Выводы по третьей главе

Диагностика педагогического артистизма должна строиться как приближение к нему: сначала необходимо определить его наличие и рассмотреть как уникальное, самоценное явление, затем установить степень выраженности, привлекая в числе других и методы театральной педагогики (прежде всего методы определения личностной заразительности и убедительности).

Если в театральной педагогике при диагностике качеств творческой натуры используются самые разнообразные, в том числе и достаточно сложные инструментальные методы, то в общей педагогике основным способом выявления присутствия творческой индивидуальности педагога являются субъективные суждения и оценка самого педагога и окружающих. Причем, чем менее инструментировано, объективировано средство диагностики, тем ближе оно подводит к истинному пониманию индивидуальности.

Основными методами диагностики педагогического артистизма являются самонаблюдение учителя, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение мнений учеников и коллег, личностных субъективных оценок.

При диагностике прежде всего обращается внимание на духовное содержание деятельности учителя, привлечение комплексного художественно-герменевтического подхода, использование

133

средств художественного описания, учет мнений различных сторон, личные впечатления.

Необходимо помнить о том, что, вероятно, любое средство диагностики педагогического артистизма (и обычные программы наблюдений, и "портреты" учителей) отражает только отдельные стороны его проявления. Полное же представление о нем возможно только через понимание одной личностью другой средствами эмпатии, интуиции, на основе диалогичного взаимодействия, считывания смыслов из невербальных проявлений.

Информация об индивидуальности очень личностна и может быть познана только на этой же основе. Сама природа заразительности и выразительности такова, что ее индикатором должна быть не шкала прибора, а другой, думающий и чувствующий, человек.

Успешность развития педагогического артистизма зависит от многих внешних и внутренних условий.

К внешним условиям относятся общественные, профессионально-образовательные и деятельностные условия.

Ко внутренним условиям относятся особенности психофизиологической сущности личности педагога, высокий социально-нравственный и культурный уровень личности, профессиональная направленность личности педагога.

В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено и подтверждено, что более успешно овладевают педагогическим артистизмом учителя, обладающие следующими характеристиками: эмоциональность, образность мышления, открытость в восприятии мира, увлеченность работой, экстраверсия, высокая подвижность процессов возбуждения и торможения, чувство юмора. Очень важны уверенность в себе, самообладание, способность к саморегуляции, к умению свободно и целесообразно действовать в публичной обстановке.

Работа по развитию эмоционально-образной сферы личности учителя должна начинаться прежде всего с формирования способности замечать, чувствовать и понимать разнообразие проявлений окружающего мира, людей, искусства, с формирования художественно-эстетической культуры. Это предполагает развитие у учителей и студентов педагогических учебных заведений индивидуальности и богатства ощущений, восприятия, видения мира; развитие эстетических вкусов и взглядов, воспитание эстетического отношения к действительности; приобщение к художественным ценностям. Для этого необходимо проводить в школах и педагогических учебных заведениях творческие мастерские, семинары по проблемам художественного творчества, организовывать художественные студии, литературные гостиные, встречи с деятелями искусства.

134



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved