Практикум "Внимание. Наблюдательность"

Упражнения этого практикума можно для удобства разделить на шесть групп: связанные со зрительным вниманием; слуховым вниманием; осязательным вниманием; общим вниманием; кругами внимания; переключением внимания.

Упражнения на зрительное внимание

  1. Возьмите какой-нибудь предмет (ручку, часы, брелок и т. д.) и рассмотрите форму, цвет, особенности и детали. Потом, прикрыв предмет, расскажите о нем все, что запомнилось, привлекло внимание. После этого вновь посмотрите на предмет, проверяя и сравнивая свой рассказ с характеристикой реального предмета.

150

  1. Рассмотрите на открытках изображенных на них людей, потом уберите открытки и по памяти расскажите увиденное.
  2. Внимательно рассмотрите сидящего рядом с вами соседа (как он одет, какие цвета преобладают в одежде, в какой позе он сидит). Потом, отвернувшись от него, опишите его.
  3. Рассмотрите какой-нибудь узор, затем нарисуйте его по памяти.
  4. Повторите позы изображенных на открытках людей. (Можно использовать открытки и с групповыми портретами.)
  5. Составьте из спичек какую-нибудь фигуру (или просто бросьте их с небольшой высоты - сложится определенная комбинация). Потом, закрыв ее, сделайте из спичек такую же.
  6. Вызываются двое студентов. Один по своему усмотрению исполняет 3 позы, внутренне их оправдывая. Второй же внимательно наблюдает, исполняет сам эти позы, найдя свое оправдание.
  7. Постарайтесь найти в помещении какой-нибудь объект внимания и увлеките себя им: придумайте, почему он вам может быть интересен, докажите себе, что он стоит внимания. Чтобы избежать простого "глядения" на этот предмет, подробно опишите его качества.
  8. Развитию навыков собранности, сосредоточенности, умению работать в коллективе могут способствовать такие, например, упражнения из области театральной педагогики: а) встаньте в строй по росту, в алфавитном порядке (по фамилиям, именам), по цвету волос (от самых светлых к самым темным); б) назовите самый дальний и самый близкий объекты в поле вашего зрения; в) перечислите в аудитории все предметы определенного цвета и оттенка; предметы, названия которых начинаются с одной буквы алфавита; г) точно воспроизведите ряд движений, проделанных товарищем; д) запомните расположение предметов на столе, с тем чтобы выйдя из комнаты и вернувшись, точно рассказать об изменениях, произведенных в ваше отсутствие; е) рассмотрите глаза товарищей, расскажите, какой они формы, цвета, каково их выражение, по памяти. Затем проверьте наблюдения, найдите тонкости, не замеченные с первого раза.
  9. Совет-упражнение К. Паустовского: "Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что это вам обязательно надо написать красками. В трамвае, в автобусе - всюду смотрите на людей именно так. И вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь. А потом уже не надо будет понуждать себя к этому"1.

151

  1. Упражняйтесь на улице в мгновенном фотографировании. Приглядитесь к лицу незнакомого человека в транспорте, в очереди и т. д. Отведите взгляд и восстановите изображение в памяти. Так же "фотографируйте" афиши, витрины, дома и т. д.
  2. Войдя в класс, бросив внимательный взгляд на аудиторию, определите, кто больше, кто меньше настроен на занятие, кто полностью "выключен" из взаимодействия.

Упражнения на слуховое внимание

  1. Послушайте и запомните звуки улицы, коридора и расскажите, что слышали.
  2. Найдите спрятанную вещь. Вызванному студенту показывают вещь и высылают его за дверь. Вещь сообща прячут остальные. Один из студентов должен следить за ищущим вещь и то усиливать, то делать тише какой-нибудь звук (например, стучать по парте) в зависимости от того, приближается или отдаляется ищущий от вещи. (Студент следящий делает упражнение на зрительное внимание).
  3. Из звуков улицы выделите шум машин, голоса людей, пение птиц и другие звуки.

Переключите внимание с шума улицы на звуки внутри дома: в аудитории, в коридоре, на верхних и нижних этажах. Постарайтесь определить, что там происходит.

Среди окружающих звуков выделите самый высокий и самый низкий, самый громкий и самый тихий.

Слушайте речь товарища, воспроизведите его интонацию, произношение, уловите дикционные недостатки.

Упражнения на осязательное внимание

  1. Определить достоинство денежной монеты, не глядя.
  2. Определить на ощупь, что за предметы лежат на столе под платком.
  3. Определить по контуру буквы, вырезанные из картона.
  4. "Телефон". Усадив всех студентов в линию друг за другом, педагог пальцем на спине сидящего последним пишет начальную букву задуманного им слова "стол" - С. Получивший эту букву пишет ее на спине следующего и т. д. Затем - вторую букву и т. д. Предлагается угадать задуманное слово.
  5. Определите на ощупь материал, форму, предмет, по руке узнайте товарища, определите температуру в комнате.

Групповые упражнения на общее внимание

Эти упражнения позволяют развивать чувство коллективности, тренировать способность удерживать в поле зрения большое пространство.

152

Пишущая машинка

Между студентами распределяются буквы алфавита и предлагается "напечатать" какую-нибудь известную фразу или пословицу. Например, ум - хорошо, а два - лучше и др. Интервалы между словами отмечает вся группа - стучит ногами об пол, а в конце строчки встает. Для разнообразия можно обозначить буквы поднятием руки или вставанием.

Что изменилось?

Группа делится на две подгруппы. Одна будет объектом внимания, другая - фиксирует свое внимание на действиях первой подгруппы.

Исходное положение: первая группа садится на стулья полукругом. Студентам предлагается взять в руки какие-нибудь предметы и рассматривать их, находясь при этом в самой непринужденной позе. По хлопку он должны "застыть". Второй группе студентов предлагается внимательно рассмотреть позы застывших и запомнить их. Затем они выходят из класса. В это время "застывшие" меняют свои позы. Вновь вошедшим студентам надо определить, что изменилось.

"Да" и "нет" не говорить

"Водящий" (сначала преподаватель) задает вопросы, ответы на которые не должны включать слов "да", "нет", "черный", "белый"; затем эти вопросы продолжает тот, кто употребил одно из этих слов. Вопросы задаются разным участникам группы вне какой-либо последовательности, чтобы табуированные слова, к которым впоследствии присоединятся "ну", "короче", "так сказать", "типа того", "конкретно", "это самое", стали сигналами "нельзя!" уже на сверхсознательном уровне. Так обеспечивается и чистота речи.

Эстафета

Сочиняется вслух рассказ или стих. Метод - кольцовка. Услышав первую фразу, слушатель подхватывает ее и передает эстафету другому. Так сочиняются исключительно занимательные истории, но их подлинным героем является многократно увеличивающийся объем внимания.

Упражнения на круги внимания

  1. Рассмотрите весь класс, а затем, закрыв глаза, расскажите, какие предметы в нем есть.
  2. Предложите каждому рассмотреть всех и определить, какой цвет преобладает в одежде (время - 30 секунд). Затем сравните варианты.

153

  1. Определите для себя малый, средний, большой круги внимания. Например, представьте себе детскую игрушку (плюшевого мишку) - объект -точка. Представьте себе витрину прилавка магазина с игрушками - малый круг внимания. Весь магазин с различными отделами игрушек - средний круг внимания. А ярмарка, на которой находится магазин, - большой круг внимания.
  2. Сфокусируйте внимание на объектах, разноудаленных от вас: ученик - малый круг внимания, часть класса - средний круг внимания, весь класс - большой круг внимания.

Упражнения на переключение внимания

На уроке ежеминутно приходится иметь дело с несколькими объектами и плоскостями внимания. "Одновременность" внимания к нескольким объектам только кажущаяся, а на самом деле в психической деятельности человека происходит очень быстрое переключение внимания с одного объекта на другой. Это-то и создает иллюзию "одновременности" и непрерывности внимания к нескольким объектам. Многие совершаемые действия человек выполняет механически. Внимание тоже может стать механическим, автоматическим. Для этого есть специальные упражнения.

  1. Студенту дается коробок спичек. Считая спички, он должен одновременно рассказывать сказку или сюжет кинофильма.
  2. Студенту дается лист бумаги и предлагается быстро решить пример (182 умножить на 24). А в это время кто-то другой должен отвлекать его вопросами, требуя исчерпывающего ответа.
  3. Педагог раздает присутствующим порядковые номера и предлагает каждому мысленно читать какое-нибудь стихотворение. Спустя 2 - 3 секунды после начала упражнения педагог называет какой-нибудь номер. Студент с этим номером должен встать и продолжить читать вслух, пока не будет назван следующий номер. Предыдущий продолжает читать стихи мысленно.
  4. Представьте, что ваши сокурсники - это класс. Вам (учителю) понадобилось на уроке срочно обсудить свою сегодняшнюю занятость с коллегой. Разговаривайте с ней, следя при этом за классом, а потом расскажите, что, например, делали ребята на задней парте или в углу класса.
  5. Упражнение, развивающее способность к распределению внимания, можно выполнять дома в течение 15 - 20 минут. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (лучше художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и краем глаза смотреть телевизор. Проследите за собой: через сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступает через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали, и восстановить виденное на экране.

154


1 Паустовский К. Сочинения. - М., 1968. - Т. 2. - С. 681.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved