Выводы по второй главе

Педагогический артистизм как феномен является личностной и профессиональной категорией. Под ним понимаются: 1) черты личности учителя, ее своеобразие; 2) совокупность учебных приемов, техник, заключающихся в том, что урок разыгрывается по особым законам; 3) концепция педагогического творчества, по которой вся окружающая действительность оказывается вовлеченной в педагогическую деятельность. В целом педагогический артистизм может быть определен как способность к органичному существованию и эффективному действию в условиях педагогического процесса. Эта способность связана наряду со знаниями учителя и развитием его педагогического мышления также с овладением искусством самовыражения (умением воплощать мысль и переживание в образе, поведении, слове), импровизации, умением регулировать психическое состояние, конструированием "партитуры педагогического общения".

В структуре педагогического артистизма выделяются две стороны:

  • 1) внутренний артистизм - культура, эмоциональность, изящество, игра воображения, образное видение, оригинальность мышления, способность к импровизации, внутренняя настройка на творчество;
  • 2) внешний, разомкнутый на класс, артистизм - игровая подача, "техника" игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача эмоционального отношения к деятельности, выведение учеников на игровой уровень.

95

В структуре педагогического общения артистизм выполняет следующие функции: мотивационную, мобилизационную, аттрактивную, фасилитаторскую, стимуляционную, синтетическую.

Особое воздействие на учеников оказывает речевой артистизм учителя, компонентами которого являются энергетика, интенсивность, выразительность и др. Важную роль в овладении речевым артистизмом играет использование учителем коммуникационных эффектов "риторического инструментария" (эффект визуального имиджа, первых фраз, воображения и др.).

Обучение студентов элементам театральной педагогики играет важную роль в процессе становления их как творческих личностей. У будущих учителей исчезают атрибуты отрицательной психофизиологической доминанты, появляется способность владеть "рычагами" вдохновения; возникает умение воздействовать на внимание аудитории и поддерживать устойчивый интерес к содержанию образования; активизируется способность выявлять и демонстрировать свои личностные и мировоззренческие установки, выражать мысль вербально и невербально; облегчается возможность самоутверждения в опыте учащихся; стимулируется развитие чувственной сферы и способность сочетать логическое и эмоциональное, образное в своем внутреннем мире и действиях, и таким образом адекватно передавать ребенку богатство культуры; формируется привлекательный для ребенка гуманистический потенциал учения; возникает умение этической защиты в случаях, когда необходимо отстоять достоинство (свое и ученика) и скорректировать поведение; облегчается передача чужого опыта, активизируется способность ставить эмоциональное впечатление ребенка, творческое задание ему в определенный мировоззренческий и нравственный контекст, соотносить с индивидуальными особенностями ребенка, его жизненным опытом; появляется возможность представления перспективы творческого роста.

В результате этого у учеников формируется мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования; эмоциональное восприятие материала способствует сохранению устойчивого внимания и интереса, углублению мотивов учебного познания, ответному желанию раскрыться, появляется чувство раскованности, свободы, расположенности к собеседнику, исчезает нервозность в ожидании вызова; облегчается восприятие и принятие чужого опыта, возрастает способность подняться выше по уровню разрешаемых интеллектуальных трудностей; нахождение в "лаборатории", где протекает процесс творчества, и непосредственное участие в нем оказывают влияние на способность переводить знания в личностный смысл.

96



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved