовать свои природные данные.

Будущему педагогу важно научиться ставить перед собой сверхзадачу своих действий, чтобы конкретные задачи текущего момента, технологические процедуры не дробили воспитательный процесс, не расчеловечивали его. Приемы создания творческого самочувствия, воспитание умения думать о сверхзадаче своих действий и т. д. - не самоцель для педагога, а средство создания и поддержания его постоянного "духовного тонуса".

В наше сложное время велика опасность того, что школа из "храма знаний" превратится в "рынок знаний", а усвоенные педагогом элементы педагогического артистизма окажутся всего лишь внешней упаковкой "товара". Чтобы этого не произошло, следует всегда помнить о том, что за актерской и режиссерской техникой должны стоять богатое внутреннее содержание личности, ее цельность и самобытность. Актерский талант только тогда будет подспорьем в учительской работе, когда он сопряжен со способностью педагога глубоко мыслить и чувствовать, постоянно совершенствоваться.

Педагогическое творчество может быть охарактеризовано не только как эффективное использование педагогических знаний, умений и навыков в деятельности, но и как применение художественной логики при решении собственно педагогических задач, что обеспечивает совершенствование творческого потенциала личности через систему эмоционально-образных механизмов. Важно осмысление современных требований к педагогу, особенностей этапа подготовки к профессиональной деятельности, необходимости скорейшего выявления собственной творческой индивидуальности и определение путей, ведущих к этому, а также понимание цели и перспектив проведения взаимообогащающих параллелей между педагогикой и театральным искусством. Рассмотрению этих вопросов посвящена первая глава.

Во второй главе сделана попытка раскрыть сущность педагогического артистизма, определить его место в структуре личности педагога, выявить структуру и компоненты. Особое внимание уделено речевому артистизму как яркому проявлению личности педагога, его умению творить в речи, вызывая у ребят эмоционально-чувственный отклик. Представлены компоненты речевого артистизма: энергетика, ассоциативность, выразительность, экспрессивность и др. Рассмотрены функции артистизма (мотивационная, аттрактивная, фасилитаторская и др.) в процессе педагогического общения.

В третьей главе представлены критерии и методы диагностики артистизма, выделены внешние и внутренние условия и способь его развития.

8

Четвертая глава "Практикум" содержит материал для практических занятий и методические рекомендации для студентов. Если объединить внутреннюю и внешнюю стороны творческого самочувствия, то ведущими в нем предстанут элементы органического действия, проявляющиеся в условиях деятельности: чуткое восприятие окружающего, память впечатлений, воображение и фантазия, непрерывная мысле-речевая сторона действия, направленное сосредоточенное внимание и рассредоточенное (многоплоскостное) внимание и переключение его, "мышечный контролер" целесообразных физических напряжений, взаимосвязь и взаимодействие с партнером, темпоритм действия и его изменения, оценка событий и фактов, последовательность и завершенность непрерывной цепочки отдельных действий, продуктивность действий, их осознанная цель. Поэтому в эту главу включены упражнения на названные элементы.

Учебное пособие содержит также вопросы для контроля, материалы для практических занятий, словарь основных понятий по курсу, список литературы. Приложение содержит рекомендации по развитию артистичности, программу и тематический план курса основ педагогического артистизма, советы по организации школьного театра и другие материалы.

9


1 См.: Разумный В.А. Содержание образования: Единство знаний, эмоций игры // Педагогика. - 1998. - № 5.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved