1.3. Лидерство и власть

Руководство (формальное лидерство) - это процесс управления трудовой деятельностью коллектива, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе административно-правовых полномочий и социальных норм. Неформальное лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе и отличается от руководства тем, что группа последователей признает личностные и физические качества лидера, передает ему властные полномочия, наделяет его ответственностью, а также оказывает ему необходимую поддержку в достижении поставленной цели. Право на власть приобретается неформальным лидером в ходе формирования группы последователей, и реально лидер пользуется им только до того момента, пока это признается его последователями. Для этого лидеру надо найти своих последователей и постоянно демонстрировать личностные качества и образцы поведения.

Лидерство не подменяет собой руководство, а дополняет и развивает его. Наибольший эффект может быть достигнут, когда инструменты руководства и неформального лидерства сосредоточены в одних руках. С

134

точки зрения групповой деятельности неформальный лидер в группе выполняет две основные функций:

  • устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения (доброжелательность, ответственность, взаимопонимание и т.п.) или негативные формы поведения группы (агрессивность, обособленность, стяжательство и т.д.),
  • установив нормы, цели, обычаи и традиции, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.

К оценкам лидера добровольно и зачастую неосознанно присоединяется большинство членов группы, одобряя или порицая своего товарища. Зависимость социального статуса каждого члена группы от групповой солидарности и внутригруппового контроля делает коллектив в социально-психологическом плане эффективным средством воспитания. Эффект лидерства проявляется в проблемных ситуациях, возникающих в процессе групповой деятельности. С точки зрения достижения групповых целей лидерство может иметь как позитивное, так и негативное последствия. Выделяют два резко противоположных типа лидерства: инструментальный и эмоциональный.

Инструментальный лидер - это член группы, берущий на себя инициативу в решении проблемной ситуации, в соответствии с групповыми целями и обладающий соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами.

Эмоциональный лидер - это член группы, берущий на себя функции регулирования группового настроения в проблемных ситуациях. В позитивном плане эмоциональный лидер стремится предупредить и разрешить конфликты, разрядить эмоциональное напряжение, возникающее у членов группы в конфликтных ситуациях, чем способствует достижению групповых целей и повышению эффективности групповой деятельности. Однако под влиянием неудач и трудностей эмоциональный лидер может стать зачинщиком недовольства, паники, асоциального поведения группы.

Основой лидерства является специфический тип отношений управления или лидерский тип, который определяется как отношения "лидер-последователь". Эффективность лидерства определяется уровнем его взаимоотношений с последователями, (рис. 2.2).

135

Рис. 2.2. Типы отношений управления
Рис. 2.2. Типы отношений управления

При наличии отношений "хозяин-работник" последователь тратит свои силы во благо группы, возглавляемой лидером, не имея практически никаких прав. Власть лидера в этом случае носит абсолютный характер и может распространяться на все вопросы жизнедеятельности группы. Эффективность групповой деятельности при таком типе отношений проявляется в способности группы в короткие сроки решать достаточно сложные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех членов группы вокруг одного лидера. Такой тип лидерства является наиболее распространенным в современном семейном, торговом и фермерском бизнесе.

Данному типу лидерства присущи определенные недостатки, снижающие эффективность, взаимоотношений:

  • проведение организационных изменений в группе зависит только от желаний лидера,
  • при достижении поставленных целей лидер зачастую пытается удержать власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда согласуется с интересами отдельных членов группы,
  • уход или устранение лидера ведет к дезорганизации группы на неопределенное время.

Более сложным рыночным структурам соответствуют иные типы лидерских отношений (см. рис. 2.2).

136

Современная социология признает, что лидерские способности можно развить, а умениям можно научиться. Лидером становятся не сразу, и этому обычно предшествует определенный тип служебной карьеры, помогающий развивать эти навыки и умения. Однако основополагающим является то, что лидерство - это не выбор навыков и умений, а качество характера, в первую очередь, готовность к риску.

Лидерство в отличие от руководства не концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а способствует тому, чтобы делались правильные вещи. Эффективный менеджер не обязательно должен быть и эффективным лидером, что находит отражение в их основных характеристиках.

Характеристики менеджера и лидера

Менеджер: Лидер:
  • администратор
  • поручает
  • работает по целям других
  • в основе действий лежит план
  • полагается на систему
  • использует доводы
  • контролирует
  • поддерживает движение
  • профессионален
  • принимает решения
  • делает дело правильно
  • уважаем
  • инноватор
  • вдохновляет
  • работает по собственным целям
  • в основе действий лежит видение
  • полагается на людей
  • использует эмоции
  • доверяет
  • дает импульс движению
  • энтузиаст
  • реализует решения
  • делает правильное дело
  • обожаем

137



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved