|
|
|
|
|
Упражнения этого практикума можно для удобства разделить на шесть групп: связанные со зрительным вниманием; слуховым вниманием; осязательным вниманием; общим вниманием; кругами внимания; переключением внимания.
- Возьмите какой-нибудь предмет (ручку, часы, брелок и т. д.) и рассмотрите форму, цвет, особенности и детали. Потом, прикрыв предмет, расскажите о нем все, что запомнилось, привлекло внимание. После этого вновь посмотрите на предмет, проверяя и сравнивая свой рассказ с характеристикой реального предмета.
150
- Рассмотрите на открытках изображенных на них людей, потом уберите открытки и по памяти расскажите увиденное.
- Внимательно рассмотрите сидящего рядом с вами соседа (как он одет, какие цвета преобладают в одежде, в какой позе он сидит). Потом, отвернувшись от него, опишите его.
- Рассмотрите какой-нибудь узор, затем нарисуйте его по памяти.
- Повторите позы изображенных на открытках людей. (Можно использовать открытки и с групповыми портретами.)
- Составьте из спичек какую-нибудь фигуру (или просто бросьте их с небольшой высоты - сложится определенная комбинация). Потом, закрыв ее, сделайте из спичек такую же.
- Вызываются двое студентов. Один по своему усмотрению исполняет 3 позы, внутренне их оправдывая. Второй же внимательно наблюдает, исполняет сам эти позы, найдя свое оправдание.
- Постарайтесь найти в помещении какой-нибудь объект внимания и увлеките себя им: придумайте, почему он вам может быть интересен, докажите себе, что он стоит внимания. Чтобы избежать простого "глядения" на этот предмет, подробно опишите его качества.
- Развитию навыков собранности, сосредоточенности, умению работать в коллективе могут способствовать такие, например, упражнения из области театральной педагогики: а) встаньте в строй по росту, в алфавитном порядке (по фамилиям, именам), по цвету волос (от самых светлых к самым темным); б) назовите самый дальний и самый близкий объекты в поле вашего зрения; в) перечислите в аудитории все предметы определенного цвета и оттенка; предметы, названия которых начинаются с одной буквы алфавита; г) точно воспроизведите ряд движений, проделанных товарищем; д) запомните расположение предметов на столе, с тем чтобы выйдя из комнаты и вернувшись, точно рассказать об изменениях, произведенных в ваше отсутствие; е) рассмотрите глаза товарищей, расскажите, какой они формы, цвета, каково их выражение, по памяти. Затем проверьте наблюдения, найдите тонкости, не замеченные с первого раза.
- Совет-упражнение К. Паустовского: "Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что это вам обязательно надо написать красками. В трамвае, в автобусе - всюду смотрите на людей именно так. И вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь. А потом уже не надо будет понуждать себя к этому"1.
151
- Упражняйтесь на улице в мгновенном фотографировании. Приглядитесь к лицу незнакомого человека в транспорте, в очереди и т. д. Отведите взгляд и восстановите изображение в памяти. Так же "фотографируйте" афиши, витрины, дома и т. д.
- Войдя в класс, бросив внимательный взгляд на аудиторию, определите, кто больше, кто меньше настроен на занятие, кто полностью "выключен" из взаимодействия.
- Послушайте и запомните звуки улицы, коридора и расскажите, что слышали.
- Найдите спрятанную вещь. Вызванному студенту показывают вещь и высылают его за дверь. Вещь сообща прячут остальные. Один из студентов должен следить за ищущим вещь и то усиливать, то делать тише какой-нибудь звук (например, стучать по парте) в зависимости от того, приближается или отдаляется ищущий от вещи. (Студент следящий делает упражнение на зрительное внимание).
- Из звуков улицы выделите шум машин, голоса людей, пение птиц и другие звуки.
Переключите внимание с шума улицы на звуки внутри дома: в аудитории, в коридоре, на верхних и нижних этажах. Постарайтесь определить, что там происходит.
Среди окружающих звуков выделите самый высокий и самый низкий, самый громкий и самый тихий.
Слушайте речь товарища, воспроизведите его интонацию, произношение, уловите дикционные недостатки.
- Определить достоинство денежной монеты, не глядя.
- Определить на ощупь, что за предметы лежат на столе под платком.
- Определить по контуру буквы, вырезанные из картона.
- "Телефон". Усадив всех студентов в линию друг за другом, педагог пальцем на спине сидящего последним пишет начальную букву задуманного им слова "стол" - С. Получивший эту букву пишет ее на спине следующего и т. д. Затем - вторую букву и т. д. Предлагается угадать задуманное слово.
- Определите на ощупь материал, форму, предмет, по руке узнайте товарища, определите температуру в комнате.
Эти упражнения позволяют развивать чувство коллективности, тренировать способность удерживать в поле зрения большое пространство.
152
Пишущая машинка
Между студентами распределяются буквы алфавита и предлагается "напечатать" какую-нибудь известную фразу или пословицу. Например, ум - хорошо, а два - лучше и др. Интервалы между словами отмечает вся группа - стучит ногами об пол, а в конце строчки встает. Для разнообразия можно обозначить буквы поднятием руки или вставанием.
Что изменилось?
Группа делится на две подгруппы. Одна будет объектом внимания, другая - фиксирует свое внимание на действиях первой подгруппы.
Исходное положение: первая группа садится на стулья полукругом. Студентам предлагается взять в руки какие-нибудь предметы и рассматривать их, находясь при этом в самой непринужденной позе. По хлопку он должны "застыть". Второй группе студентов предлагается внимательно рассмотреть позы застывших и запомнить их. Затем они выходят из класса. В это время "застывшие" меняют свои позы. Вновь вошедшим студентам надо определить, что изменилось.
"Да" и "нет" не говорить
"Водящий" (сначала преподаватель) задает вопросы, ответы на которые не должны включать слов "да", "нет", "черный", "белый"; затем эти вопросы продолжает тот, кто употребил одно из этих слов. Вопросы задаются разным участникам группы вне какой-либо последовательности, чтобы табуированные слова, к которым впоследствии присоединятся "ну", "короче", "так сказать", "типа того", "конкретно", "это самое", стали сигналами "нельзя!" уже на сверхсознательном уровне. Так обеспечивается и чистота речи.
Эстафета
Сочиняется вслух рассказ или стих. Метод - кольцовка. Услышав первую фразу, слушатель подхватывает ее и передает эстафету другому. Так сочиняются исключительно занимательные истории, но их подлинным героем является многократно увеличивающийся объем внимания.
- Рассмотрите весь класс, а затем, закрыв глаза, расскажите, какие предметы в нем есть.
- Предложите каждому рассмотреть всех и определить, какой цвет преобладает в одежде (время - 30 секунд). Затем сравните варианты.
153
- Определите для себя малый, средний, большой круги внимания. Например, представьте себе детскую игрушку (плюшевого мишку) - объект -точка. Представьте себе витрину прилавка магазина с игрушками - малый круг внимания. Весь магазин с различными отделами игрушек - средний круг внимания. А ярмарка, на которой находится магазин, - большой круг внимания.
- Сфокусируйте внимание на объектах, разноудаленных от вас: ученик - малый круг внимания, часть класса - средний круг внимания, весь класс - большой круг внимания.
На уроке ежеминутно приходится иметь дело с несколькими объектами и плоскостями внимания. "Одновременность" внимания к нескольким объектам только кажущаяся, а на самом деле в психической деятельности человека происходит очень быстрое переключение внимания с одного объекта на другой. Это-то и создает иллюзию "одновременности" и непрерывности внимания к нескольким объектам. Многие совершаемые действия человек выполняет механически. Внимание тоже может стать механическим, автоматическим. Для этого есть специальные упражнения.
- Студенту дается коробок спичек. Считая спички, он должен одновременно рассказывать сказку или сюжет кинофильма.
- Студенту дается лист бумаги и предлагается быстро решить пример (182 умножить на 24). А в это время кто-то другой должен отвлекать его вопросами, требуя исчерпывающего ответа.
- Педагог раздает присутствующим порядковые номера и предлагает каждому мысленно читать какое-нибудь стихотворение. Спустя 2 - 3 секунды после начала упражнения педагог называет какой-нибудь номер. Студент с этим номером должен встать и продолжить читать вслух, пока не будет назван следующий номер. Предыдущий продолжает читать стихи мысленно.
- Представьте, что ваши сокурсники - это класс. Вам (учителю) понадобилось на уроке срочно обсудить свою сегодняшнюю занятость с коллегой. Разговаривайте с ней, следя при этом за классом, а потом расскажите, что, например, делали ребята на задней парте или в углу класса.
- Упражнение, развивающее способность к распределению внимания, можно выполнять дома в течение 15 - 20 минут. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (лучше художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и краем глаза смотреть телевизор. Проследите за собой: через сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступает через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали, и восстановить виденное на экране.
154
1
Паустовский К. Сочинения. - М., 1968. - Т. 2. - С. 681.
|
|
|
|
|
|