К ЧИТАТЕЛЯМ

Общепризнано, что педагогика - не только наука, но и искусство, а практическая педагогика, обучение и воспитание на любой ступени - от вскармливания и развития младенца до психолого-педагогической помощи престарелым - тем более. Однако и теоретические проблемы, и прикладные методики овладения искусством воспитания пока разработаны очень слабо, а студентам педагогических учебных заведений либо вовсе не помогают овладевать педагогическим искусством, либо делают это бессистемно, эпизодически.

Предлагаемая вниманию читателя книга в какой-то мере заполняет этот серьезный пробел. Книга посвящена воспитанию педагогического артистизма как качества личности творческого педагога, как неотъемлемого компонента педагогического профессионализма и мастерства, как условия становления его индивидуальности.

В последние годы мы осознали, что любое образование, а педагогическое в особенности, поскольку это образование базовое, - это не только овладение системой знаний, логикой рассуждений и способами деятельности. Это погружение в культуру, выработка человеком системы ценностей и смыслов, развитие чувств и отношений. Это становление внутреннего мира личности на основе знаний, эмоций, веры и любви. Современный педагог не столько транслятор информации или инструктор, сколько полпред культуры, духовный наставник.

Чтобы справиться с этой миссией, ему необходимы развитое мышление, не только логическое, но и образное, способность к симпатии, к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения, способность к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию, выразительность и экспрессивность внешней деятельности. Он должен уметь поддерживать свою творческую форму, обладать искусством самовыражения.

Как показывает автор, тут вполне разумно обратиться к резервам театральной педагогики, к мыслям и рекомендациям ее корифеев, не забывая, разумеется, о различиях этих видов деятельности. Нам представляются очень интересными и продуктивными педагогическая трактовка известного положения К.С. Станиславского о "сверхзадаче" актера, сравнение артистической и педагогической техники, мысли о педагогическом артистизме как условии выполнения педагогом ролей сценариста будущего педагогического

3

действия, его режиссера, актера и критика одновременно.

Хотелось бы обратить внимание читателя еще на одно положение, развиваемое автором. Артистизм - не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника (не хочется употреблять традиционное - зрителя, лучше - участника, партнера, сотворца). Артистизм подлинный - это богатство и красота внутреннего мира педагога, умение решать задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое.

Артистизму нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в этой или других книгах. Важно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, самопрезентацией, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу молодых людей.

Хочется надеяться, что убежденность и вдохновение, с которыми написана книга, передадутся читателю, а ее практическая часть поможет в раскрытии артистических способностей прежде всего студентов и молодых педагогов.

В.И. Загвязинский, академик РАО

4



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved