"Управление "психографией" (по А.А. Мурашову)
Слушатели, закрыв глаза, представляют себе картину, которая содержится в тексте. Это пейзажная миниатюра. В ходе словесного изображения пейзажа нужно увидеть на картине себя самого со стороны, понять какие-либо детали картины, ее тональность; перенести изображение и спроецировать его на стене и т. д.
Пример текста для работы:
"Осень. Золотая пора листопада. Неслышно падает, чуть заметно подрагивая от зябкого ветерка, тронутый позолотой мокрый листок, наполняя светом угасания дремлющую березовую аллею. Это зябкая искра подступающей осени, задумчивости и еле слышного звучания скрытой где-то в еловых глубинах лесной арфы. Аллея прямая, уходит вдаль, соединяясь где-то вдали с голубовато-серым небом. Полусон, полушепот, полузабвение недавних летних дней. Листок все кружится в воздухе, словно исполняет одинокий вальс прощания. Мы обходим притаившуюся у дороги молодую сосенку, она, кажется, выбежала вперед и замерла в предзимнем оцепенении, очарованная золотым свечением берез. Темный еловый бархат, нависающий над аллеей, словно распахнувшийся занавес той сцены, путь на которую предначертан осенью..."
Важно, чтобы в тексте содержалось как можно больше цветовых пятен и звуковых характеристик, чтобы отчетливо просматривались определенные физические состояния (зябкий, дремлющий), помогающие ощутить сказанное и подключиться к изображаемому.
Путешествие картины
Студенту показывается репродукция известного полотна и предлагается рассказать о том, что там изображено. После одной-двух фраз он передает репродукцию другому, который тоже добавит свою фразу. Таким образом организуется целостный этюд или рассказ со своим сюжетом.
Кого же выбрать? (по А.А. Мурашову)
Представьте, что вы главный режиссер готовящегося спектакля о России XIX века. Возможно, в спектакле есть роли Пушкина, Николая I, Наполеона, Герцена, Достоевского... Сумеете ли вы подобрать актеров для исполнения ролей?
А теперь спектакль о жизни города в конце XX века. Подберите актеров на роли "нового русского", богемной дамы, первой леди страны, "знойной женщины - мечты поэта" (с блеском сыграла эту роль Н. Крачковская, а кто будет у вас?), прагматичной
155
деловой дамы, прошедшей этапы "учительница - челночница - брокер - народный избранник - министр".
Почему вами выбраны именно эти актеры? Аргументируйте, обращаясь к их облику и особенностям риторического типажа.
Реальный предмет
Представьте себе перечисленные ниже образы; сосредоточтесь на их созерцании. Сфокусируйтесь сначала на общем впечатлении, а затем погрузитесь в детали. Дайте время образу стать устойчивым и резким. Например, представьте родителя, которого вызвали в школу по поводу плохого поведения его ребенка; учителя, гордящегося своими учениками; ученика, который не хочет отвечать; лицо учителя, который слушает неправильный ответ ученика.
Мысленные картины
Представьте себе 5 голубых предметов в школе (книгу, доску...).
Отчетливо представьте себе 5 предметов в школе на букву А (атлас, альбом...).
Представьте 5 предметов меньше вашего мизинца (колпачок ручки, горошина...).
Представьте 5 предметов больше автобуса (кит, поезд...).
Представьте 5 вещей в школе, доставляющих вам радость (ответы любимых учеников, интересные уроки...).
Не очень реальный предмет
Нарисуйте в уме картины, образы предметов, которых вы никогда в жизни не видели (единорог, шестирукий бог, шоколадная река, третья мировая война, говорящий жираф, хор ангелов, тридцатиногий муравей).
Постарайтесь представить предметы, которых нет перед вами и которые носят странные названия: абракадабра, чашка с ручкой внутрь, веник из слоновой кости, дырдоска (окказионализм А. Неверова), тремендоксициллин, ясь (В. Маяковский), головотяпарь, умоотвод (А. Герцен).
Точность, логичность, образность (по А.А. Мурашову)
По методике Ч. Зденека преподаватель предлагает абстрактное изображение одному из студентов (другие не видят изображенного); тот излагает видимое им остальной группе, предлагая зарисовать то, о чем услышали. Вопросы к говорящему не допускаются. По степени соответствия нарисованного студентами тому, что действительно изображено на листе, оценивается их образное мышление и речевые качества говорящего.
Рисунки могут быть примерно такими:
156
Биография спичечного коробка
Пофантазируйте и представьте себе, где, когда и как его делали. То же расскажите о вашей ручке, сумке, часах.
Живые вещи
Подумайте и скажите, на какое животное похожа парта? Постарайтесь "вписать" ее в естественные формы животного (сколько ему лет, какой у него характер, что он любит, о чем мечтает?). А на что похож школьный ранец? А бант на голове первоклассницы 1 сентября?
Фантазер
- Придумайте несуществующий пока еще прибор, необходимый в школе; опишите и обоснуйте его технические характеристики.
- Придумайте несуществующий предмет (школьную дисциплину) и назовите его. Опишите его.
- Предложите проблему, решение которой облагодетельствовало бы педагогическое сообщество. Опишите свой способ ее решения.
- Придумайте гимн любителей перемен (перерывов между уроками), любителей писать мелом, любителей пирожков из школьного буфета и т. д.
Что это такое?
Нарисуйте две окружности - большую и маленькую (одна в другой). Глядя на рисунок, скажите, что это может быть (яичница, колесо, косточка в абрикосе, сомбреро, глаз альбиноса, орбиты Меркурия и Венеры, цоколь лампочки и т.д.). Не останавливайтесь на первой же идее. Продолжайте искать.
Изменение контекста
Придумайте 10 способов применения скрепки (кроме того, чтобы держать вместе бумаги, письма и другие документы). Например: починить очки с ее помощью, взломать замок и т. п.
В цирке
Представьте, что вы - ребенок в цирке, скучающий ученик на уроке. Начните действенно фантазировать, помогите себе вопросами:
157
что я вижу вокруг? что слышу? когда это происходит? с кем я? и т.д.
Что дальше?
Представьте:
- что класс, в котором проходит урок, взлетает со всеми присутствующими; придумайте конец путешествия;
- что в помещении возникает невесомость, по воздуху плывут тетради, учебники, стулья; подумайте, чем это закончится;
- что в класс входит ученый (литератор, композитор, художник, математик), внесший значительный вклад в ту область, которая является темой вашего урока; как будут развиваться события?
Рядом с художником
(упражнение на развитие зрительно-художественной образности)
Произнесите монологи от имени:
- - главного героя, его мамы, старшей сестры, младшего брата (Ф. П. Решетников "Опять двойка");
- - мальчика (В.А.Серов "Дети");
- - мальчика (В.Е. Маковский "Свидание");
- - девочки (К.С. Петров-Водкин "Тревога"). Выполняющий должен войти в образ и сыграть персонаж. Составьте биографию по портретам (например, "Вдовушка" по П.А. Федотову).
Образы идей
Вообразите себе идею Красоты. Скажите, вы видите определенный конкретный образ или способны создать абстрактный образ Красоты вообще, не представляя себе ничего частного? Еще несколько абстрактных понятий, внутренний образ которых вам предлагается создать: порядок, энергия, мир, гармония, общение.
Теория в образах (по С.А. Гильманову)
(развитие образного мышления, выстраивание цепи образных ассоциаций, чувство учебного материала, перевод понятий в образы и наоборот)
Придумайте образные наименования отдельной единице учебного материала (темы, параграфа, раздела). Ассоциации должны носить образный, но понятный характер. Стремитесь к свежести, необычности. Составьте опорные конспекты отдельных тем с использованием образной символики. Придумайте так быстро, как только сможете, собственную классификацию методов обучения и воспитания; систему уроков по изучению конкретной темы; "Кодекс чести" для класса; собственную структуру внутришкольного
158
управления; учебный план для вашей авторской школы; собственную программу преподавания вашего предмета по годам обучения; программированное задание для изучения какой-либо темы.
Бином
Подумайте и напишите на листке два столбика из четырех слов каждый (названия любых предметов, явлений, животных и др.). Для каждой из четырех пар слов - по одному слову из каждого столбика - придумайте некоторые связывающие их ассоциации, причем чем больше, тем лучше. Ассоциации должны быть неожиданными. Например, слова "кошка" и "лампочка": кошка греется под лампочкой; кошка круглая и теплая, как лампочка; глаза у кошки горят, как лампочки; форма головы у кошки напоминает лампочку.
Бег ассоциаций
Сидящий с краю произносит вслух два случайных слова, например, "сейф" и "апельсин". Следующий участник вслух описывает возникший образ, соединяющий второе слово с первым. Например: из открытого сейфа выкатывается апельсин. Затем второй участник называет свое слово, например "яйцо". Третий участник связывает второе слово с третьим какой-нибудь фразой и задает свое слово и т. д.
Ассоциативная память
Вам будет предложено 3 пары слов, обозначающих предметы. Работать надо с каждой парой предметов по очереди. За 5 минут найдите 10 сходных свойств предложенных предметов (например, они имеют общую окраску, размер, встречаются только летом и т.д.):
1. самокат и мухомор; 2. стакан и петух; 3. кошка и яблоко.
Метафоры (по С.В. Гиппиус)
Ведущий произносит: "Гаснут..." Все участники описывают, что они увидели на своем внутреннем экране (звезды, окна, силы, глаза...). Это упражнение совершенствует ассоциативное мышление и фантазию. Другое слово - "Кипит" (вода, работа, гнев...). "Рождается" (мысль, человек, образ...). Назовите свои слова.
Установление связей (соединение разнородных идей)
Что получится, если соединить лампочку с ручкой (ручка со встроенным источником света для писания в темноте...)? кресло с карандашом? дверь с окном?
159
Практика повседневного творчества
Выберите любое рутинное занятие, которое вы выполняете регулярно (заполнение журнала, подготовка к уроку, приготовление пищи), и придумайте способ сделать это занятие более творческим.
Каждый день изобретайте новое слово и придумывайте для него значение.
Каждый день рождайте новые мысли.
В течение недели каждый день придумывайте новый способ представления учебного материала (доброго обращения к ученику, неожиданного начала урока, оригинального способа оценки успеваемости).
Займитесь синтезом
Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде:
- Чем пахнет слово "учитель"?
- Каково на ощупь число 7?
- Какой вкус у сиреневого цвета?
- Какая форма у среды (как она выглядит)?
- Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?
Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.
Магнитофон
Вы - звукооператоры, осваивающие внутренний "магнитофон". Воспроизведите в уме следующие музыкальные отрывки. Постарайтесь услышать мелодию, оркестровку, слова.
Классическая музыка: "Лунная соната" Бетховена. "Времена года" Вивальди. Детская песня "Чему учат в школе". Звуковое оформление фильма "Ирония судьбы". Народная музыка: "Ой, мороз, мороз", "Шумел камыш", "Миленький ты мой", "Окрасился месяц багрянцем", "Черный ворон", "Степь да степь кругом", "Вечерний звон".
Соноскоп
Этот фантастический прибор способен по звуку увидеть любую вещь. Закройте глаза и угадайте, по какому предмету ваш товарищ стучит ручкой (стол, книга, доска, часики, окно).
Музыкальный образец (по С.А. Гильманову)
(развитие музыкальной образности, эмоциональности, связи слуховых музыкальных образов с педагогической деятельностью)
160
Подумайте, какая музыка может охарактеризовать план урока, разработанный вами (эстрадная, джазовая, классическая, народная)? Желательно назвать конкретное произведение, обосновать его связь с темой урока, аранжировку - с организационными формами урока.
После прослушивания музыки ("Тоска по родине" М. Огиньского, вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина "Метель" Г. Свиридова и др.) расположите в ее духе учебный материал; составьте монолог с жестикуляцией на тему занятия.
Чем отличаются современные дети от детей XIX века? (По циклу "Детская" М.П. Мусоргского).
Опишите душевные движения представленного в цикле ребенка и сравните их с переживаниями современных детей.
Можете ли вы назвать или отыскать произведение, подобное которому слышал Петя Ростов накануне своей гибели? (Л. Н. Толстой. Война и мир, т. 4, часть третья, гл. 10). Случалось ли так же вам слышать "свою" музыку?
Кроме словесно-логической и наглядно-образной различают еще один вид памяти - эмоциональную, которая особенно ярко и живо воспроизводит те или иные пережитые чувства и все то, что с ними по ассоциации связано.
Эмоциональная память необходима в творчестве учителя не меньше, чем в творчестве актера, так как и тому и другому приходится жить повторными чувствами, ранее уже пережитыми, знакомыми по жизненному опыту. При поиске материала для эмоциональной памяти следует пользоваться не только тем, что мы сами пережили, т. е. собственными чувствами, но и тем эмоциональным материалом, который поступает и фиксируется в нашей памяти от простого сочувствия, то есть эмоциональным воспоминанием свидетеля.
Кроме повторных переживаний существуют также и повторные ощущения. Они вызываются памятью пяти чувств (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание). Органы чувств оказывают влияние на воспоминание эмоциональной памяти.
- Представьте себе во всех деталях ребенка 2 - 3 лет, дом за городом, гроздь винограда, собаку, праздничный салют, зиму, милосердие и т. д.
- Попробуйте послушать вой ветра за окном; прибой морской волны, плач ребенка, капель при таянии снега весной, гитару, колку дров, шум машины, шаги по хрустящему снегу, шум сосен, настройку оркестра перед началом спектакля, раскаты грома, пение птиц, тембр знакомого голоса, мелодию песни.
161
- Понюхайте, здесь "пахнет" морем, рекой, сиренью, спиртом, жареной курицей, бензином, вином, кофе, йодом, елкой, дымом, сыростью, яблоками и т. д.
- Представьте, что у вас во рту шоколад, мороженое, лимон, дыня, апельсин, зубная паста, горячий вареный картофель, клубника, сыр, лед, щавель, холодная вода и т.д.
- Представьте себе, что вы берете в руки снежный комок; опускаете руку в горячую, холодную воду; гладите кошку; щупаете меховой воротник, шелковую ткань, бархат, кожу; берете в руки мокрый песок; надеваете на тело шерстяную кофту, закутываетесь в мокрую простыню; купаетесь в холодной воде; пьете горячий чай, обжигаете язык; хватаетесь за железную ручку на морозе; трогаете вату.
- Вспомните случай, когда вы, замерзший, пришли с улицы в теплое уютное помещение; вам было очень жарко, вы с жары вышли в прохладное помещение; физически очень устали, не спали несколько суток, были голодны, сильно промокли под дождем.
- Педагог называет предметы, затем через паузы добавляет к ним определения: кошка... черная... большая; скатерть... бархатная... с кистями и т. д. Старайтесь постепенно обогащать появившийся первоначально у вас образ.
- Вспомните случай, когда вы были чем-нибудь недовольны, чего-то боялись, скучали; завидовали кому-то, на что-то злились; совершили поступок, за который вам было стыдно; проявляли любопытство; выздоравливали после долгой болезни; достигли личного успеха; получили подарок; готовились сделать подарок, была неприятная беседа и т. д. Вспомните то время своей жизни, когда вы были уверены, что по-настоящему любимы. Выберите эпизод этого периода и заново переживите его во всех деталях. Или вспомните те моменты, когда вас озарило вдохновение... вы были захвачены чтением, работой, музыкой. Ответьте себе, каковы самые существенные особенности этого переживания.
- Определите, какие воспоминания эмоциональной памяти и какие повторные чувствования вызывают у вас следующие слова: напряженная атмосфера в классе; тишина в полном детьми классе; атмосфера творческого поиска в классе; все дети по-доброму улыбаются.
162