Требования, предъявляемые к учителю на современном этапе развития образования, предусматривают индивидуально-творческий подход к его подготовке, который обеспечивает овладение специальностью на личностном уровне. При этом можно не только выявлять наличие актерских способностей, но и формировать педагогический артистизм, создавая для учителя такую среду, в которой бы он мог с учетом своеобразия своего характера строить свою особую систему педагогических воздействий.
113
Для развития педагогического артистизма нужны соответствующие условия, которые можно разделить на внешние и внутренние. К наиболее существенным внешним условиям относятся.
1. Общественные условия, действующие на уровне государства: высокая планка предъявляемых школе требований, связанных с современной социальной ситуацией; разработка принципов организации деятельности по изменению имиджа и статуса педагога в обществе и комплекса мероприятий по повышению престижа учительской профессии (в том числе и через улучшение материального положения педагогов); изменение роли учителя в педагогической деятельности: переход от исполнения функций "передатчика знаний" к исполнению функций "актуализатора развития"; усиление роли авторских технологий, школ и педагогических систем, в которых эстетические, духовные и нравственные ценности создателей и реализаторов персонифицируются.
2. Профессионально-образовательные условия, действующие на уровне профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: разработка нового содержания, методов и форм подготовки и повышения квалификации учителей (в том числе привлечение методов и приемов из арсенала театральной педагогики); диагностика педагогического артистизма; разработка специальных программ, ориентированных на развитие артистизма.
3. Деятельностные условия, функционирующие на уровне отдельного образовательного учреждения и связанные непосредственно с профессиональной деятельностью педагога. Эти условия можно в свою очередь классифицировать на:
- а) психологические: обеспечение общего фона для развития педагогического артистизма; высокий духовный настрой жизнедеятельности школы; большой запас творческого потенциала педагогического коллектива; теплая психологическая атмосфера; создание активного личностного климата; отношение к учителю как к самостоятельному, свободному деятелю; предоставление учителям права на поиск и ошибки в нем; тактичность и неофициальность при обсуждении деятельности;
- б) организационные: создание постоянно действующих семинаров и мастерских; проведение мероприятий, показывающих самобытность, своеобразие учителя, и конкурсов на выявление наиболее артистичных педагогов;
- в) управленческие: отбор педагогов в школу по качествам личности, а не по одним только формальным показателям (стаж, заслуги, опыт); установление с каждым педагогом личностно значимых индивидуальных отношений; изменение способов и приемов аттестации педагогов; включение показателей, характеризующих артистизм, во внутришкольную оценку труда педагога, учет при оценке деятельности педагога критериев личностного подхода (значимость для учеников, оригинальность, выразительность и др.); уважительное отношение при экспертной оценке (артистичные педагоги, как правило, люди ранимые, впечатлительные); поощрение артистичных учителей, предоставление определенных преимуществ.
114
Внутренние условия успешности развития педагогического артистизма включают в себя следующие факторы.
1. Определенные особенности психофизиологической сущности личности (особенности типа высшей нервной деятельности, темперамент, индивидуальные черты характера; своеобразие процессов возбуждения и торможения, способность к саморегуляции; такие показатели познавательных, эмоциональных и волевых качеств, как внимание, наблюдательность, воображение, интуиция; специфика сенсорной организации и др.).
Благоприятными факторами для развития педагогического артистизма являются сильная нервная система, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Такой педагог может легко сосредоточиться на изложении нового материала и в то же время живо реагировать на отношение учеников, быстро перестраивая в нужных случаях содержание и форму урока. Способность к саморегуляции, гибкость нервной системы позволяют учителю изменять отдельные проявления своей личности, самообновляться.
А.П. Ленский писал: "Абсолютное отсутствие чувства, так же как и крайняя чувствительность без самообладания, делает человека крайне непригодным к сцене; средняя чувствительность при самообладании дает хорошего актера, и только крайняя чувствительность при полном самообладании - великого исполнителя"1.
От чуткости педагога к различным раздражителям во многом зависит восприятие действительности. Развитое воображение обеспечивает переработку и комбинацию различных впечатлений. Исследования показывают, что более успешно овладевают педагогическим артистизмом учителя с богатым внутренним миром, интенсивными эмоциональными реакциями, экспрессивностью поведения, экстраверсией, умеющие хорошо идентифицировать себя и мир с образным представлением.
О такой особенности человека, как способность образно мыслить и сочетать, на первый взгляд, несочетаемое, хорошо сказал В. Солоухин:
Какого вкуса чувства наши -
И скорбь, и лютая тоска?
И впрямь горька страданий чаша?
Любовь и впрямь, как мед, сладка?
Горчинка легкая в стакане
У грусти явственно слышна.
Живая соль на свежей ране,
Когда обида солона.
115
Соответственно, можно предположить, что у учителей с доминированием таких черт, как интроверсия, бесстрастность восприятия и отклика на происходящее, эгоцентричность, выработка артистизма затруднена. Высокая эмоциональность проявляется в ярко выраженной демонстрации эмоций, суждений, понимании и проявленном сочувствии к переживаниям ребят. Развитое образное ощущение мира дает возможность педагогу создавать образ ситуации, задачи, легко придумывать знаки и символы явлений, без труда соединять, казалось бы, несоединимые вещи.
Педагогический артистизм основывается на гармонии мышления и чувства. Надо ли доказывать, что "сухие", сугубо "информационные" уроки и в научном, и в воспитательном плане оказываются малодейственными? Чувственный мир ребенка - своеобразный катализатор его познавательной и практической деятельности; убеждения личности вне чувств не существуют, и они тем прочнее, чем более наполнены такими положительными чувствами, как прекрасное и возвышенное в единстве со знаниями1. Поэтому так велика роль умения учителя выражать свои чувства, делать их понятными и притягательными для детей; вызывать сочувствие, сопереживание, заражая ребят своими реакциями. Педагогов надо учить этому, ведь взрослые рациональнее и сдержаннее ребенка, часто они стесняются выражать свои эмоции, стыдятся глубокой взволнованности. И напрасно.
Проводником чувства, по К.С. Станиславскому, является внимание. Любое искусство начинается с внимательного взгляда на окружающий мир; управляемое внимание позволяет сосредоточить силы ума и души. В.А. Кан-Калик отмечает, что умение концентрировать внимание, переключать его по своей воле необходимо педагогу едва ли не в большей степени, чем актеру. Внимательный человек больше других получает и больше отдает; его внутренний мир содержателен, манит окружающих людей.
М.О. Кнебелъ писала: "Мы не можем себе представить, что нам суждено увидеть, но мы должны быть готовы воспринять это открыто, с удивлением и радостью".
Педагогический артистизм основан на умении не только концентрировать внимание на объектах, но распределять внимание между двумя или несколькими плоскостями, держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки утомления, непонимания, а также следить за своим поведением (позой, жестами, мимикой, походкой).
С понятием внимания тесно связано понятие наблюдательности - интереса ко всем проявлениям действительности, стремление понять и эмоционально пережить происходящее, диалектический
116
взгляд на жизнь. Педагогическая наблюдательность - это прежде всего способность проникать в тайники детской души.
Творческая фантазия и воображение - решающие моменты любого творчества. Уровень развития воображения неразрывно связан с творческой активностью личности. Своеобразие педагогического воображения выражается в том, что ему присущи черты художественного творчества. Художественность педагогического воображения заключается в способности сделать образным излагаемый материал. Оно выступает как разновидность образного педагогического мышления и помогает артистичному учителю не только мыслить образами, но и внедрять эти образы-"видения" в ткань педагогической деятельности; воспроизводить и содержательно интерпретировать те или иные эпизоды урока. Строить предположения, угадывать возможные события урока, прибегать к метафорам, сравнениям из разных областей действительности. С одной стороны, педагогическое воображение опирается на логику, а с другой стороны, оно отмечено образностью, эмоциональностью, зримостью художественно-образного мышления. Воспитать в себе умение каждый раз по-новому смотреть на известное, стремление делать урок увлекательным можно, владея творческой фантазией.
Интуиция также играет важную роль в педагогическом артистизме. В педагогической действительности многообразие и неповторимость ситуаций, очень большое число факторов, влияющих на результат, неполнота и приблизительность информации, которой располагает педагог, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают подчас точный расчет просто невозможным, и интуитивное предвосхищение результатов оказывается в этих условиях даже точнее логических выкладок. Интуиция, своеобразное педагогическое чутье с успехом заменяют опытному преподавателю логические рассуждения, позволяют с ходу увидеть правильное решение (В.И. Загвязинский). С.А. Гильманов рассматривает интуицию как феномен, обеспечивающий связь сознания с подсознательной сферой психики, в которой базируется богатый опыт, накопленный в течение всей жизни. "Подключение" подсознания позволяет использовать этот опыт (знания, способы деятельности, установки и т.д.). "Прорыв" подсознательного опыта в сознание представляется неожиданным "озарением", необъяснимым нахождением ответа, прямым видением решения сложной проблемы. Регулятором, "включателем" механизма интуиции являются эмоции1.
Интуиция помогает педагогу находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности и ведет к способности прогнозировать результаты деятельности. Нередко интуиция
117
рождает в человеке уверенность в правильном решении, когда никаких аргументов, доказывающих эту правильность, нет. Если во время подготовки к уроку педагог представил его мысленно и эмоционально, то, помня об этих чувствах во время урока, он уже проявляет интуицию, которая выступает в форме опережения. Последнее заключается в том, что учитель предвосхищает будущее настроение (свое и класса); предвосхищение происходит за счет того, что он удерживает всю целостную линию настроений, весь эмоциональный образ класса и урока (Ж. В. Ваганова).
С.А. Гильманов отмечает, что особенно часто интуиция проявляется при решении коммуникативных задач: неосознанное "вчувствование" в состояние учеников и обусловленная этим коррекция поведения учителя; нахождение верных средств воздействия на учащихся. В коммуникативной деятельности интуитивное решение само может не осознаваться и быть выраженным в невербальных формах (жест, мимика, взгляд) и других способах воздействия на личность. Механизм интуиции проявляется в деятельности артистичных учителей, творчески устремленных на решение главных педагогических задач. Ш.А. Амонашвили так описывает случай, когда он неожиданно для себя решил изменить ход уже спланированного урока: "Я благодарен этому чутью, этой силе, которая мне хорошо знакома, но не могу дать ей точного определения и описания"1.
2. Высокий социально-нравственный и культурный уровень личности, внутренний багаж педагога. Педагогический артистизм возникает при наличии у учителя богатой духовной жизни, интеллигентности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличие от актера, "играет" самого себя. Наличие актерского таланта - очень важное условие, но он только тогда может помочь педагогу раскрыть все богатство своих проявлений, когда сочетается со способностью глубоко мыслить и чувствовать, постоянной работой над собой, самосовершенствованием. Педагогика требует умения постоянно трудиться, а растапливать "печку творчества", как пишет М.О. Кнебель, приходится самим собой, и только в ежечасном "самосгорании" обретаются новые силы. В.И. Немирович-Данченко говорил, что современный художник должен быть "социально воспитанным" человеком. Этим термином он называл человека, у которого наряду с навыками общения с людьми, этическими требованиями к себе и людям, реальными нормами поведения наличествует комплекс социальных обязательств и стимулов. Бедности души не скрыть за знанием "рецептов" театрального или педагогического дела.
М.О. Кнебель пишет по этому поводу: "...Понятие самоусовершенствования мы сдали в архив... В то время как стоит оглянуться
118
на судьбы крупных художников, - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы увидим титанический труд над самим собой, над овладением мастерством, над глубиной познания мира".
Для артистизма необходимы социокультурные основания - то, что человеком приобретено в течение жизни и сформировано в виде опыта, направленности, мировоззрения, чувства юмора. Здесь речь идет прежде всего о личностных смыслах и ценностях человека. М.Н. Ермолова в связи с этим писала: "Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека".
Еще одним условием педагогического артистизма является чувство юмора - сложное психофизиологическое образование, тесно связанное со сферой эмоций, субъективная способность личности воспринимать мир и отражать его. Умение шутить в эмоциогенной обстановке является убедительным выражением педагогического артистизма. Артистичный педагог использует юмор с большим тактом и осторожностью, способствуя развитию личности ребенка.
Посмотрите, сколько артистизма и юмора в том, как встречает чуть припоздавшего ученика герой рассказа Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" "гениальный" математик Харлампий Диогенович.
"В таких случаях он останавливался в дверях, перекладывал журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход. Ученик мнется, его растерянная физиономия выражает желание как-нибудь понезаметней проскользнуть в дверь после учителя. Зато лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и пониманием необычности этой минуты. Он дает знать, что само появление такого ученика - редчайший праздник для нашего класса и лично для него... что его никто не ожидал, и раз уж он пришел, никто не посмеет его упрекнуть в этом маленьком опозданьице, тем более он, скромный учитель, который, конечно же, пройдет в класс после такого замечательного ученика и сам закроет за ним дверь в знак того, что дорогого гостя не скоро отпустят.
Все это длится несколько секунд. И в конце концов ученик, неловко протиснувшись в дверь, спотыкающейся походкой идет на свое место.
Харлампий Диогенович смотрит ему вслед и говорит что-нибудь великолепное, например:
3. Профессиональная направленность личности, личная устремленность применить свои знания, способности, опыт в области педагогической профессии также является одним из условий успешного формирования педагогического артистизма. Если учитель искренне
119
устремлен к высоким целям своего труда, если в его душе живет желание помочь детям стать лучше, то все - и эмоции, и воображение, и пластика, и внешняя выразительность, и владение собой - ложится в основу определенного качества, и возникает то, что называется педагогическим артистизмом. В профессиональной направленности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворить духовные потребности. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач педагогической деятельности, относящиеся к ней интересы, установки, взгляды. Артистизм становится педагогическим только при наличии у учителя педагогического мышления, в котором сконцентрированы этические установки, знания педагога, его профессионально-личностные качества. Артистические способности включаются в сферу педагогической деятельности при наличии педагогической направленности, обусловленной интересом и любовью к детям, осознанием значимости педагогической деятельности и развитых педагогических способностей.
К числу факторов, препятствующих успешному становлению педагогического артистизма, можно отнести: собственный опыт учителя, в процессе которого посредством имитации был усвоен определенный репертуар авторитарных поведенческих актов; кратковременный успех при использовании авторитарно-подавляющих средств в педагогическом процессе; попытки компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога; существующие предрассудки о "ненужности" артистичности и о более высокой эффективности авторитарного стиля поведения и др.1
Эффективность работы по развитию педагогического артистизма в немалой степени зависит от сформированных положительных мотивов и осознания личностной значимости приобретаемых знаний и умений. Они рождают увлеченность, интерес, эмоциональную напряженность и т. д. Важно разностороннее художественное образование учителя, включающее в себя формирование эстетических вкусов и идеалов, развитие способности восприятия и понимания прекрасного в жизни и искусстве, развитие эстетических взглядов и чувств. Приобщение к эстетическим ценностям подразумевает формирование эстетических знаний, овладение культурным наследием прошлого, становление стремления быть прекрасным во всем. Главная цель при этом - пробить броню эмоциональной бесчувственности, "глухоты", "толстокожести", как говорил В. Сухомлинский, развивать чуткость, тонкость души, поддерживать духовность, воспитывать культуру потребностей, запросов, желаний.
120
Оказать действенную помощь молодому учителю призван разработанный нами спецкурс-практикум "Основы педагогического артистизма" (см. программу в приложении). Лекции о сущности педагогического артистизма, о его видах и уровнях, о творческой индивидуальности учителя, о педагогических и актерских способностях необходимы начинающему педагогу для осознания сути явления, для заострения внимания на важных для педагогической деятельности вопросах. Весьма полезными являются и практические занятия. Это способствует осуществлению дифференцированного подхода к подготовке учителя, обеспечению творческих путей овладения артистизмом, а это, в свою очередь, стимул для дальнейшего творческого поиска в педагогической деятельности.
Основная трудность при развитии педагогического артистизма заключается в том, что он неразрывно связан с конкретной личностью педагога, вне личностного контекста его проявления могут утратить свое очарование и значимость. Есть учителя, основной "конек" которых - совершенное владение речью, есть мастера импровизации и т. д. Попытки других скопировать, механически повторить то, что и как делают они, могут закончиться провалом, не сработать, не заиграть теми же красками. Поэтому при обучении учителей основам педагогического артистизма следует развивать не отдельные приемы и навыки, а использовать комплексный подход. Вспомним то, что мы говорили об образе учителя как системе представлений и понятий о его человеческих и профессиональных качествах, ценностях, приоритетах.
Таким образом, системный подход к развитию педагогического артистизма, заключающийся в обеспечении на различных уровнях условий для этого (в том числе создание общего настроя на эстетически направленную деятельность, воспитание органической потребности к творчеству; развитие эстетического вкуса педагога, его сенсорной организации, образно-ассоциативного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости; овладение элементами актерской техники, а главное - воспитание стремления к самопознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию), создает предпосылки для успешного решения столь непростой задачи.
- Назовите наиболее существенные внешние условия развития педагогического артистизма.
- Что включают в себя внутренние условия развития педагогического артистизма?
- Какие факторы препятствуют успешному становлению педагогического артистизма?
- От чего зависит эффективность работы по развитию педагогического артистизма? Какие направления может включать в себя эта работа и какова ее главная цель?
121
- Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация в школьном учебном процессе // Реформа школы и развитие педагогического творчества учителей / Под ред. В.И. Загвязинского. - Тюмень, 1988.
- Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Тюмень, 1998.
- Гильманов С.А. Интуиция педагога. - Тюмень, 1992.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987.
- Загвязинский В.И. Преподавание как творческий процесс // Вестник высшей школы. - 1987. - № 7.
- Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М., 1976.
- Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя. - Полтава, 1991.
122
1
Ленский А.П. Заметки актера // Артист. - 1894. - № 43. - С. 82.
1
См.:
Лук А.Н. Эмоции и личность. - М., 1982.
1
См.:
Гильманов С.А. Интуиция педагога. - Тюмень, 1992.
1
Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1986. - С. 13.
1
Искандер Ф. Первое дело. - М., 1972. - С. 20.
1
См.:
Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Тюмень, 1998. - С. 127.