Глава 4. ПРАКТИКУМ

4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОВЛАДЕНИЮ ОСНОВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА

"Здравствуйте, дети! Так как сегодня 1 сентября, мы по традиции должны (!) обсудить (!) с вами проблему мира между народами и проблему того, как необходимо для вас ходить в школу. Сейчас я расскажу вам о...". Дальше может следовать что угодно, потому что детям уже неинтересно и в принципе все равно, что скажет учитель. Он будет говорить о своем, а их интересы и желания тут ни при чем. А ведь узнаваемое начало, не правда ли?

В сотнях школ, в тысячах классов 1 сентября учителя говорят детям примерно об одном и том же - о мире и необходимости его защищать, о ценности и пользе знаний. Но какие же разные эти уроки!

А ведь можно начать урок и по-другому, например, так, как начал его когда-то для своих первоклашек Шалва Амонашвили - Человек, Который Любит Детей:

"Хочу рассказать вам сказку, вы не против?

- Не против, не против, расскажите сказку! - радуются дети. Радостью дышат их лица. Может быть, эта радость, эти доверчивые глаза и есть первопричина возникновения "педагогической музы"?

...Мои дети ждут обещанной сказки. Эту сказку я сочинил сам. В ней рассказывается о том, как люди борются за мир.

Сегодня я расскажу им ее, и она будет новым вариантом моего первого урока 1 сентября. Сказки существуют для того, чтобы вселять в людей, особенно же в детей, бодрость духа и стремление возвыситься над собой.

- Садитесь поудобнее и слушайте!

И я начинаю рассказывать сказку о мире. В ней реальное и сказочное переплетаются друг с другом. Беру цветные мелки и одновременно рисую на доске.

- Было не было два государства"1.

Как вы думаете, какой урок запомнится детям? Какой им нужнее?

Несложно предположить, что второй, то есть тот, на котором учитель поставил и решает вместе с детьми сверхзадачу урока, рассматривая

135

его как важный отрезок их жизни, как то время, в течение которого ребенок может стать лучше, добрее, человечнее.

Овладение основами педагогического артистизма, вероятно, правильнее всего было бы начинать с учения о сверхзадаче, сверхзадаче будущего учителя по отношению к самому себе, а значит - и к профессии, к детям. Сверхзадача курса по овладению основами педагогического артистизма - развитие эмоционально-образной сферы будущих педагогов, их творческих, адаптивных способностей, овладение системой управления своим психофизическим аппаратом.

При обучении основам педагогического артистизма особое значение имеет поэтапный подход: на первом этапе надо усвоить основные особенности педагогического артистизма, элементов театральной педагогики как компонентов педагогической техники и педагогического мастерства. Необходимы условия для формирования установок на художественно-педагогическое творчество, мотивов деятельности, закладка ее теоретической основы. Теоретический материал курса желательно осваивать эвристическим методом, задающим стратегию творческого поиска, стимулирующего такие процедуры творческой деятельности, как генерация идей, творческое воображение, творческая рефлексия и др.

На втором этапе осваиваются различные виды упражнений на материале разнообразного воссоздания педагогической реальности, в том числе из области театральной педагогики, адаптированных к педагогической деятельности и призванных помочь в развитии образного мышления, интуитивного предвосхищения, творческих подходов к делу; происходит обучение методике применения полученных знаний и умений в работе; развиваются коммуникативные и артистические качества, необходимые педагогу. Условное воспроизведение реалий школьной жизни дает возможность на практике попробовать себя в ситуациях педагогической действительности, прочувствовать себя в роли субъектов, от имени которых они выступают.

На третьем этапе обучения деятельность носит преимущественно творческий характер. Получая задания, весь процесс их решения надо планировать самостоятельно, импровизируя и проявляя те элементы артистизма, которые наиболее приемлемы в ситуации.

Процесс знакомства с основами педагогического артистизма проходит наиболее эффективно при использовании метода творческого моделирования; во-первых, это происходит тогда, когда вы "рисуете" образ идеального учителя современной школы (и, значит, своеобразный образец для себя), а во-вторых, это осуществляется в форме микропреподавания - проигрывания миниатюрных ситуаций обучения и воспитания (микроурок, микробеседа и т. п.). Важным условием моделирования является опора на ваши теоретические знания: в противном случае моделирование может привести к фиксированным схемам поведения.

136

Также можно использовать такие методы обучения, методы стимулирования и мотивации учения, как деловые, ролевые, эвристические игры, актерский тренинг и разнообразные упражнения на педагогическом материале, решение проблемных театрально-педагогических ситуаций, защита артистических приемов ("оправдание" уместности использования того или иного артистического приема в ситуации педагогического взаимодействия), использование элементов драматизации; метод исторических параллелей; анализ жизненных ситуаций; элементы лекции, раскрывающие зависимость между творческими достижениями педагога и использованием им в своей деятельности компонентов театрального мастерства, выделяющие творческую сущность учительской работы, закономерность обращения к театральной педагогике при анализе педагогической действительности; семинарские занятия, посвященные анализу механизмов достижения творческого самочувствия, развития фантазии, интуиции, эмпатии, наблюдательности и т.д.

Например, для развития эмпатии можно использовать задачи, в которых нужно выделить это явление в различных формах его конкретного проявления: например, написать сочинения, в которых описать какое-либо свое переживание в детстве. Анализируя эти воспоминания, следует отметить особенности детских переживаний. Старайтесь чаще решать проблемные ситуации, в которых путь к педагогически правильному решению лежит через проявление эмпатии. Данные методы работы содействуют не только формированию необходимых педагогических умений и навыков, но и влияют на развитие профессиональных и моральных качеств педагогов. Видя результаты своей работы, познавая себя, анализируя ошибки, можно использовать эту информацию как основу создания программы профессионального самовоспитания.

Актуализации логики чувств (К.С. Станиславский) способствует, в частности, использование метода исторических параллелей, особенностью которого является эмоционально-логическое сравнение представлений, например, о хорошем и плохом учителе, свойственных различным историческим эпохам. При таком сравнении эффективное решение поставленных задач достигается не столько через усвоение каких-либо теоретических понятий, сколько через обеспечение глубокого понимания нравственно-этической сути учительской профессии. Например, в контексте разговора, посвященного требованиям, предъявляемым учителю на современном этапе развития образования, выберите из художественных произведений (Ф. Сологуб "Мелкий бес", Г. Черных и Л. Пантелеев "Республика Шкид", Т. Шевченко "Близнецы", А. Куприн "На переломе (Кадеты)", Г. Помяловский "Очерки бурсы" и др.) эпизоды - определенные тезисы педагогической теории и практики, усиленные художественными приемами повышения психологической проникновенности и обострения эмоциональной воcприимчивости,

137

и представьте их в лицах, т. е. разыграйте. Это расширяет возможности формирования глубоко осознанного вами педагогического кредо, позволяет показать разноаспектную вариативность взаимоотношений учителя и ученика, разработать модель педагогического общения применительно к конкретной ситуации и способствует нравственно-этической переоценке педагогических возможностей, имеющихся в вашем арсенале, возможностей различных средств педагогической техники и театральной педагогики. Таким образом можно достичь оптимального сочетания рационального и чувственного, образуется поле высокого эмоционального напряжения, стимулирующее эффективное трансформирование различных педагогических категорий в глубокие морально-этические убеждения.

Сложность овладения умениями по курсу заключается в том, что умения носят творческий характер: упражняясь даже в однотипных ситуациях, ни один человек не повторяет другого, одна и та же ситуация решается по-разному. Исключения составляют лишь те упражнения, где происходит тренировка в одинаковых артикуляционных, пластических, мимических и других операциях. Поэтому на занятиях постарайтесь быть максимально раскрепощены, вас не должно сдерживать чувство неловкости, ощущение, что что-то не получится или кто-то выполнит задание лучше. Дружеская атмосфера, сопровождаемая чувствами уверенности и защищенности, способствующая раскрытию и индивидуальному проявлению каждого, благоприятный психологический климат как фон успешной работы, как способ и условие творчества важны на всех занятиях, так как, выходя из аудитории и включаясь в другие виды деятельности, можно утратить ощущение созданного микроклимата. Время, отделяющее одно занятие от другого, тоже негативно сказывается на сохранении достигнутого эмоционального состояния. Однако следует отметить, что полная раскрепощенность не означает выхода за рамки культурных норм взаимоотношений между людьми, а, напротив, воссоздает эти формы поведения.

Условиями эффективности обучения выступают помимо поэтапного подхода и использования различных методов обучения также свобода участников занятий; сохранение индивидуального профессионального стиля и индивидуального характера при выполнении учебных заданий; индивидуальное проявление личностного компонента, который не может оцениваться как правильный или неправильный, а только как неповторимый, присущий конкретному человеку; отсутствие отрицательных реакций со стороны сокурсников, в целом благоприятная психологическая атмосфера. Для создания благоприятной атмосферы можно использовать такие способы, как поиск элементов новизны во всех формах работы над собой в аудитории и дома; демонстрация расположенности, симпатии, называние по имени всех участников занятий;

138

проявление интереса, веры в успешность работы, радости за других; готовность к возможным неудачам в процессе и результате работы; эстетизация среды, аудиовизуальный художественный ряд, создаваемый использованием в работе музыкальных фрагментов и фотографий, картин, иллюстраций.

Но прежде всего успех определяется вашим желанием соответствовать званию не предметника, а Учителя с большой буквы; стремлением выявить своеобразие своего характера и предположительные творческие возможности, наметить пути формирования и совершенствования своей профессиональной компетентности и готовности; выбрать (с помощью преподавателя) нужные для этой цели упражнения; воспитать в себе умение сохранять первозданность и естественность чувств и эмоций на уроке и в целом в деятельности, повторяющейся в своих элементах не один раз.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов (с периодическим контролем педагога) включает в себя:

  • индивидуальный тренинг психотехники, рассчитанный на то, чтобы нужными упражнениями "размассировать" свой творческий аппарат для самочувствия, необходимого на уроке;
  • тренинг самообладания (характер, привычки, манеры, походка, речь, осанка), помогающий студентам приобретать привычки, вытесняющие недостатки их природы;
  • наблюдения над жизненными явлениями (и рассказы о них на занятиях);
  • желательно ведение творческого дневника (анализ своего творческого самочувствия, собственное восприятие, рефлексия).

Основные зачетные требования по курсу основ педагогического артистизма могут быть следующими: наличие представления о педагогической сверхзадаче; осознание природы взаимодействия с учеником, понимание и ощущение природы импровизационности во время взаимодействия с ним; отсутствие мышечных зажимов; умение "смотреть и видеть", "слушать и слышать", по-настоящему вспоминать, уметь "не знать" того, что сейчас сделает или скажет ученик в предсказуемой ситуации; быть интересным для ребят, выразительным в своих проявлениях; на разных "языках" озвучивать содержание занятия.

В целях проведения качественной и количественной оценки итогов занятий можно использовать самоотчеты, анализ релевантности курса декларируемым целям, тестирование, анкетирование (самооценка), беседы и наблюдения за практической деятельностью ваших сокурсников и учителей школ, экспертную оценку.

Показателями высокого уровня овладения знаниями и умениями по курсу можно считать произвольность и естественность артистичного поведения; яркое проявление самостоятельности и оригинальности педагогических решений и действий; высокую скорость включения в деятельность, глубину реакций; создание в

139

ходе урока ситуаций эмоционального переживания, разрешение которых требует личностного отношения к другому человеку или явлению; овладение основными ступенями процесса развития органичного творчества: умение ставить и решать сверхзадачу действий, осуществлять педагогическую режиссуру, преодолевать неблагоприятные условия публичного творчества и др.; умение правильно планировать и выразительно осуществлять систему коммуникации, поддерживать обратную связь в общении; готовность к импровизации; развитое чувство внутреннего и внешнего ритма и темпа деятельности; проявление наблюдательности, воображения; яркость речи и жестов; способность корректировать стереотипы в самовосприятии и давать объективную оценку личным и профессиональным качествам; стремление к самосовершенствованию, гармонии внутренних и внешних проявлений.

В качестве творческого зачета по окончании спецкурса можно выполнить следующие задания.

  1. Трехминутный рассказ на заданную педагогическую тему, инсценировка педагогической задачи, драматизация басен, стихов; прозаического произведения, проведение игры с аудиторией. В целом это дает возможность выявить уровень сформированности умения управлять собой.
  2. Подготовка фрагмента урока и решения педагогической задачи. При анализе обращается внимание на активность взаимодействия, умение убеждать и внушать, отсутствие авторитарности в позиции педагога. Это дает представление о сформированности основ мастерства в управлении общением.
  3. Проведение фрагмента урока, организация коллективного творческого дела со школьниками. Выполнение их помогает определить готовность к управлению учебно-воспитательным процессом в целом.

Кроме того, так как фундамент профессионализма - знание, то с целью стимулирования глубокого осмысления своей профессиональной подготовки и будущей деятельности, теоретического и методического обоснования представленных для изучения тем после изучения каждой темы курса следует обратить внимание на перечень вопросов и заданий и список литературы по теме. Это поможет вам выявить сильные и слабые стороны своей подготовки, проверить усвоение теоретических знаний не на репродуктивном, а на адаптивном и творческом уровнях.

Вопросы и задания

  1. Какие методы обучения основам педагогического артистизма являются наиболее эффективными?
  2. В чем особенности поэтапного подхода при обучении?
  3. Что является условием эффективности обучения?
  4. Что может включать в себя ваша самостоятельная внеаудиторная работа?

140

  1. Как проводится оценка итогов занятий по курсу основ педагогического артистизма?

Рекомендуемая литература

  1. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - М.; Л., 1967.
  2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
  3. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. - М., 1968.
  4. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.
  5. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.
  6. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. - М., 2000.
  7. Самоукина И.В. Игры, в которые играют... - Дубна, 1997.
  8. Семке В.Я. Умейте властвовать собой. - Новосибирск, 1991.
  9. Учителю о педагогической технике. - М., 1987.
  10. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998.

141


1 Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1986. - С. 15.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved